Как сообщает информагенство Day.az со ссылкой на «Интерфакс-Азербайджан», Национальная ассамблея азербайджанцев Грузии (НААГ) требует от руководства Грузии приступить к процедуре изменения государственного устройства этой страны . «Мы требуем создания Грузинской конфедерации с субъектами грузин, осетин и абхазов. В противном случае, грузинская государственность будет развалена», - заявил президент НААГ Дашгын Гюльмамедов. «Если руководство Грузии не прислушается к этому требованию, то через год Евросоюз, Россия и Турция сами предпримут реальные действия для создания такой конфедерации», - отметил он. Создание такой конфедерации, по мнению Д.Гюльмамедова, отвечает интересам всех сторон, как национальных меньшинств, так и самой Грузии. «После августовских событий в Грузии создалась тупиковая ситуация, и поэтому, создание такого государственного устройства стало бы выходом из такого положения, являлось бы приемлемым для всех сторон», - отметил он. В этой связи, Д.Гюльмамедов предлагает создание в Грузинской конфедерации двухпалатного парламента. «Нижняя палата может формироваться представителями субъектов конфедерации на основе мажоритарной и пропорциональной избирательной системе, а верхняя палата законодательного органа – путем определения субъектами конфедерации и проживающих в Грузии национальностей своих представителей», - отметил он. Что касается статуса азербайджанцев грузии после создания конфедерации Д.Гюльмамедов отметил, что проживающие в Грузии азербайджанцы не требуют, чтобы их признали субъектом будущей конфедерации. «Азербайджанское население в Грузии проживают в 17 районах, и только в четырех из них компактно. Поэтому, часть азербайджанского населения может остаться за пределами автономного образования. В этой связи, это не в наших интересах. Это и в не интересах Грузии», - отметил он. Но азербайджанцы в Грузии, по словам Д.Гюльмамедова, требуют лишь придания азербайджанскому языку государственного статуса, а это уже не мало. «Мы требуем, чтобы азербайджанский язык был объявлен государственным, чтобы он отныне не подвергался дискриминации в Грузии», - заявил Д.Гюльмамедов.
Вместе с тем, в заявленных проблемах и предложениях Гюльмамедова есть весьма приемлемая для всех истина, которая может быть полезна не только для отдельно взятой Грузии, но и других кавказских государств с полиэтническим составом населения. Это и придание языкам статус государственных, это и переход на конфедеративное управление и т.д. и т.п. Проблемы становятся ещё более проблемными, когда вопросы обеспечения прав и свобод гарантированных основными законами государства приходится отстаивать на линиях приграничных к барикадам и никакого консенсуса или инициатив от сверху никогда не бывает. Инициативы же с низов таят в себе некий заряд, который чаще всего не устраивает власти в силу его неподкупности. Пологать, что самосознание масс, которое из года в год деградирует и ассимилирует безболезненно канет в лету всё чаще подвергается сомнению исследователями этнополитики и конфликтологенности на Кавказе, так как вместе с аббортиными процессами в народе могут произойти переломные изменения в качественную сторону с признаками адаптации. И тогда только наивные могут считать, что адаптировавшаяся масса после столькких испытаний когда-либо откажется от своего вынужденного лицемерия (иначе говоря, двойной лояльности) причислять себя к большинству и в то же время от неизменного желания к самоопределению. По сути, стремление остаться самим собой гораздо сильно у народа высвободившегося из под пресса властвующего большинства. Так помощник депутата Госдумы РФ, доктор политических наук Мухаммед-Ариф Садыки в статье "Как нам реформировать Дагестан", что опубликованно в "Независимой газетой" (www.ng.ru/printed/221607) пишет, что "Любой народ стремится к постоянному развитию не просто культуры, а национального самосознания, экономики, научно-образовательной инфраструктуры, всего того, что обеспечивает самодостаточность народа, его способность на равных сотрудничать и конкурировать с другими народами". Садыки считает, что власти федерального центра РФ и Дагестана, обеспокоенные проблемами разделеённых госграницами народов на Кавказе, делают ставку исключительно на создание национально-культурной автономии на сопредельных территориях Дагестана и Азербайджана. Вто же время автор делает весьма любопытную ссылку на то, что Специальная межрегиональная комиссия при Совете безопасности Российской Федерации предложила концепцию поэтапного решения проблемы. Согласноуказанной концепции (призванном, согласно автору, удовлетворить запрос лезгинского народа), предлагается: а) начать переговоры с Азербайджаном о подготовке и заключении двустороннего договора о двойном гражданстве между Россией и Азербайджаном; б) подготовить условия для образования в составе Республики Дагестан на территории проживания лезгин автономного округа или национально-культурной автономии; в) начать переговоры с Азербайджаном об образовании на территории проживания азербайджанских лезгин автономного округа или национально-культурной автономии; г) предпринять усилия для создания на основе обоих национальных образований на территории России и Азербайджана международной культурной автономии (по типу международно-культурной автономии на территории Бельгии и Голландии).
Надо заметить, что проблема этнического обустройства характерна не отдельно взятым административным единицам, а Кавказу в целом. И в этой связи, надо думать, что поиск взаимоприемлемых решений будет продолжаться, хотя не исключено, что их будут сопровоздать весьма нелицеприятный шлейф провокаций, недоразумений, злоупотреблений, манипуляция развитием событий, лоббированием сугубо корпоративных интересов и всепоглощающее сопротивление даже самому здравому совету.
|