«Аварцы убедились, что без обретения ими автономии в составе Азербайджана, завоевания права использовать аварский язык хотя бы на уровне и в пределах этнических районов, никакого справедливого решения проблем аварцев не будет», - заявил в беседе с журналистами кандидат исторических наук, член правления «Фонда Шамиля», профессор Дагестанского государственного университета Тимур Айтберов в начале сентября в Ереване, где историк принимал участие в работе конференции на тему «Государственность Кавказской Албании и ее этнокультурное наследие».
По словам Айтберова, за тысячелетнюю историю, кроме мировых империй с аварцами никто не мог справиться. «Поэтому свои права мы будем отстаивать до конца, всеми законными, признанными в мире методами», - отметил он, добавив, что аварскому народу «по вкусу опыт кельтских народов».
В то же время историк не скрывал возмущения по поводу того, что в Дагестане азербайджанскому языку дан статус государственного и продолжал, - «Более того, подкупив руководителей телекомпаний, азербайджанские телевизионщики замучили дагестанцев своими бездарными певцами».
По словам профессора, в Азербайджане идет политика уничтожения местных коренных дагестанских народов. «Дагестаноязычные народы, особенно аварцы, никогда не входили в состав какого либо азербайджанского государства, ни при ханах, ни при шахах. Но под влиянием событий советской эпохи, и в результате тайной турецкой политики, когда Кемал Паша Ататюрк обманул Ленина, территория второго Албанского царства попала в состав Азербайджана. С первых же дней власти этой страны повели политику геноцида в отношении дагестаноязычных народов», - отметил он. «Научный аспект проблемы Кавказской Албании помогает народностям и Закавказья и Северного Кавказа, в особенности Дагестана, познать свое прошлое понять, как вели себя их предки и как надо вести себя в будущем, с кем дружить, а к кому относится более осторожно», - отметил Айтберов.
Именно в таком ключе сообщали сказанное Айтберовым почти все информационные агентства, освещавшие работу конференции из Еревана. Вряд ли стоит сомневаться в том, что тем самым историк возмутил и без того шаткое спокойствие в умах политиков и аналитиков. Все разом бросились мерить и оценивать «поступок» аварского патриота, который не услышал похвал ни где, кроме как в Ереване. В Баку сразу нашли политологов, которые дали пару интервью, в который вплели и разговор о нашумевшем высказывании Айтберова. Более того, журналисты Азербайджана удосужились взять интервью у аварского старца, который якобы является членом правления аварского общества имени Имама Шамиля в Азербайджане Гушана Гушанова, из которого таки выжали слова «Айтберов – враг аварского народа». Это была победой Баку.
В Махачкале заявление Айтберова восприняли как всегда предательски и пообещали миру разобраться. Ни одно дагестанское СМИ не осмелилось продолжить разговор, который был начат в Ереване: ни одна газета, ни один телеканал не пригласил на интервью историка, который так и остался нести свой тяжкий груз любви к отечеству.
Но народ на почве озвученного Айтберовым идеи, начал разговор, который называется «Как дела, аварцы?». В дискуссии, которая была начата на сайте азербайджанской диаспоры в России, успело принять участие более сотни человек, высказано более полутысячи мнений. Причём, если участники дискуссии из Азербайджана зачастую старались отказать аварцам в праве иметь свою автономию в принципе, а не только в составе Азербайджана и старались свести подобное стремление к понятию «сепаратизм» (чтобы легче было бить), то дагестанская половина аудитории была удручена тем, что аварские учённые не могут говорить на подобную тему у себя на родине, в итоге идея аварской автономии прозвучала именно из Армении. И хотя в Азербайджане не однократно даже по центральному телевидению было озвучено мнение, что аварцы такие же враги азербайджанского народа, как и народ армянский, горцы этому не придавали никогда особого значения, пологая, что мнение, озвученное на ТВ, есть мнение субъективное и не имеет отношение к государственной политике Азербайджана. Народ хочет в это верить и верит.
