Как это принято всегда, как это уже вошло в норму: где бы что бы ни происходило - в Сумгаите или Гяндже, а теперь вот в Баку - взрыв в мечети «Абу-Бакр» - в Закаталах прошли "спецоперации", а мы бы назвали это просто "мероприятие", по "выявлению причастных" или "профилактика" терроризма. Как сообщает шеки-закатальское бюро АПА, со сылкой на райотдел полиции (РОП), "В связи со взрывом в Бакинской мечети «Абу-Бакр» в Закатальском районе проведена специальная операция против ваххабитов". В РОП отметили, что в рамках операции на квартире жителя города Закаталы, последователя ваххабизма Джаваншира Тагиева (1973 года рождения) был проведен обыск. Выяснилось, что в доме Тагиева собрались 25 ваххабитов. Все они были доставлены в РОП и допрошены в связи со взрывом в мечети «Абу-Бакр». После получения показаний и отпечатков пальцев указанных лиц, они были отпущены по домам. В РОП также сообщили, что среди задержанных лиц находились заместитель имама мечети «Абу-Бакр» Адыль Раджабов и четверо граждан России – временно зарегистрированные в Баку Вюгар Алиев, Ровшан Мамедов, Сахиб Ширинов и Али Гадиров. Подобное же мероприятие было проведено и в Белоканском районе, что подтвердили в Белоканском РОП: "лица допрошены в рамках оперативных действий, проводимых в связи с взрывом.С ними была проведена частная беседа, после чего они были отпущены». Столь высокая чуткость работников призванных охранять правопорядок вызывает противоречивые чувства. С одной стороны - хорошо, что они (силовики) так активны, ведь в конечном итоге они обезопасят закатальцев, но с другой стороны - связывать происходящие в стране трагедии с этим вживающимся в мир северо-западом Азербайджана несколько некорректно. Отметим, что вахабизм не является идеологией вызывающей симпатию коренных жителей региона. Местное население более привержено к образу жизни обращающемуся к синтезу норм шариата, адата и официального права Азербайджанской Республики. Одновременно с этим надо сказать, что в Азербайджане начата работа по организации многоступенчатого религиозного образования, котиорое призвано удовлетворить желание части молодёжи изучить религию и положить конец нелегальному обучению наших граждан в религиозных ВУЗах других стран. В интервью агентству Day.az директор департамента геокультуры Института стратегических исследований Кавказа, автор смыслового перевода Корана на русский язык Эльмир Кулиев заметил, что "Многие непросвещённые в религиозных вопросах люди, в том числе, некоторые журналисты, охотно называют ваххабитами обычных суннитов, не имеющих отношения к этому течению. Объяснить смысл нового термина, похоже, не смогли даже авторы недавно изданного толкового словаря азербайджанского языка, в котором слову «ваххабит» дано очень невнятное определение. На самом деле всё не очень сложно. Ваххабизм, возникший в Центральной Аравии во второй половине XVIII века, сегодня многолик и неоднороден. В последние годы этот термин закрепился за северокавказскими сепаратистами, исповедующими крайние исламские взгляды, а также их идеологическими единомышленниками в других странах, в том числе, и в Азербайджане. Правильно их называть ваххабитами или нет — это другой вопрос, но сегодня они уже известны под этим именем. Религиозную идею нельзя ни уничтожить, ни изолировать. Ей можно противопоставить только другую идею, более аргументированную и убедительную. В данном случае это - здоровые исламские убеждения, основанные на коранической концепции добра и справедливости, человеколюбия и терпимости. Необходимо организовать правильное религиозное просвещение, способное утолить духовный голод той части молодёжи, которая ищет ответы на свои вопросы в религии. Запрет на распространение религиозной литературы здесь не поможет. Он коснётся только умеренных книг, лишь усугубив положение, ведь экстремистские брошюры всегда печатались нелегально, по крайней мере, в Азербайджане. Нельзя забывать и то, что причиной религиозной агрессии является не только искажённое понимание ислама, но и социально-экономические проблемы. Поэтому осуществляемые в стране экономические реформы и демократические преобразования, на наш взгляд, должны учитывать и религиозный элемент."
|