Результатом многолетних переговоров Москвы и Тбилиси стал шаг по претворению в жизнь исторического соглашения 2011 года о формировании альтернативных торговых коридоров между Россией и Грузией. При этом соглашение не затрагивает неразрешимую проблему статуса грузинских автономий, который пожелали быть с Россией.
Дело в том, что представители МИД, МВД, Минфина, налоговых органов и таможни Грузии оформили долгосрочный контракт с швейцарской компанией SGS, которая будет мониторить движение, в том числе фиксировать грузы из РФ в сторону Закавказья и в обратном направлении. Швейцарские наблюдатели будут стоять по обе стороны торговых коридоров - не только в Сочи и Владикавказе, но и в грузинских Зугдиди и Гори. Грузы оформляются в "точках мониторинга" в соответствии с таможенным законодательством двух государств. Тем самым создается практическая возможность налаживания постоянной автомобильной связи между Россией и странами Закавказья по альтернативным маршрутам: не только по Военно-грузинской дороге, но также через Абхазию и Южную Осетию.
Именно в этом основной смысл имплементации соглашения шестилетней давности, поскольку единственная автотрасса из Грузии в Россию через Казбеги (Военно-грузинская дорога) чрезвычайно опасна и уже почти непригодна для использования. У старого маршрута нет перспектив роста и развития, если грузинские власти выполнят давнее обещание и построят на этой дороге тоннель, позволяющий миновать наиболее опасные участки.
Отвечая на претензии оппозиционеров о "капитуляции перед Россией", премьер-министр Георгий Квирикашвили заявил, что российско-грузинское соглашение 2011 года и достигнутые накануне договоренности "позволят перенаправить грузы по маршруту Гори-Цхинвали-Владикавказ". То есть, речь идет о возобновлении движения по автодороге, простаивающей со времени "пятидневной войны" 2008 года. Тем самым, не только Грузия, но и другие республики Закавказья получат возможность развивать торговлю с Россией по более удобному маршруту: грузы будут реже "застревать" на автодороге. К примеру, трасса через Цхинвал лучше обустроена и менее подвержена природным рискам, чем Военно-грузинская дорога.
Что же касается перспектив, то российско-грузинское соглашение 2011 года и привлечение швейцарской кампании позволяет возобновить и ЖД движение через Сухум, но, в отличие от Грузии, Россия пока не оформила контракт с SGS, а для того, чтобы торговые коридоры заработали, необходима "подпись" Москвы. Как сообщает "Вестник Кавказа" со ссылкой на источники в МИД Грузии, "с учетом активной вовлеченности всех заинтересованных сторон, есть надежда, что вторая подпись под контрактом с SGS появится в ближайшие дни".
Таким образом, получается, что если Азербайджан с Россией связывает только одна полноценная и функционирующая автомобильная дорога, то Грузию связывают с северным соседом уже три дороги и, не смотря на сложившийся тупик в политических отношениях, наращивает потенциал транзита через республику. Следует в этой связи упомянуть о том, что бюрократизма с коррупцией на таможне дорог через Грузию гораздо меньше, чем через Азербайджан...
|