Кто разжигает очаги напряжённости на Кавказе? Прежде всего, те, кто называют вещи не своими именами. Что было, то было. После покорения Российской Империей Джарского союза, его трансформации, с трансформацией самой России, в Закатальский округ, а также последовавшая за тем под предлогом «экономической эффективности» передача его Азербайджану, ничуть не умоляют значения земли, которая была и останется островком с самобытной культурой, традицией, исключительной историей. Сегодня эту территорию, без всякого на то желания со стороны местного населения, хотят сделать яблоком раздора в отношениях между Азербайджаном и Грузией, Азербайджаном и Дагестаном (Россией), Азербайджаном и Арменией, а нередко даже внутри самой республики между «Азербайджаном и Азербайджаном». Вместе с тем, доходами и убытками от такого раздора, итогами нездоровой конкуренции за то, чтобы обладать Алазанской долиной, весьма успешно пользуются третьи силы, изловчившиеся извлекать выгоду от общественно-политических потрясений на Кавказе. Грузинская сторона считает, что здесь, как и в случае с армянами, азербайджанской стороной ведется политика ущемления религии и языка. Грузин задевает то, что азербайджанские ученые отнесли грузин принявших ислам к азербайджанцам. Более того, учёные нередко настаивают на том, что эти грузины сами считают себя азербайджанцами, так же как и джарцы, цахуры и ещё представители около 20 народностей, проживающих в регионе. Что пишут ангажированные политикой авторы книг - на совести авторов. Хотя, неблагодарное дело переписывать историю в чью-либо угоду. Если вещи называть своими именами, грузины здесь назывались ингилои, азербайджанцы - мугалы, а дагестанцы - джарцами. Сегодня всё иначе. Сегодня в Закавказье происходит невероятное и далеко непредсказуемое. Но факт остаётся фактом: Алазанская долина поделена между Азербайджаном и Грузией. Каждое из государств вольно распоряжаться будущностью отмеченной земли как в соответствии с законами, регулирующими жизнь внутри страны, так и международным правом. После распада Советского Союза Грузия и Азербайджан одновременно оказались вовлечены в региональные конфликты: грузины и азербайджанцы стали «товарищами по несчастью», испытывая друг другу своего рода сочувствие. Если что-то изменилось в отношениях между Грузией и Азербайджаном, Азербайджаном и Дагестаном, то оно должно было измениться по инициативе тех же джарцев, ингилоев и мугалов, проживающих на этих территориях, а не с подсказки из Турции, США, Ирана или России, посредством Армении. Думы о автономии, выступления с требованиями прекратить притеснение и предоставить им право оставаться самим собой на своей земле является порождением злоупотребления и проигрыванием чьего-либо розыгрыша, призванного свести на нет заслуги мирного сосуществования культур в регионе. Дело в том, что 17-18 июня в Тбилиси должно состояться очередное заседание грузино-азербайджанской межправительственной комиссии по делимитации и демаркации государственной границы. Стороны снова намерены обсудить вопрос несогласованных участков границы между двумя республиками. В настоящий момент из 480-километрового участка границы согласовано всего 65 процентов. Наиболее болезненным во взаимоотношениях двух стран остается проблема расположенного на границе древнейшего монастырского комплекса "Давид Гареджи" в 60 километрах на юго-восток от Тбилиси. На него претендует азербайджанская сторона, утверждающая, что это - средневековый албанский монастырский комплекс. Следует отметить, что установка пограничных постов Азербайджаном на территории данного комплекса ранее уже приводило к осложнениям в отношениях Тбилиси и Баку. Комиссия по делимитации и демаркации была создана Тбилиси и Баку 10 лет назад. Как утверждала грузинская сторона ещё в прошлом году, "Монастырский комплекс Давид Гареджи является памятником грузинской культуры, который мы ни с кем не собираемся делить. Дружественный уровень отношений между Грузией и Азербайджаном позволят нам урегулировать эту проблему цивилизованным путём". Информация азербайджанской стороны о том, что комплекс Давид Гареджи является памятником албанской культуры, не имеет под собой никаких оснований, заявил тогда заместитель руководителя пресс-центра Грузинской патриархии Зураб Цховребадзе. «Когда древние грузинские христианские памятники называют албанскими, такие заявления никакой критики не выдерживают. И заявления азербайджанской стороны вызывают, по меньшей мере, удивление. Удивительно и то, что албанскими объявлены все расположенные на территории Саингило грузинские храмы», - заявил Цховребадзе агентству GHN. Он напомнил, что Грузия потеряла права на свою исконную территорию Саингило «по вине советского правительства». Цховребадзе заявил, что после того, как албанское государство исчезло, и его место заняли нынешние народы, албанские памятники, скорее всего, были уничтожены. «В любом случае, это должно стать предметом научных исследований, но ни в коем случае не является поводом для изменения истории грузинских памятников», - отметил Цховребадзе. Грузины называют территорию северо-западного Азербайджана Саингило, дагестанцы называют Цор или Джар, а Азербайджан поделив округ Закатальский на три района продолжает оставаться при своём мнении относительно того как с оной быть. Наследие Кавказской Албании - лакомый кусок. А как быть? Быть надо в мире и спокойствии, называя вещи своими именами, позволяя массам достичь личного и семейного благосостояния следуя Конституционным гарантиям, не вороша старые обиды и не пытаясь переделать Кавказ на собственный лад.
|