Сегодня мы живем в достаточно богатое альтернативами время. Но эти
альтернативы кажутся кем-то, странным
образом, продиктованными. Они выглядят путями, который избрали не мы сами, а
которые выбрали за нас – «слепых и несведущих ничего в жизни». Из года в год
сделать окончательный выбор Пути или определиться с вероятностью такого выбора становится
все сложней и сложней. А известная свобода выбора не позволяет сделать выбор в пользу Свободы... Особенно сложно, когда народ уже на протяжении более
двух сотен лет занят просто самопожиранием. Борьба с подобными себе равносильна
самопожиранию. Борьба с представителями своего народа, своей страны, то же
самое. Возможно, это своего рода попытка найти себя и этих примеров в истории
было много. Но найти себя ни в себе, ни в другом, будучи подавленным и убитым,
нельзя. Иначе говоря, в условиях, когда один аварец стремиться одержать верх над другим
аварцем никакой Аварии быть не может. Соответственно, не может быть и
Дагестана, когда дагестанцы воюют с дагестанцами. Не может быть и никакого государства, когда его граждане делят одну общую территорию на «своё» и «чужое» и не признают
друг в друге равных соотечественников, спорят о том, кто титульней и на ком одном государство держиться.
«Свои против своих»: эту формула общественно-политической мысли и
практической деятельности, которая на протяжении не одной сотни лет успешно
применяется на Кавказе.
Ни какой преемственности, и ни какой последовательности, которая бы
устояла чуть больше века. Одни лучше
других. Одни правы больше, чем другие, но при этом каждый прав по-своему. Идея,
которая бы сплотила всех и в радости и в горе, кажется из года в год
безутешной.
И хотя есть в каждом из нас осознанная необходимость перемен,
необходимость в здравом отношении к себе и к окружающему миру, но признать эту
действительность своей ни кто не хочет… Можно не сомневаться - окружающее нас
всех сильно отличается от того, что каждый из нас внутри, в себе, вынашивает. И
эта действительность есть суть отражение наше. Не сломленный не будет стремиться
ломать других, не убивший в себе человеческое не убьет другого человека,
неиспорченный не испортит ни что вокруг.
Каждый, кто жил с помыслами о будущем Дагестана и погибал за нее на
этой земле, думал о пользе, которую ей приносит. Мы не смеем забывать о тех,
кто когда-либо погиб за Дагестан. Мы не смеем забывать и тех, кто жил ради
Дагестана и светом своего существования озарял дорогу. И поскольку мы еще не
разучились думать о прекрасном и
будущем, о степени вероятности счастливого будущего, надо думать и о
тех, кто живет и о тех, кто дарует эту жизнь и делает ее осмысленной. Дорога в
будущее через трупы и оскверненную память лишена смысла.
Много ли смысла в том, чтобы разбить, поломать, испортить или убить в
человеке хотя бы надежду… Много ли смысла в том, когда юные сограждане
выворачивают клумбы, оскверняют памятники и память, рушат историю, опираясь на
которую следовало бы идти вперед…
Подумать,
что ненависть к пятиконечной звезде вызвана любовью к полумесяцу, как могут
подумать некоторые, было бы совершенно неправильно.
Всякая ненависть, как и всякая
нетерпимость, есть следствие невежества, в которые мы сами себя загнали. Загнали
себя, загнали и подрастающее поколение.
Мы так и не пришли к согласию относительно того, что хорошо, а что
плохо, по сколько ошибочно считаем ответ на этот вопрос очевидным, а вопрос
закрытым. Но это не так.
В преддверии президентских выборов, по просьбе главных редакторов, в Махачкале журналистов попросили собраться в конференц-зале Союза журналистов. Кураторы четвертой
ветви власти провели короткую беседу с журналистами и общественниками, причем,
не скрывая своих симпатий к тому или иному претенденту на должность главы
государства.
На первый взгляд, могло показаться, что эта затея связана с желанием
призвать голосовать за представителя от партии власти, по сколько инициаторами
встречи были чиновники. Но весь вопрос в
том, что ни кто из выступавших, кому бы он ни симпатизировал, не отнимал и не
мог отнять ни у кого права голоса. Замысел встречи был не в том, чтоб призвать
отдать за кого-то одного свой голос, а в том, чтобы призвать не отказываться от
такого права, когда есть возможность этот голос отдать – хоть одному, хоть всем
сразу.
Позиция, когда человек считает должным принимать участие в жизни страны,
начинается с участия в избирательных компаниях и в борьбе за чистоту этих
выборов. Ни один дагестанец не может сегодня положа руку на сердце сказать, что
чистота предыдущих выборов в Дагестане была нарушена при участии в
выборах всех избирателей, а уж в борьбе за чистоту выборов, готовых принять участие и того меньше... Все нарушения, которые нам известны,
имеют место при нашем халатном отношении к происходящему.
Избыток похвалы
приводит к раздувающемуся самомнению, недостаток - к унынию, а неравномерное
распределение похвал между воспитуемыми угрожает появлением любимчиков. В жизни, как и в педагогической практике, полно противоречий.
Невольно задумываешься о том, как растить детей, чтобы они были готовы к шумной и
беспорядочной жизни в реальном мире, где правильные вещи не всегда оцениваются
по достоинству, а проступки и просто свинство остаются безнаказанными? Привести
к порогу счастья за-руку никого не возможно, как невозможно осчастливить всех сразу,
тем более, в одинаковой степени. Но позаботиться о том, чтобы человек шел в каком-либо направлении, желательно в правильном направлении, просто
необходимо. Призывать к тому, чтобы те, кому дано право голоса заявили о своих
предпочтениях, надо. На нашу обязательность, на обязательность взрослых, оглядываются и смотрят также наши
дети, которые пятничным днем или воскресным утром осознают, что их родители пошли и сделали
то, что должны были для себя и для страны сделать.
При ближайшем рассмотрении проблемы аварского народа не возможно сравнить с «гордиевым» узлом, который был бы разрублен
при благоприятных условиях, а с реальностью, которая прогнулась под нами от
тяжести неразрешимых проблем. Причем, для того, чтобы исправить ситуацию не нужно высоких примеров и подвигов. Достаточно маленьких, но правильных
поступков.
Л.А.Лачин. За что продолжаем бороться?
//Аварская газета "ХIакъикъат", №8 от 2 марта 2012 года