В интервью агентству Day.Az (Э.А., 18 января) известный российский политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, отвечая на ряд поставленных вопрос упомянул о народах, разделённых госграницами России и Азербайджана. «Армения и Азербайджан – это не Германия, и ни Евросоюз в целом. Это маленькие страны, которые по определению, не будут самодостаточными, и на них будет оказываться давление, в рамках или за рамками решения нагорно-карабахского конфликта. Это миф, типа того, что, мол, если будет Nabucco, Украина станет демократичной и самодостаточной страной. Влияние России на Азербайджан будет в любом случае, хотя бы взять проблему разделенных народов в Дагестане. Она латентная, но есть. Проблема пока сегодня решается в формате Баку-Махачкала. Инструменты влияния есть всегда, и помимо нагорно-карабахского конфликта», - сказал Маркедонов. На вопрос о том, какую позицию по карабахскому конфликту Москва занимает «проармянскую или проазербайджанскую», Маркедонов отвечал, что «Москва занимает пророссийскую позицию, которая сводиться к сохранению статус-кво, без лишних движений». Таким образом, как следует из фрагмента интервью проблема разделённого аварского, лезгинского и других народов Восточного Кавказа продолжает находиться в поле зрения Кремля и кремлёвских политтехнологов, если не сказать, что в ряду с другими проблемами, которые имеются на Кавказе, представляют собой инструмент влияния на Азербайджан. Но надо заметить, что эти «инструменты» в руках российского государства оказываются чаще всего в виду недальновидной политики Баку в отношении к этническим меньшинствам, которые сегодня находятся под юрисдикцией Азербайджана. Именно просчёты или пренебрежение проблемами этих народов со стороны государства внутри страны создаёт благоприятную почву для внешних сил, позволяе, в данном случае России, говорить на «ты» с Азербайджаном и расшатывает основы её государственности. Тяжело говорить о способности противостоять внешней угрозе и способности вернуть оккупированные земли, если политика государства, проводимая внутри страны по отношению к собственным гражданам, уподоблено разбору несущих стен Азербайджанского дома. В таком случае, можно полагать, что содействие в реализации плановых мер дагестанского правительства, направленных на поддержку соотечественников, прежде всего проживающих в Закавказье (Постановление правительства РД № 367, от 14 ноября 2008 года) и рассчитанная на 2008-2011 годы, представляет собой лакмусовeую бумажку, по которой Москва будет делать определённые вывод связанные как с политикой Азербайджана по отношению к этим народам, так и о способности и желании руководства Дагестана работать совместно с Азербайджанской стороной в этом направлении. Мы же со своей стороны отметим, что общественность представленная, в частности закавказскими аварцами, как проживающая в Азербайджане, так и в пределах России, и в Дагестане в частности, пока не ощутили на себе признаков начала реализации мер указанных в Постановлении РД. Хотя, возможно всякое…
В то же время, днём ранее в интервью Day.Az (Ф.Мамедов) уже американский политолог, старший научный сотрудник Фонда Джеймстауна (США) Владимир Сокора отметил, что "Россия никогда не разъясняла, какой принцип она поддерживает: принцип территориальной целостности, или принцип наций на самоопределение. Она только говорила, что может быть только один образец, но какой – не ясно. Цель России была в том, чтобы максимально осложнить, воспрепятствовать разрешению конфликтов, чтобы получить рычаги воздействия на конфликтующие стороны". При этом Сокора немного приподнял завесу над политикой сильных мира на Кавказе отметив, что "Судьбы Грузии и Азербайджана непосредственно связаны друг с другом. Национальный проект создания успешного государства в Азербайджане зависит от его допуска на Запад через Грузию. Совершенно ясно, что если Грузия не стабильная, не безопасная, то это значит блокирование доступа Азербайджана на Запад. Это значит, что Азербайджан будет экспортировать свои энергоресурсы на Запад через Россию.Это безальтернативно". Более того, Сокора, комментируя последствия кризиса с поставкой российского газа через Украину в Европу, в надежде завлечь Азербайджан в лоно Запада говорит буквально следующее: "Западной Европой, в том числе Евросоюзом и крупными корпорациями будут предприниматься еще большие усилия по открытию прямого доступа к каспийским месторождениям нефти и газа посредством трубопроводов. В этой ситуации Азербайджан окажется в большом выигрыше, играя две роли: страны-производителя и страны-транзитера энергоресурсов. Азербайджан станет ключевой страной не только для обеспечения таких проектов как Nabucco, или газопровода Турция-Греция-Италия, или Баку-Тбилиси-Эрзурум, но также как страна-транзитер туркменской и казахстанской нефти и газа. Это значительно усиливает позиции Азербайджана, в том числе на переговорах, и усиливает политическую и дипломатическую позицию Азербайджана в отношениях с Западом. Это очень выгодная ситуация для Азербайджана. Я уверен, что руководство Азербайджана и SOCAR будут использовать эту ситуацию эффективно, и совсем не так, как делает Турция. Турция в силу своего географического положения, как страна-транзитер, просто шантажирует Евросоюз, шантажирует даже Азербайджан в переговорах, касающихся газа. Но руководство Азербайджана, я уверен, являются грамотными и компетентными людьми, которые примут верное решение, в результате чего выиграет и Азербайджан, и Европа". Как говорится, у всех свои, сугубо свои, интересы, а по сему, как считают некоторые эксперты, "Азербайджан находится в ситуации, когда она вынуждена вбирать из двух зол". Имеет ли смысл в таком случае говорить, какое значение для Азербайджана сегодня имеет построение истинного гражданского, демократического общества, в котором бы учитывались интересы всех народов, которые с ней свою судьбу однажды связали.
|