Информационно-аналитическая служба "Alazan-INFO" неоднократно старалась поддержать начатую в Азербайджане дискуссию на счет целесообразности смены окончания фамилий, устоявшихся со времен СССР, или поднять в кругу соотечественников вопрос (своего рода разговор) о необходимости пересмотра и переосмысления, в свете накопленных на сей счет знаний и требований, фамильных написаний, которые было бы целесообразно носить или присваивать аварцам. Однако, аварскую интеллигенцию за истекший период отличала некая глухота и немногословность из чего мы имели привычную возможность сделать вывод о том, что этой интеллигенции нет совершенно или, по крайней мере, сделать вывод о том, что ее этот вопрос совершенно не волнует. Тем не менее, мы выражаем глубокую признательность порталу Vesti.az за то, что он в своей работе не оставляет не затронутыми те вопросы, которые действительно беспокоят закатальцев, в частности аварцев Азербайджана, а вместе с тем и аварцев Грузии и России. В начале 2011 года на обсуждение Милли Меджлиса (парламента) Азербайджана будет вынесен законопроект об изменении окончаний фамилий, подготовленный Институтом информационных технологий НАНА (Национальной Академии Наук Азербайджана). Как уже отметил в одном из своих интервью председатель комитета по культуре Милли Меджлиса Низами Джафаров, новый закон хотят принять для того, чтобы отказаться от русских окончаний -ов, -ев в азербайджанских фамилиях и тем самым правильно идентифицировать национальную принадлежность. Низами Джафаров заявил, что это новшество будет распространяться в принудительном порядке только на новорожденных жителей Азербайджана. То есть, предыдущее поколение при желании может изменить фамилию, либо не менять ее. Но для новорожденных это принудительно. "По новому закону, если родитель, например, из Агстафы, то он может взять фамилию Агстафа и дать эту фамилию ребенку. Исключение в законопроекте составляют только граждане Азербайджана неазербайджанской национальности: русские, украинцы, татары, грузины. Они и их дети сохранят свои традиционные фамилии», - сообщил Джафаров. Соответственно, если он из Закаталы, то гражданин может быть по фамилии "Закатальским". Однако парламентарий не уточнил как же будет обстоять дело с фамилиями других национальностях, проживающих в многонациональном Азербайджане, например: лезгин, татов, талышей, аварцев, цахуров, удин, курдов и других. В связи с этим, корреспондент Vesti.Az Рамелла Ибрагимхалилова обратилась к Н.Джафарову, чтобы узнать, как законодатели поступят с ними. «Кто считает себя азербайджанцем по национальности, он и будет менять фамилию или же окончание фамилии своего ребенка. В настоящее время 10 % фамилий в Азербайджане оканчиваются на «заде», 10 % на -ли, -лы, -лу, -лю, до 80 % - на -ов, -ев. Во всяком случае, в новом законопроекте речь не идет о полном отказе от -ов и -ев», - отметил Джафаров. Касаясь вопроса о желаниях некоторых представителей этнических меньшинств – вернуть традиционные фамилии, Н.Джафаров ответил следующим образом: «Это не простой вопрос и решать его надо индивидуально. Например у талышей окончание -заде не традиционное. Поэтому вероятно и у них будут окончания -лы, -ли, -лу и у лезгин, татов, курдов тоже. Однако есть такие азербайджанские, традиционные фамилии, как «Агдамский», «Талышинский», «Бакиханов», «Шекиханов», «Шахтахтинский» и тому подобные, которые останутся неизменными, как исключение. Кроме того, мы хотим предусмотреть дополнительные варианты - окончания – сой, - гил (Мамедгил), -оглу. То есть всего 4 варианта». Однако, как отмечает источник, у аварцев, удинов, лезгин цахуров и других окончания фамилий звучат по иному, нежели -лы, -ли, -лу. К примеру, лезгинские распространенные окончания -ви, -ан, -ин и т.