В Общественной палате Дагестана представители отдельных малочисленных народов сформировали инициативную группу, которая обратилась с письмом-просьбой в адрес руководства Дагестана.
Участниками инициативной группы стали представители коренных малочисленных народов Дагестана, общественники, представители политических партий, Общественной палаты РД, представители от депутатов Народного собрания РД: депутат Народного собрания Республики Дагестан Людмила Авшалумова, вице-президент Международного объединения «Конгресс тюркских народов» Янгурчи Аджиев, председатель Дагестанского регионального отделения партии «Яблоко» Альберт Эседов, депутат Народного собрания Республики Дагестан Фикрет Раджабов, главный редактор газеты «Нур» на цахурском языке Байрам Абдуллаев, депутат Народного собрания Республики Дагестан Тимур Гусаев, член Дагестанского регионального отделения партии «Справедливая Россия» Шамиль Омаров, председатель Дагестанского регионального отделения политической партии «Партия ветеранов России» Муслим Гасан-Гусейнов, доктор филологических наук, доцент ДГПУ Мариза Ибрагимова.
В своем письме, направленном врио Главы РД Владимиру Васильеву и премьер-министру Артему Здунову, они вновь поднимают нерешенную проблему статуса уязвимых малочисленных народов, реализации их прав, защищаемых российским законодательством.
Как пишет А.Саркаров в РИА «Дербент», "Письмо подписанное членом Общественной палаты Республики Дагестан Вагабом Казибековым и членом регионального отделения партии «Яблоко» Мавлудином Халиловым, было отправлено 17 апреля".
Призывы пересмотреть законодательные акты, определяющие судьбу малочисленных народов республики, разрозненно, но звучат почти всегда. Дело в том, что Правительство РФ своим Постановлением от 28 марта 2001 г. № 236 (утвердив Постановление Госсовета РД от 18 октября 2000 г. № 191) велело считатьт коренными малочисленными народами (КМН) такие народы как "аварцы, агулы, азербайджанцы, даргинцы, кумыки, лакцы, лезгины, таты, табасаранцы, ногайцы, рутульцы, русские, цахуры, чеченцы-аккинцы".
А дело в том, что численность большинства перечисленных выше народов во много раз превышает 50 тысяч – предельную величину, установленную федеральным законом N 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».
Но для Дагестана было сделано исключение, позволившее республике трактовать на свой лад понятие КМН. То есть, список, подготовленный Госсоветом Дагестана, так и не вошел в Единый перечень КМН РФ, хотя и считается его частью.
Таким образом, нарушаются права действительно КМН Дагестана, гарантированные Конституцией России (статья 69). Именно этот вопрос стал основным при обсуждении положения КМН в Общественной палате РД, на котором приняли участие как представители КМН Дагестана, так и общественники, представители политических партий, Общественной палаты РД, представители от депутатов Народного собрания РД, сформировавшие в итоге инициативную группу.
Собравшиеся пришли к единому мнению о том, что из 14-ти народов "титульных" народов Дагестана в Единый перечень КМН РФ в соответствии с данными переписи 2010 г. должны быть включены пять: ногайцы (40407 чел.), агулы (34160 чел.), рутульцы (35240 чел.), цахуры (12769 чел.), таты (1585 чел.). В связи с этим они просят в письме к руководству Дагестана поддержать инициативу об издании нового постановлении «О Едином перечне КМН РФ», из которого должна быть исключены ссылки на абсурдное постановление Госсовета РД от 18 октября 2000 г. № 191.
Как считают инициаторы рацпредложения, для этого не обязательно принимать новое постановление, достаточно внести правки (которых и так насчитывается семь, а последнее внесено в 2015 году), которые его унифицируют, исключив пункт №2, выделяющий РД в числе других субъектов РФ.
"Стоит отметить, - пишет Саркаров, - что даже список, предоставленный инициативной группой, имеет спорные моменты. Так, для ногайцев в нем приведена их численность в РД, а не в РФ (103,7 тыс. человек), которая в 2 раза превышает установленный законом лимит для КМН. Кроме того, в советское время произошло формальное объединение двух групп: татов и горских евреев, говорящих на одном языке, но различающихся по конфессиональному признаку и имеющих разное происхождение (как, например, грузинские евреи и бухарские евреи не являются соответственно частью грузин и таджиков, хотя восприняли языки данных народов, ставшие для них родными). Кстати, в 2013 году после обращений горско-еврейской общины Дербента, глава администрации города Дербент Имам Яралиев подписал постановление № 116 об использовании в официальной документальной терминологии городского округа «город Дербент» наименования «горские евреи». Собственно таты в Дагестане исповедуют не иудаизм, а ислам. А большая часть ныне азербайджанских селений Дербентского района (кроме терекеменских) татского происхождения, а в селениях Митаги и Джалган он до сих пор используется жителями. Но они, в отличие от горско-еврейского населения не проявляют активность, хотя статус коренного малочисленного народа дает определенные преимущества и льготы их представителям".
Авторы обращения решили не разделять татов и горских евреев, представив их как один народ, имеющий в своем составе отдельные этноконфессиональные группы. Но самую существенную часть КМН в Дагестане представляют так называемые непредставленные народы.
В их число обычно включают 8 андийских (андийцев, ахвахцев, багулалов, ботлихцев, годоберинцев, каратинцев, тиндинцев, чамалалов), 5 дидойских или цезских (бежтинцев, гинухцев, гунзибцев, дидойцев и хваршин) народов аварской национальности, арчинцев, кайтагцев и кубачинцев.
В последнее время о себе как о самостоятельном народе — катрухцах — заявляют жители с. Нижний Катрух Рутульского района.
Выделяют себя в качестве отдельного этноса некоторые представители терекеменцев, проживающие на севере Дербентского района.
По сообщению В.Казибекова, являющегося также председателем Общественного фонда по сохранению и развитию рутульского языка «Рутулы», инициативная группа при составлении первоначального списка руководствовалась актуальным списком народов и их численностью по данным последней переписи, а также перечнем КМН в постановлении Госсовета РД от 18 октября 2000 г. № 191.
То есть задачей инициативной группы, как сообщает источник, является сужение перечня КМН в Дагестане (соблюдение ограничения по численности населения) и обсуждение с руководством РД дальнейших шагов в целях реализации их прав. При этом имеются возможности расширения обновленного перечня КМН, если он будет утвержден, за счет других этносов РД, но это зависит от заинтересованности представителей непредставленных народов. Активисты из числа данных этносов, по мнению Казибекова, должны добиваться статуса отдельного народа в Дагестане, а затем уже они могут быть включены в перечень КМН по представлению властей РД.
Принятие закона о языках народов РД, на его взгляд, могло бы придать дополнительный толчок к развитию общественной активности в среде непредставленных народов.
Общественный деятель также отметил, что власти в течение месяца должны ответить на письмо инициативной группы, и надеется, что состоится встреча с руководством республики, на которой они обсудят данный вопрос более обстоятельно.
Ряд опрошенных нами представителей из Дагестана, которые не пожелали быть названными, в отметили, что в аварской национальной среде действительно имеются тенденции к самоопределению, чему способствует отсутствие единой, нацеленной на мир и согласие аварской национальной политики.
Некоторые собеседники Alazan-INFO упоминали о попытках из вне, способствующие распаду аварской идентичности, численно превалирующей в Дагестане над остальными. В то же время, о единой дагестанской идентичности и дагестанском национальном единстве, говорить на данном отрезке истории не приходится и подавно...
|