Незаконно уволенная из «bp-Азербайджан» работница Сангачальского терминала Эсмира Гейдарова прежде чем подать в суд на британскую компанию и старшего менеджера центра «Хазар энерджи" Исмаила Мириева сообщала «Эхо», «Я исповедую ислам и в соответствии со своими убеждениями вот уже как 6 месяцев покрываю голову платком. Однако, перед тем как надеть хиджаб, я решила предупредить об этом своего старшего менеджера И.Мириева. Он знал, что я совершаю намаз. Мириев посоветовал мне не покрывать голову, так как это может отразиться на моей карьере в bp. Но я ничего не преувеличу, если скажу, что работала хорошо, всегда старалась отличиться. Меня часто хвалили за усердие. Однако, после того как я надела хиджаб, отношение ко мне изменилось. Коллеги стали игнорировать меня, проявлять ко мне равнодушие, в частности, Мириев перестал давать мне задания, которые я обычно выполняла. Он даже перестал здороваться со мной. Спустя некоторое время начались конкретные оскорбления моего достоинства высказываниями типа: «Мне тебя жалко», «Ты должна жить в Саудовской Аравии или Турции, потому что там на каждом шагу мечети, и тебе не придется отрываться от работы, чтобы совершать молитву», «Почему ты бьешься головой об пол пять раз в день?» А один намаз, как вы знаете, занимает максимум 5 минут времени», - рассказывает Э.Гейдарова.
По словам Гейдаровой, работницы компании, совершающие намаз, не решаются надеть хиджаб из-за страха потерять работу. У верующих же мужчин-мусульман никаких проблем на работе нет, им, к счастью, не приходится выбирать между хиджабом и общественным мнением.
«Мириев говорит, что англичане не одобряют хиджаб. На самом же деле со стороны англичан я не замечала неуважительного отношения к себе. Они всегда вежливы и обходительны. Высмеивали меня наши же азербайджанцы. Главный менеджер Гюльнара Агаева также поддержала позицию Мириева. Я долго терпела выходки коллег, но в конце концов пожаловалась в отдел кадров. Однако меня никто не поддержал. Более того, мне заявили, что руководство не хочет меня видеть. С другой стороны, с коллективом у меня были теплые дружеские отношения, а ношение хиджаба на моей работе никак не отразилось. Я старалась, как и прежде. Однако меня без причины отправили в вынужденный оплачиваемый отпуск, в то время как по контракту я должна была проработать там еще 6 месяцев. Сказали, что проведут расследование, и если в моей работе ошибок не выявят, то я выйду на работу. Спустя некоторое время меня начали уговаривать написать заявление о добровольном уходе с работы. Но я отказалась. В конце концов меня сократили без предупреждений, в то время как мой контракт не завершен, программа наша расширяется», - заявила потерпевшая.
Гейдарова выразила возмущение по поводу негативного отношения основной части общества к хиджабу.
«В нашей компании есть такие девушки, которые ходят с пирсингом на пупке, полуобнаженные, что мною не осуждается - это их личное дело. Мужчины ходят со спущенными штанами, так что нижнее белье видно, и это воспринимается всеми нормально, как дань моде. А вот покрытая голова и манера скромно одеваться - это ненормально. Так же как христианина с бородой воспринимают нормально, а от бородатого мусульманина шарахаются в сторону, обходят, как прокаженного. Меня никто не принуждал молиться, я сама пришла к этому и поняла, что сделала правильный выбор», - заявила девушка.
В связи с нарушением прав на свободу вероисповедания Гейдарова обратилась в Комитет по защите прав нефтяников. Юрист комитета Азер Юсифов занялся защитой ее интересов на суде. Пострадавшая заявила, что намерена добиться справедливого решения суда и восстановления своих нарушенных прав на труд.
Между тем эксперты DEVAMM (Центр по защите свободы совести и вероисповедания) отмечают, что если вышеуказанное имеет место, то это категорически противоречит Трудовому кодексу Азербайджана, Конституции страны, международным конвенциям, которые подписал Азербайджан, в частности, Международной трудовой конвенции, Пакту ООН о гражданских и политических правах, Всеобщей декларации прав человека ООН, Европейской конвенции защиты прав человека и основных свобод.
Также сообщается, что Эсмира Гейдарова, уволенная из «BP-Азербайджан» за ношение хиджаба, получила 6-месячную компенсацию до конца срока контракта.
Вместе с тем, право и объязанность женщин носит платок (прикрывать голову) подвергалось сомнению и бывшим главой Закатальского района Вагифом Рагимовым, который прямо упрекал женщин в том, что они носят платок. Так во время одной из своих последних посещений средней школы в населённом аварцами селении НухIбикь (или ГьогIтала), Маковского муниципалитета, Вагиф Рагимов потребовал снять платки с учениц, а директор школы Дадаева избежала позора только потому, что сослалась на траур в семье. Нынешний глава района Асиф Аскеров подобного отношения к платку и женщинам не проявлял, но в обществе отсутствует правильное понимание права, объязанностей и чести носить женщинами платка, что является отражением не только пресловутой толлерантности в Закатальском обществе, но и расшатавшихся нормах морали и низком уровне отвественности мужского населения.
|