Замминистра иностранных дел Грузии Давид Джалагания считает процесс строительства автомобильной дороги из Дагестана в грузинский регион Кахети (Восточная Грузия) опасным.
«Если бы это была обычная ситуация, то реабилитация дороги имела бы вид восстановления транспортной коммуникации. Но исходя из состояния грузино-российских взаимоотношений и, в частности того, что Россия пока рассматривается как страна-оккупант, конечно, процесс реабилитации содержит определенную опасность. Кроме этого, возникают и вопросы», – отметил Джалагания и добавил, что до сих пор власти Грузии и России не обсуждали эту тему, пишет Грузия Online.
Ситуацию мягко прокомментировал и министр экономики Грузии, который считает, что, имея вызванные стихией проблемы, было бы неплохо Грузии иметь альтернативу. По его словам, с точки зрения безопасности будут замечания, которые необходимо учесть.
«Наличие проблемы оккупации – очень плохо, но мы возобновили торговлю с Россией. С этой точки зрения, думаю, больше дорог способствуют торговле. Когда у нас имеется вызванная стихией проблема на Ларсе, думаю, будет неплохо иметь альтернативу, чтобы между Россией и Грузией передвигался товар. С политической точки зрения, конечно же, никто проблем не снимал. Они требуют решения и для этого необходим диалог, но существование новой дороги при отсутствии каких-либо других особых проблем будет лучше», – заявил Георгий Квирикашвили.
Вопрос о строительстве дороги, которая свяжет восток Грузии с Дагестаном, может быть затронут в ходе встречи спецпредставителя премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с РФ Зураба Абашидзе с замглавой российского МИД Григорием Карасиным, сообщила министр иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе в воскресенье, 12 октября.
«Информация о планах по строительству дороги у нас есть пока только из средств массовой информации, и Россия к нам не обращалась с подобным предложением», – цитирует министра иностранных дел Грузии Майя Панджикидзе портал "Новости-Грузия".
Следует отметить, что Аваро-Кахетинская дорога имеет ключевое, если не сказать "жизненно важное значение" для Дагестана.
У дороги давняя история. Еще в середине XIX века дорога считалась стратегически важным объектом, позволяющим в случае нападения турецких войск оперативно перебросить войска из Грузии. Начинали строить дорогу трижды, но после окончания строительства железной дороги по берегу Каспийского моря проект был заморожен. О дороге вспомнили только после начала Первой мировой войны.
Нынешний проект строительства Аваро-Кахетинской дороги предполагает, что она пройдет по территории четырех горных районов Дагестана. С ее введением в эксплуатацию часть грузопотока будет переориентирована с Военно-Грузинской дороги, что позволит активизировать экономическое развитие горных районов, через которые пройдет автотрасса, поможет создать здесь необходимую инфраструктуру, новые рабочие места.
Проектная протяженность Аваро-Кахетинской дороги около 80 километров, необходимо будет построить пять тоннелей и 25 мостов. При этом весь участок дороги между бассейнами Каспийского и Черного морей займет 470 километров.
По словам заместителя главы Совета безопасности Грузии Ивлиана Хаиндрава, на данном этапе в правительстве Грузии вопрос Аваро-Кахетинской дороги пока еще не обсуждался.
«Скорее всего, строительство дороги – это показатель т.н. «мягкой силы» со стороны России, а не военной угрозы. Сейчас у Москвы есть достаточное количество войск в Абхазии и Цхинвали в случае если ей понадобится вести какие-то военные действия. Там есть все что нужно – ракеты, танки, артиллерия. В целом конечно нужно проявить осторожность. В конце концов, не будет никакой дороги без согласия нашей стороны» - заявил чиновник.
По словам представители премьер-министра Грузии по отношениям с Россией Зураба Абашидзе, в ходе его встреч с замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным, которое состоялось 12 октября, этот вопрос не обсуждался.
«Как сообщают СМИ, Россия ведет какие-то работы в Дагестане. Это их право, на своей территории они могут строить что угодно и где угодно» - заявил госминистр.
|