У действующего имама Джарской центральной мечети (ав. - миздик) возникли проблемы с учёбой в Закатальском филиале Кавказского исламского университета, где он получал второе духовное образование (первое получал в Дагестане). По предварительным данным стало известно, что имам небыл допущен к завершающим экзаменам в связи с тем, что нет понимания в вопросах богослужения между прихожанами джарского миздика и властями. Так, по информации из мест, на последнем приёме у главы исполнительной власти Закатальского района, в присутствии главы Сельского совета Джар, а также главы джарского муниципалитета, от имама потребовали отменить традиционный пятикратный призыв на молитву. Однако, не согласные с запретами азана джарцы, всё-таки, продолжают призывать, как и было принято, на молитву, но делают это уже не из джарской центральной мечети, а из одного частного дома, который расположен в верхней части села. В настоящее время подобные и схожие с этим проблемы, связанные с религией, существуют без исключения у каждой общины с преимущественным проживанием этнических меньшинств, в частности аварцев. Как свидетельствуют сами представители аварского народа, ситуация с религией на сегодня является плачевной в силу многих обстоятельств, а самой главной из них является как проблема сосуществования и организованности внутри самих аварских обществ, так и непонимание существующее между этими общинами и региональной властью. Так не решённым является вопрос привлечения на службу в миздик муэдзина, который должным образом, своевременно и систематически исполнял бы возложенную на него объязательство. Известно, что власти района неоднократно предлагали джарскому миздику нанять молодого муэдзина с благозвучным голосом, но ввиду того, что миздик не смог стабильно оплачивать это служение, молодые муэдзины, на плечах которых имеется и объязанности по содержанию своих семей, были вынуждены параллельно подрабатывать на стороне и прерывать работу. Услуги же находящихся на пенсии стариков, которые готовы безвозмездно (на пути сужения Аллаху) исполнять роль муэдзина, не устраивает ни часть простых правоверных, ни властей. Дело в том, что старцы, в силу своего здоровья, осуществляют призыв не тем надлежащим голосом и искажают звучание. Если ко всему этому добавить и эффект, который производит на окружающих усилители звука, то результат получается не очень похвальный. Да если бы все проблемы упирались в азан, то этому ещё можно было бы найти решение! Ни для кого уже не секрет, существует большое количество противоречий из области религиозной обрядности и в вопросах исполнения различных ритуальных церемоний. Правоверные, в итоге целых серий дискредитаций и разночтений, разлада жизни общин, произощедших с развалом СССР, сегодня не едины во мнении относительно того, каким правилам в религиозной жизни следовать. Выпусники дагестанских медресе последних десяти лет только за редким исключением смогли утвердиться в обществе, а желающие это сделать оказывались перед необходимостью окончить азербайджанское образовательное учреждение. Но, как показывает опыт имама джарского миздика, это ещё не является гарантией того, что всё будет благополучно. Вероятно, есть идеологические расхождения, как впрочем, и проблема взаимоотношения представителей официальной власти к образу существования и месту религии в жизни аварских обществе в целом. По крайней мере, вопрос о том "нужен или нет минарет Джарскому Миздику", остаётся открытым. Тем временем, как сообщает издание "Зеркало", Совещательный совет при председателе Государственного комитета по работе с религиозными образованиями, во главе с Хидаятом Оруджевым, отметил "стабильную религиозную ситуацию в стране", подчеркнув при этом, что "религиозная политика азербайджанского государства дает положительные результаты".
|