ВРИО министра культуры Дагестана Зарема Бутаева (см. фото) провела встречу с эстрадными исполнителями, солистами Дагестанской государственной филармонии им. Т.Мурадова.
В беседе приняли участие народные и заслуженные артисты Дагестана, а также заслуженный деятель искусств России Бадрижат Магомедгаджиева, директор Даггосфилармонии Абакар Хайруллаев, художественный руководитель филармонии Ирина Нахтигаль, Председатель Союза композиторов Дагестана Рамазан Фаталиев, заслуженный артист России Тагир Курачев, дирижер эстрадно-духового оркестра Даггосфилармонии Магомед Абакаров, дирижер оркестра народных инструментов Новруз Шахбазов и др.
Говорили о важном – необходимости повышения качественного уровня музыкальных программ, обновлении репертуара, сохранении и развитии музыкального наследия республики через создание новых творческих объединений.
Как сообщает DagLife (С.Ниналалов), начале беседы Зарема Бутаева обозначила главные проблемы: «На протяжении многих лет на концертной эстраде искажаются характерные черты национального песенного фольклора Дагестана, «смазываются» типические особенности самобытной вокализации, утрачивается достоверность музыкального материала. Нас также и беспокоит складывающаяся тенденция к однообразию форм творческой деятельности исполнителей».
Руководитель ведомства отметила, что высокое звание солиста филармонии обязывает артистов выходить на публику с «живыми» концертными программами или композициями. Она призвала исполнителей отказаться от использования фонограмм.
«Акапельное исполнение также исчезает из репертуара современных исполнителей. О многоголосном ансамблевом исполнении я уже не говорю. Поверьте, это не повод экономии на звукозаписи. Ведомство и руководство учреждения будет искать возможности для создания фонограмм. Но куда интереснее зрителю «живое» исполнение в сопровождении инструментального ансамбля, как народного, так и эстрадного плана», — подчеркнула Бутаева.
Комментируя этот вопрос, дирижер Новруз Шахбазов также отметил, что артистам необходимо больше работать над собой: «Мы сталкиваемся с тем, что на выступлениях исполнители разучились работать с оркестрами, с живым звуком. Постоянные выступления с фонограммой – это деградация артиста».
Тагир Курачев, в свою очередь рассказал, что приходится сталкиваться также с дефицитом в репертуарах артистов национальных песен, которые в полной мере отображали бы лучшие традиции музыкальной культуры народов Дагестана. Вместо этого, по словам артиста, исполнители выступают со «свадебными репертуарами».
На встрече прозвучали и первые идеи по улучшению ситуации. Для дальнейшего развития жанров народной и авторской эстрадной песни национальной музыкальной культуры было предложено создать новые ансамбли. В частности, этноансамбль, основной задачей которого являлось бы сохранение и развитие на профессиональной основе народных певческих традиций.
Говорили о необходимости включения в штат единиц Даггосфилармонии концертмейстера, репетитора по вокалу, хореографа для индивидуальных занятий с артистами эстрадного блока.
Композитор Рамазан Фаталиев предложил создать новый орган по типу художественного совета, который будет состоять из деятелей культуры, композиторов, писателей заинтересованных в искусстве:
«Эта группа людей могла бы рассматривать произведения, которые отправятся к массовому зрителю, давать компетентные рекомендации и советы артистам, работать вместе с текстами. Это будет полезно для общего дела», — сказал он.
Фаталиев также отметил, что сегодня в распоряжении исполнителей огромное количество собранного предшественниками материала: «Это, в первую очередь, всем известные уникальные собрания народных песен Ширвани Чалаева, Сергея Агабабова, Готфрида Гасанова и других дагестанских композиторов, которые, несомненно, должны составлять основу репертуара наших исполнителей».
Музыковед Ирина Нахтигаль призвала эстрадников чаще посещать концерты Даггосфилармонии, в которых участвуют исполнители мировых величин.
Бадрижат Магомедгаджиева предложила в целях повышения профессионального уровня артистов внедрять практику стажировок и приглашения специалистов, организации мастер-классов.
Резюмируя выступления, Зарема Бутаева призвала участников встречи вместе работать над проблемами и быть готовыми к кардинальным изменениям.
«Я хочу подчеркнуть, что филармония в современных условиях должна быть «очень подвижной», живо откликающейся на веяния времени структурой. Она должна стремиться к постоянной ротации лучших исполнительских сил, проводить грамотную репертуарную и жанровую политику. Вы – наш звездный состав, носители уникальных певческих традиций своего народа, вы вестники культуры и пропагандисты. Именно на народной классике надо воспитывать новое поколение артистов. И я призываю вас помочь в этом», — сказала она.
|