7 октября в Страсбурге в рамках осенней сессии ПАСЕ продолжились обсуждения по итогам российско-грузинской войны. Как информировал Day.Az (Э.Гулиев) из Страсбурга, выступивший представитель Венгрии Матиас Орси отметил, что "Россия не выполнила задачи, которые стояли перед ней, в том числе, и миротворческие. А после 9 августа Россия стала оккупационной страной, которая вошла на территорию Грузии". Депутат из Швейцарии Андреас Гросс предложил своим коллегам прекратить критиковать Россию. "В свое время Нельсон Манделла 25 лет сидел в тюрьме, но выйдя оттуда, он не стал мстить тем, кто заключил в тюрьму, а попытался с ними найти общий язык для решения проблем. Я не согласен с теми, кто предлагает исключить Россию из ПАСЕ, чтобы они не смогли принять участие на зимней сессии. Но тогда как мы будем с ними дискутировать и решать проблемы? Мы не должны выступать против диалога», - сказал А.Гросс.
Депутат Джон Остин же, в свою очередь, отметил, что Грузия не смогла создать многополярное общество, и действия Саакашвили были необдуманными. Но вместе с этим, по его словам, ответ России показал, что она подготовилась к этому. «Те, кто проголосовал против лишения полномочий российской делегации, согласился с нарушением территориальной целостности суверенного государства, с оккупацией. Такого не было со времен оккупации СССР Чехословакии», - сказал он. Лорд Томлинсом из Великобритании заявил, что действия Грузии вызывают сожаление, но теперь нарушены основополагающие принципы Совета Европы – войска одной страны вторглись и до сих пор остаются на территории другой страны. «Все говорят о необходимости предоставления возможности России дискутировать с другими. Но нам следует учесть, что выступавшие здесь российские депутаты - это те, кто голосовал за признание сепаратистских республик Абхазии и Южной Осетии. К сожалению, я пока не слышал от них слова сожаления об этом".
Представитель России Ильяс Умаханов же отметил, что несмотря на то, что Абхазия и Южная Осетия входили в состав СССР, они никогда не соглашались оставаться в составе Грузии. «На Кавказе имеется много зон компактного проживания и соседства народов. К примеру, в Азербайджане, ближе к границам Дагестана, проживают несколько тысяч аварцев и лезгин, а в Дагестане азербайджанцы. Теперь остается выбор: либо конфронтация между народами Кавказа, либо сотрудничество», - сказал он.
Следовательно, если процесс пойдёт в сторону конфронтации, то топиться такие кочегарни будут именно упомянутыми в последнем случае народами. Именно потому, вопрос о безопасности на Кавказе и вопросы предотвращения конфликтогенности являются сегодня одними из основопологающих в "диалоге" культур.
|