По официальной информации (по переписи 1999 г.) на сегодняшний день в Азербайджане проживает 50,9 тысяч аварцев. Официальные текущие данные Закатальского и Белоканского районов на 2006 год составляют 58 тысяч человек. Согласно независимым подсчётам аварцев в Азербайджане (включая тех, кто временно проживает в России) около 120-125 тысяч и около 50 тыс. это те, кто идентифицирует себя «закатальским» аварцем, но переселился на постоянное проживание в РФ. В Белоканском районе, если вывести процентное соотношение населения, то аварцы составляют чуть больше 70%, а в Закатальском, которое гораздо боле густо населено и является более привлекательным для мигрантов из Грузии - чуть больше 50% населения. В Кахском районе, к примеру, согласно официальным данным (из чего следует стоит или не стоит доверять официальным источникам) уже на протяжении боле сотни лет, проживает неизменно 11 человек аварской народности (1 мужчина и 10 женщин). В то же время, по мнению исследователей, на самом деле проживает около 700-800 человек. Возможно, цифры завышены. Но хотелось бы обратить внимание на то, что если кто и завышает цифры, то кто-то их занижает или рисует, как того требует политическая конъюнктура. Следовательно, цифрам вообще верить не стоит. Стоит верить только тому обстоятельству, что в Азербайджане аварцы есть, а коли есть, то, следовательно, у них есть определённые права и свободы. Только вот кто возьмется сегодня изучать, или уже изучил, в какой степени аварцы в Азербайджане имеют желание и волю реализовать свои права и свободы? «Свобода» - само по себе понятие весьма ёмкое и сказать, что аварцы, проживающие в России более свободны, нежели те аварцы, которые проживают в Азербайджане или сказать, что «Свобода», и теми, и другими мыслится одинаково - нельзя.
Айтберов позволил своим заявлением ещё раз продемонстрировать как называют стороны (азербайджанцы и аварцы) полстакана воды: одни – полупустой, другие – полуполный. Это о том, что даже если закатальские аварцы и высказались бы сами о том, что они хотят иметь свою автономию в составе Азербайджана, это нельзя было ни в коем случае называть стремлением закатальских аварцев к сепаратизму. Уже тот факт, что некоторые, весьма успевающие и солидные деятели политики, которые знают смысл и значение каждого сказанного слова и действия, смешивали в своих интервью, желаемые и возможные альтернативы развития общественно-политической жизни закатальских аварцев, заставляет с настороженностью относиться ко всему, что имеет какое-то отношение к Закатальскому вопросу сегодня. Если следовать существующей ныне логике, то сказанное Айтберовым можно было интерпретировать и как желание всех аварцев вообще (в том числе проживающих в Дагестане) иметь автономию в Азербайджане. Интересно и важно понять, почему заявление Айтберова об аварской автономии было понято в Баку именно как стремление к сепаратизму, а не стремление содействовать развитию демократии в Азербайджане?
Как говорит один из участников дискуссии, «Недавно по СМИ АР прошла информация о гербах («сепаратиская символика»), хотя из моих знакомых никто их не получал и вообще все населения узнало об этом из СМИ... Подозреваем, Режим готовит против нас очередную провокацию». (См. «Дагестанский ракурс», №19 за 2007 г.). Причём, на вопрос о том, «Что волнует закатальских аварцев на данный момент?», не стоило и ожидать другого ответа, кроме как тот, что и был услышан: «Будущее своей Родины - Азербайджана?».
Некоторые «философы», когда речь заходит о родине любят говорить, мол «Родина дагестанцев – это Дагестан, а Родина азербайджанцев – Азербайджан…», и в таком ключе, даже не понимая, что тем самым историческую географию смешали с политической.
Если изучить вопрос о невыполнении и саботировании теми, кто при власти Конвенции и Хартии по правам этносов и их языков, то становится ясно, кто истинный враг и друг Азербайджану. Более, вместо того, чтобы признать, что Азербайджан в Карабахском конфликте – это проигравшая сторона и призывать молодёжь извлечь урок из этого, с трибун звучат немыслимые амбиции, которые ни чем кроме как баловством назвать нельзя. Да, Азербайджан стремится к сильной централизованной власти. Да, Азербайджан – это молодое государство, которое имеет большие перспективы развития и является одним из лидеров на Кавказе. Но силы, которые стремятся растаскать сегодня Азербайджан на части и тем самым пожинать свои меркантильные плоды, находятся не в занятых честным трудом регионах республики, а именно в Баку, Москве или Вашингтоне. Достаточно сделать анализ всего, что можно было узнать из СМИ за последние 10 лет и станет ясно, с каким перерывом и силой, в каком направлении дует ветер. Не трудно узнать, где возвели политическую мукомольню и кому быть в жерновах предстоящих политических бурь. А требуется всего-то ничего: построит демократию. Но построить демократию и вернуть захваченные территории, не подняв с колен собственный народ, вряд ли возможно
Участники дискуссии были также едины в том, что «Устройство государства должно быть совершенно другим и соответствовать желаниям всех, кто живет на территории АР. Зачем закладывать мину под государство? Здесь проживаем не только мы (азербайджанцы), - пишет Мир-Мовсум, - есть еще и армяне, лезгины, аварцы, талыши. Им совсем не нравится ни то устройство, при котором они жили при советах, ни при НФА-Мусавате, ни при Алиевых, ни то о котором говорят сегодня даже демократические круги». По сути, нельзя и невозможно, фактически, построить демократию в стране, где никогда не спрашивают о том, чего на самом деле хочет народ, собирающийся жить и дальше одной семьёй с азербайджанцами. Впрочем, а где вообще спрашивают...?
Газета "Дагестанский ракурс"
|