Отсутствие достоверных литературных источников по истории народа заставляет проявлять сноровку и открывает в эпоху глобальной информационной сети огромные возможности. У закавказских аварцев невероятной популярностью в последнее время пользуются национальные напевы на тампуре с упоминанием этимологических названий региона не без определённого усердия с определённой поры преданных забвению. Историки, в свою очередь, которые не имеют возможность донести миру открывшуюся им истину прошлых лет, также переходят на современные технологии и распространяют свои произведения посредством аудио-визуальных средств. В частности, историк и сценарист Сергей Цветков, совместно с блогером Павлом Картаевым повествуют об историческом прошлом современных аварцев, и эти записи имеет возможность скачать и послушать любой владелец компьютерной техники или мобильного телефонного аппарата. Так, в рассказе под рубрикой «Исторический момент: двенадцать веков нашей истории за двенадцать месяцев», со ссылкой на исторические летописи, говорится: «…В сказках многих славянских народов упоминаются обры. Это могучие великаны, с которыми предстоит сразиться храброму витязю. Однако, у этих сказочных персонажей есть исторический прототип. В эпоху средневековья, славяне называли обрами аваров. А вот о том, почему эти степняки нагнали такого страха на древних славян, мы поговорим сегодня. Авары пришли в Центральную Европу из Северного Кавказа. Их орда насчитывала около 20 000 всадников. Авары были превосходные наездники. Именно им европейская кавалерия обязана важным нововведением: железными стременами. Благодаря им аварские всадники приобрели большую устойчивость в седле и смогли использовать тяжёлые копья и сабли. В середине VI века авары образовали на территории современной Венгрии мощное государство – Аварский каганат. Славянские племена, жившие вдоль Дуная, попали под власть аварского кагана: авары обращались с ними как с рабами. Наша летопись рассказывает, что аварские вожди запрягали славянских женщин в телеги и разъезжали на них.
Один французский хронист того времени добавляет ещё что авары каждый год зимовали у славян и брали к себе на ложе их жён и дочерей. Впрочем, славяне не долго терпели эти издевательства, - рассказывает Картаев, - и в VII-VIII веках аварское иго было сброшено. Летописец замечает по этому поводу: «Были обры телом велики, а умом горды. И истребил их Бог. Перемерли все. Не осталось не единого обрина». Есть поговорка до сего дня: «Пагибоша аки обры». В последнем Нестор, однако, ошибся. Часть аваров, всё-таки, уцелело до наших дней. Сегодня они живут на юге Дагестана, уже позабыв те времена, когда половина Европы трепетало от одного их имени». Alazan-INFO связался с П. Картаевым, который отметил, что является всего лишь только диктором в проекте, автором которого является историк Сергей Цветкова, в связи с чем порпулярность фрагмента передачи у закавказских аварцев им небыла ни как прокомментрированна. Относительно этимологии аварского народа можно сказать, что название Ава́ры, Абары (греч. Άβαροι; лат. Avari, в русских летописях — О́бры, более редкая форма Овар-, например, в «Слове о полку Игореве», где фигурируют шеломы оварьскыи) — неоднократно фигурируют в произведениях византийских авторов (Прийска Панийского, позднее Феофилакта Симокатты, Менандра, Иоанна Эфесского и др.). В целом, происхождение аваров для многих остаётся дискуссионною и окончательно не определено, хотя есть вещи весьма очевидные, но не популяризируемые.
Так, в последнее время кавказоведы склонны верить, что нахо-дагестанцы, включая собственно закавказских аварцев – джарцев, являются прямыми потомками великих хурритов, историческая родина которых расположена к северу от Куры и к востоку от Тбилиси (М.Г. Гаджиев. О демографических и этногенетических процессах в Дагестане в первобытную эпоху//Алародии: этногенетические исследования. Махачкала, 1995. С. 23). Исследователь Кавказа И.М. Дьяконов предлагает именовать разрозненные древние кавказские народы названием «алародии» (Аларуд), что этимологически восходит и является синонимичным с «алазании» (Алазан), «алазаны» и позволяет видеть в Алазанской долине историческую ойкумену. Аварская аристократия в период с IV по VI века постепенно поменяла место своего преимущественного пребывания в Закавказье (Цор/ЧIар) на Северный Кавказ и Предкавказье. Но вместе с тем, существуют большое количество противоречий, которые стараются вклинить горцев в лоно тюрков, что стало возможно лишь после того, как древние авары с Кавказа в эпоху Бронзовой революции (в период IV – II тысячелетия до н.э.), начали завоёвывать земные широты в радиусе нескольких тысяч километров от Кавказа, дойдя, таким образом, до Египта, Пиренейского полуострова в Европе, Скандинавии, Урала и Гималай. Так, в интересующем нас направлении – у подножья Урала, древними аварами и конгломератом из союзников, в число которых входили и иные народы Кавказа, ими был основан город Солнца именуемый Аркаим. Именно он был столицей тех аваров, которые инициировали походы горцев на Тибет, в Индию, на Алтай и территории современного Китая, и в частности на участки Алашан. Начало великого переселения тюркских племён на Запад, датируемое IV веком, шло рука об руку с процессами возвращения расселившихся и рассеявшихся там горцев на Кавказ. Особенности этих процессов и пересечение пассионарных векторов аварцев Кавказа с тюрками в весьма интересном спектре открываются при изучении истории именно Хазарии, Аварского каганат и Киевской Руси. В этой связи наречение авторами вышеуказанного проекта аваров степняками стало возможно только в силу стратегического союза, который позволял находить в определённый период истории аваров и тюрков рядом. Пути, которые развели эти народы по разные стороны от житейских баррикад остаются не исследованы, но, чаще всего, можно обнаружить стремление любой ценой присвоить заслуги одного народа другим и ассимилировать побеждённого. В том же, что мир в некоторых случаях из политических, капиталистических и иных пристрастий стремится оспорить эти и многие другие положения (факты) истории нет ничего странного. Для унижающих унижаемые не существуют.
|