д. Все лезгинские патронимы оканчиваются на -ар, -ер, -яр, -бур, -динбур. Это вариации окончания множественного числа и несут смысловую нагрузку: обозначение не одного представителя или части рода, а всего рода в целом. Среди этнических народов нередки случаи, когда даже родные братья носят разные фамилии. Это оттого, что у горцев отсутствуют глубокие «фамильные» традиции. Кто-то взял фамилию по имени отца, кто-то - деда, а кто-то - прадеда. Поэтому гораздо большее значение имеет то, кто чей сын и какого рода (тухумное сознание). Отметим, что у горских народов, как впрочем, и у азербайджанцев фамилий в нынешнем их понимании никогда не было, а существовали родовые имена, возникшие в глубокой древности и сохранившиеся до наших дней. Родовые названия условно подразделяются на три разряда: немусульманские названия (А), мусульманские названия (Б) и иронически-бытовые названия (В). История фамилий в Азербайджане начинается с XIX века. Такие единичные личности, как Мирза Фатали (Ахундов), Абасгулу Ага (Бакиханов) взяли себе фамилию, когда поступили на государственную службу в царской России и стали первыми обладателями фамилий с русскими окончаниями. Этот процесс приобрел массовый характер и закончился в 1930 году. Таким образом, мы в течение полувека получили фамилии, но только на русский лад. В действительности же механизм советской фамилизации имел целью лишить корней, обрезать и пересадить на новую почву, создать новую историческую общность - советский народ. В ответ на это Н.Джафаров заявил, что проект НАНА пока только разрабатывается, и изменения в него еще будут внесены. «Мое мнение таково, что этот вопрос надо обсудить отдельно. Лезгины, аварцы живут на исторических землях. И хорошо бы, если они представили бы список своих традиционных фамилий. Я не сторонник того, чтобы наши граждане неазербайджанской национальности в обязательном порядке брали себе окончания –лы, -лу, -ли. Может среди лезгин есть такие, которые возьмут себе азербайджанские окончания, но и найдутся и те, что не захотят их. Поэтому этот вопрос должен быть решен демократично. Основной принцип закона - сохранить национальную и традиционную индивидуальность», - отметил он. «Например, у лезгин, талышей, аварцев и так далее, если есть традиционная фамилия, и кто-то не считает себя по национальности азербайджанцем, тогда они считаются азербайджанскими гражданами неазербайджанской национальности», - уточнил Н.Джафаров. На вопрос: «В данном случае у представителей этнических народов, но граждан Азербайджана будет выбор в своих, присущих им национальных фамилиях, то есть вы это предусмотрите в законопроекте или нет?», ответил, что «наверное, будет предусмотрено»: «Лично я так думаю, что если нация имеет свои традиционные окончания, то ее представители должны носить свои присущие им фамилии. Сейчас законопроект находится в исполнительных органах, в Министерстве юстиции. После этой процедуры законопроект будет рассмотрен в парламенте, и тогда будут обсуждены изменения в закон». На вопрос: «Допускаете ли вы, что после вступления в силу закона правоохранительные структуры заставят население в обязательном порядке поменять фамилии и тем самым создадут почву для волокиты и взяточничества?", Джафаров ответил отрицательно. «Закон касается только новорожденных. Если такие факты и будут иметь место, то они будут пресечены, чтобы никто не смог злоупотребить положением. Проблемы, о которых вы говорите, могут возникнуть, если граждане постарше захотят поменять фамилию, потому что мы знаем, что не все наши чиновники отличаются порядочностью», - заключил он.
Мы же в свою очередь хотели бы заметить, что согласно исследованиям Лачинова Л.А., окончания аварцев могут или должны в соответствии с данными историографии (и пользуясь в данной связи для примера последней фамилией), заканчиваться следующим образом: Лачин, Лачинасул, Лачиназул, Лачинилау, Лачинилав. Вместе с тем, следует иметь ввиду, что у аварийцев имя образуется из совокупности данных о том, "Откуда-Чьих-Чей-Кто"+Какой (Лачин-тахидаса Лачинасул Айюбиль Лачин), при этом на вопрос "Какой?", сообразно представлениям аварийцев, ответ зависит от общественного признания, от общества, которое и нарекает человека за его проступки и деяния несменяемым окончанием вроде "Великий", "Справедливый", "Премудрый", "Добрый" и т.д. Мы надеемся, что начатая на сей счет в Азербайджане дискуссия благополучно придет к своему логическому завершению и принесет пользу не только отдельно взятому человеку, но обществу граждан в целом.
|