Вина из Алазанской долины вернутся в Россию в 2013 году, обещает главный санитарный врач страны и планирует командировку в Кахетию. Виноделы Грузии готовы поставлять сюда широкий ассортимент, в том числе дорогие вина премиум-класса. Но им вряд ли удастся завоевать былые позиции и получить больше 3—5% российского рынка, сомневается эксперт. Роспотребнадзор получил документы почти от трех десятков грузинских предприятий, которые хотят поставлять вино на российский рынок, сообщил руководитель Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Поставить на новогодний стол россиянам бутылку «Киндзмараули», правда, не удастся: для этого «осталось мало времени», объяснил Онищенко. Но в 2013 году грузинское вино вернется на российский рынок, обещает чиновник.
«Мы готовы к встрече с грузинскими производителями здесь, но нам обязательно надо будет посмотреть производство на месте, — заявил руководитель Роспотребнадзора «Интерфаксу». — Если нас все удовлетворит, будем предлагать зарегистрировать новые изделия. Если будет все нормально, начнутся поставки, будем контролировать партии». Специальных препятствий для возобновления поставок нет, отметил Онищенко. Импорт грузинского вина и минеральных вод в Россию был прерван в 2006 году на фоне обострения грузинско-российских отношений. Официальная причина — претензии к качеству продукции, но эксперты связывали запрет со скандальным задержанием в 2006 году российских офицеров: администрация Михаила Саакашвили объявила их шпионами. Российско-грузинский диалог был окончательно прерван военным конфликтом в Южной Осетии в августе 2008 года.
С потерей российского рынка грузинские виноделы сократили экспорт более чем втрое — с 60 до 16 млн бутылок в год. Сейчас вина из Грузии идут в основном в Прибалтику, Чехию, Польшу и Белоруссию, а на Украине они занимают почти треть рынка импортного вина.Со сменой власти в Грузии и вступлением России в ВТО тема возвращения грузинских вин на российский рынок вновь стала актуальной. Онищенко неоднократно заявлял, что грузинское вино и минеральная вода могут вернуться, если пройдут все процедуры контроля качества, а в середине сентября указал, что Грузия сделала серьезные шаги в этом направлении.С приходом в местную власть Иванишвили недопустимые количества пестицидов, которые нашел в грузинском вине Онищенко в 2006 году, видимо, улетучились. О готовности рассматривать возобновление поставок сельскохозяйственной продукции заявил недавно и глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров.«Мы ждем достижения договоренностей. Стандарты у нас европейские, уверены, что никаких технических проблем и проблем с качеством не будет», — заявила «Газете.Ru» Лиза Багратиони, руководитель предприятия «Бадагони», уже подавшего соответствующие документы в Росприроднадзор. По ее словам, компания с января готова поставлять в Россию до 1 млн бутылок в год, и в случае надобности расширит производство. «Бадагони» претендует занять нишу в премиум-сегменте, обещает поставлять лучшие брендовые и марочные вина исключительно из грузинских сортов винограда и «приятно удивить» российских потребителей. Назвать ориентировочную розничную цену на российских прилавках Багратиони затруднилась, указав лишь, что «хорошее вино дешевым не бывает». Впрочем, для больших объемов поставок качественного вина в Грузии может просто не хватить хороших виноградников: уже сейчас многие производители вынуждены «разбавлять» грузинские сорта из-за нехватки собственного сырья, отмечает частный винодел Гераклий Гвишиани.
Занять серьезные позиции грузинским виноделам будет непросто, считают российские эксперты. «После фактического эмбарго для российских виноторговых компаний импорт грузинских вин остается делом ненадежным — слишком высоки политические риски очередной приостановки поставки, — отмечает винный критик Дмитрий Федотов. — Импортеры, работавшие с грузинскими производителями, и так понесли существенные финансовые потери шесть с половиной лет назад, да и последние события на законодательных фронтах не прибавили им энтузиазма». По его оценке,производители грузинских вин никогда не смогут вернуть ту долю российского рынка, которой они владели до запрета поставок: они получат не более 3%.
Быстрого поступления вин на российские прилавки эксперты также не ждут: грузинам еще предстоит договариваться о ценах с компаниями-импортерами. «На фоне ностальгических воспоминаний старшего поколения возможны ограниченные продажи дешевых вин со звучными названиями вроде «Алазанская долина», «Киндзмараули» в супермаркетах. Более серьезные вина найдут место в винных картах дорогих ресторанов национальной кухни», — прогнозирует Федотов.
|