То, что
характер
народа
меняется с переменой социальных, политических, природных условий его
существования, кажется бесспорным, и мы знаем бесчисленное множество
тому
примеров. Более того, меняется само восприятие мира, себя в мире,
самосознание... Однако столь же бесспорно и то, что каждый народ, как бы
не
изменилась его жизнь, остается самим собой, и никто не сомневается, что
те,
кого мы видим сегодня, дети своих отцов и внуки своих дедов. Потому что
говорят
на том же языке? Потому что продолжают те же традиции? Потому что
обрабатывают
ту же землю? Только ли?
Что меняется в
сознании
народа со временем и что остается неизменным? Что остается неизменным,
даже
когда кажется, будто народ полностью переродился и притом очень быстро,
за 2 -
3 поколения?
Вопрос, который мы
ставим
здесь, более сложен, чем это кажется на первый взгляд, поскольку
невозможно в
строгом смысле слова доказать, что "национальный характер",
"этническая картина мира", "этнический менталитет"
существуют в действительности и могут быть зафиксированы научными
средствами. Но мы не о науке - мы о простом наблюдении, которое есть вспомоществование науке.
"Много часов нахожусь в окружении компании осетинских пацанов, и
все это
время меня не покидает мысль о том, как же они похожи на наших лакцев!
Даже звуки "л" и "н" произносят похоже)) Конечно, лакцы не говорят
такими как будто обиженными (для русского уха) голосами, но общее
звучание и даже общая атмосфера в их компании очень напоминает лакскую".
По признанию дагестанского журналиста Руслана Салахбекова
(Salahbekov.livejournal.com), речь о том, что они просто-напросто "ведут
себя примерно
так же, как вели себя лакцы", в окружении которых автору довелось
жить в
студенческой общаге. Причем, лакцы, оказывается, еще "разительно
отличаются, например, от
аварцев - агрессивных, напористых, безбашенных, стремящихся (с
переменным успехом) к подавлению всех окружающих"."Лакцы были
более
спокойными. Вот точно как эти осетинские ребята - при всей их показной
удали в толпе)) Может, это лишнее подтверждение того
предположения (в том числе моего), что лакцы - это не те же горцы, что и
аварцы, даргинцы и чеченцы, а несколько другие. Может, верно
предположение, что часть горских этносов - это пожилые, успокоившиеся,
мягкие, а другая часть (аварцы, даргины, чеченцы) имеют в своем составе
большую долю пассионариев, которым море по колено и горы по плечо и
которые или делают погоду в своих этносах, или начинают эту погоду
делать. И которым свойственно стремление к экспансии - а
аварцам, даргинцам и чеченцам оно свойственно, в отличие от лакцев и
осетин. Или в отличие от моих соплеменников кумыков - пусть равнинных
жителей, но все же соседей горцев. Одни - как будто молодые и
дерзкие, другие - как будто пожилые".
|