INDEPENDENT INFORMATION ANALYSIS AND SYNTHETIC SERVICE
НЕЗАВИСИМАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕЗИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Земля. Alazan-INFO


Форма входа

Категории раздела

Закатальская правда [0]
Алазанская долина [25]
Наш Кавказ [93]
Мир [10]

Статьи о Кавказе и Интервью

Главная » Статьи » Мир

Лачин Лачинов. Роль и место науки в развитии современного общества // Alazan-INFO
В настоящее время в обществе происходит стремительная переоценка роли науки в развитии человечества. Начиная с эпохи Возрождения, наука, отодвинув на задний план религию, заняла ведущую позицию в мировозрении человечества. Если в прошлом выносить те или иные мировоззренческие суждения могли только священнослужители, то впоследствии эта роль целиком перешла к сообществу ученых. Научное сообщество диктовало обществу правила практически во всех областях жизни, наука являлась высшим авторитетом и критерием истинности. Именно наука была важнейшим, базовым институтом, так как в ней формировалась и единая картина мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделялись частные теории и соответствующие предметные области профессиональной деятельности в общественной практике.
«Центром» развития общества являлись научные знания, а формирование этих знаний - основным видом производства, определяющим возможности остальных видов в материальной и духовной сфере. Но во второй половине XX века определились кардинальные изменения в развитии общества: как в самой науке, так и в общественной практике. Однако, спустя определенное время мы могли наблюдать противоречия в строении единой картины мира, созданной наукой, и внутренние противоречия в структуре научного знания, которые породила сама же наука. Стремительный рост научного знания, технологизация средств его производства привели к резкому увеличению дробности картины мира и, соответственно, дроблению профессиональных областей на множество специальностей. Современное общество не только сильно дифференцировалось, но и стало реально поликультурным. Сегодня вновь, как и раньше, каждая культура претендует на собственную форму самоописания и самоопределения в истории. Возможность описания единой мировой истории оказалась крайне проблематичной и обреченной на мозаичность. Встал практический вопрос о том, как соорганизовать «мозаичное» общество, как управлять им.Одновременно мы были вынуждены признать, что утвердившиеся в новейшее время научные модели «работают» в очень узком ограниченном диапазоне: там, где идет речь о выделении общего, универсального, но не там, где постоянно необходимо удерживать разное как разное. За последние десятилетия роль науки (в самом широком смысле) существенно изменилась по отношению к общественной практике. С XVIII века до середины прошлого XX века в науке открытия следовали за открытиями, а практика следовала за наукой, «подхватывая» и реализуя эти открытия. Но, затем, наука стала все больше «переключаться» на технологическое совершенствование практики: понятие «научно-техническая революция» сменилось понятием «технологическая революция», затем возник термин «технологическая эпоха» и т.д. Показательно, например, стремительное развитие компьютерной техники и компьютерных технологий. Если раньше в ходу были теории и законы, то теперь наука все реже достигает такого уровня обобщения, концентрируя свое внимание на моделях, характеризующихся многозначностью возможных решений проблем.  То есть, сомнения в том, что работающая модель полезнее отвлеченной теории, уже отступили на задний план.
Исторически известны два основных подхода к научным исследованиям. Автором первого является Г.Галилей. Цель науки, с его точки зрения, - осознание порядка, лежащего в основе явлений, чтобы описывать поведение объектов и открывать новые явления. Это так называемая «чистая наука», теоретическое познание. Автором второго подхода был Френсис Бэкон. О нем вспоминают гораздо реже, хотя сейчас возобладала именно его точка зрения: «Я работаю, чтобы заложить основы будущего процветания и мощи человечества. Для достижения этой цели я предлагаю науку, искусную не в схоластических спорах, а в изобретении новых ремесел...». Наука сегодня идет именно по этому пути - пути технологического совершенствования практики. Если ранее наука производила «вечное знание», а практика пользовалась «вечным знанием», т.е. законы, принципы, теории жили и «работали» столетия или, в худшем случае, десятилетия, то в последнее время наука в значительной мере переключилась, особенно в гуманитарных общественных и технологических отраслях, на знание «ситуативное». В первую очередь, это явление связано с принципом дополнительности. Этот принцип был впервые сформулирован Н.Бором: воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих «дополнительных» классов понятий. Принцип дополнительности существенно повернул весь строй науки. Классическая наука функционировала как цельное образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и завершенном виде, ориентированное на исследование событий и исключение из контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств. С появлением принципа дополнительности ситуация изменилась. В связи с этим стало возможно включение в контекст науки субъектной деятельности исследователя. Это привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность «в чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму средств и способов ее освоения познающим субъектом. Дело в том, что взаимодействие изучаемого объекта с исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к различной проявляемости свойств объекта. Это означает правомерность и равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий, описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область.
Если раньше мы произносили слово «знание», как бы автоматически подразумевая под этим научное знание, то сегодня помимо научного знания человеку приходится пользоваться знаниями и совершенно иного рода. Например, знание правил пользования компьютерным текстовым редактором - это то же достаточно сложное знание. Но вряд ли научное, ведь с появлением какого-либо нового текстового редактора прежнее «знание» уходит в небытие. Научное знание сегодня сосуществует с другими, ненаучными знаниями, и часто в публикациях авторы предлагают разделять эти понятия на знание (научное знание) и информацию. Развитие науки, в первую очередь естественнонаучного и технического знания, обеспечило человечеству развитие индустриальной революции, благодаря которой к середине XX века была почти решена проблема, тяготевшая над человечеством на протяжении всей истории. Человечество впервые за историю смогло создать для себя благоприятные бытовые условия, чем и был обусловлен переход человечества в совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху, обеспечив тем самым также изобилие продовольствия, товаров, услуг, что послужило острейшей конкуренции и огромной деформации в области политически, экономически, обществе, культуре и т.д.
Признаками этой новой эпохи стали нестабильность, динамизм политических, экономических, общественных, правовых, технологических и других ситуаций. Все в мире начало непрерывно и стремительно изменяться, перестраиваться, а инновационность практики становится атрибутом времени. Если несколько десятилетий назад, в условиях относительно длительной стабильности образа жизни практические работники - инженеры, агрономы, врачи, учителя, технологи и т.д. - могли спокойно ждать, пока разработают новые рекомендации, апробируют их в эксперименте, а конструкторы и технологи, в свою очередь, разработают и апробируют соответствующие конструкции и технологии и лишь потом дело дойдет до массового внедрения в практику, то сегодня такое ожидание стало бессмысленным. Практика естественно и объективно устремилась по другому пути: практические работники стали создавать инновационные модели социальных, экономических, технологических, образовательных других систем. Специфика современных технологий заключается в том, что ни одна теория, ни одна профессия не может охватить весь технологический цикл того или иного производства. Технологии меняются так быстро, что предугадать заранее, какими они будут, и заблаговременно обучить владению ими специалистов, стало невозможно. От специалиста сегодня требуются помимо профессиональных знаний умение быстро осваивать новую информацию. Широта кругозора способствовала диалектичному и логическому мышлению и системному анализу. Проектная организация деятельности стала развиваться, очевидно, еще в эпоху Возрождения, в тот период, когда искусство было отделено от ремесла и создание произведений искусства стало носить черты проекта, хотя, естественно, и понятие «проект», и понятие «проектной организации деятельности» появились только в последнее время.
В науке знание о том, что именно мы не знаем, быть может, не менее важно, чем само позитивное знание. Но резкий рост количества научных "исследований" попутно стал приводить и к «размыванию» научных школ. И студенты, и ученые не успевает «врасти» в подлинно научную среду, не успевают осознать и правильно понять узнанное, впитать в себя и в своих подопечных методологическую культуру научной работы, осмыслить диалог образовавшийся между поколениями. Основная роль науки в развитии общества сегодня обусловлена именно сближением науки с практикой. Это создает новые серьезные проблемы именно для науки и научных организаций, для сообщества ученых и будущих специалистов, которые еще обучаются в Высших учебных заведениях страны.

Лачин Лачинов, доцент МГОУ 
Роль и место науки в развитии современного общества // Alazan-INFO

Категория: Мир | Добавил: Alazan-INFO (29 Марта 2010)
Просмотров: 3371
Всего комментариев: 0

[ Получить прямую ссылку на новость ]

Share |
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:

Поисковик по сайту

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Каталог сайтов
  • Maarulal.ru
  • Avaristan.info
  • Закатальский музей
  • Газета "Zaqatala"
  • RomPhoto
  • Saxur-INFO
  • Gazavat.ru
  • Ингило
  • Алиабадский сайт
  • Zaqatala-INFO
  • Интернет-РАБОТА
  • WikiLeaks
  • Alazan MUZes
  • El Alazan
  • Alazan BOUTIQUE
  • Alazan IT
  • EaPCommunity
  • OSW
  • Наш Кавказ
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Наши Партнёры

    РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    для иностранных граждан

    Protected by Copyscape Online Plagiarism Finder