Научная конференция "Массовые выселения кавказских народов в ХIХ-ХХ веках", посвященная ряду трагических страниц в истории Грузии и Кавказа в целом, прошла 23 февраля 2010 года в столице Грузии. В конференц-зале тбилисской гостиницы "Рэдиссон Блу Иверия" собрались члены правительства и парламента Грузии, ученые, эксперты, писатели-публицисты, деятели культуры, представители северокавказских диаспор, неправительственных организаций, а также гости из зарубежья. Конференция, организованная по инициативе "Фонда Кавказа", была посвящена 66-ой годовщине сталинской депортации ингушского и чеченского народов. Как передает об этом ресурс "Кавказский узел", открывая конференцию, президент "Фонда Кавказа", сопредседатель "Комиссии по научному сотрудничеству со странами Кавказа" НАН Грузии Гиви Гамбашидзе, сказал: "Это тот случай, когда мы должны задуматься, что с нами, кавказцами произошло в течение этих двух столетий. Я как историк, хочу сказать, что все это подзабыто. Этой конференцией мы хотим вспомнить и почтить память погибших, и напомнить себе, где мы были тогда, и повторения чего мы не хотим". Была зажжена большая поминальная свеча, которая не угасала до конца мероприятия. С приветственным словом перед собравшимися выступили: государственный министр по вопросам диаспоры Папуна Давитаиа, член парламента Грузии Нугзар Циклаури, наследник грузинского престола Нугзар Багратиони, историки - академик Роин Метревели и Сара Слай (США), а также эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе. Выступавшие однозначно осудили события 23 февраля 1944 года, когда советская власть безжалостно изгнала из родных мест около полумиллиона чеченцев и ингушей, объявив их "врагами народа" и пособниками фашистов. Этой теме был посвящен доклад кавказоведа Мераба Чухуа "Выселение вайнахов в 1944-м году". Касаясь данных событий, докладчик отметил, что ингуши и чеченцы были высланы в Казахстан и Киргизию в товарных вагонах для скота и высаживались практически на голый снег. В дороге и за 13 лет ссылки погибли десятки тысяч людей. Тема публициста Гулабера Ананиашвили - "Депортации с Кавказа". С ней перекликался рассказ историка Бежана Хоравы в его выступлении "Черкесы и русско-кавказская война". Докладчик, в частности, отметил, что начало этой необъявленной войны России с горскими народами Кавказа можно отнести к 1816 году, когда с екатерининских времен, после победоносных для России русско-турецких войн, присоединения Крыма и степей Северного Черноморья, началась борьба за Северный Кавказ. После окончания русско-турецкой войны 1829 г. на генерал-фельдмаршала Паскевича было возложено покорение горских народов. Вот что писал Николай I графу Паскевичу: "Кончив, таким образом, одно славное дело, вам предстоит другое, в моих глазах столь же славное, а в рассуждении прямых польз гораздо важнейшее - усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных". О том, как велась эта захватническая война в горах, можно судить по словам главнокомандующего Ермолова: "Бунтующие селения были разорены и сожжены, сады и виноградники вырублены до корня, и через многие годы не придут изменники в первобытное состояние. Нищета крайняя будет их казнию…". Выступление историка Мзии Ткавашвили - "Народы Дагестана и мухаджирство" рассматривало трагические страницы в истории Дагестана, когда в ХIХ веке под натиском российских войск в результате Кавказской войны, которую вела Российская империя, началась вынужденная массовая миграция народов Дагестана. Эксперт по вопросам Кавказа Мамука Арешидзе заметил, что "имперские замашки остались у многих российских политиков, и это может привести к большой катастрофе Кавказа. Потому мы все время об этом должны говорить, помнить, стараться предотвратить в дальнейшем такие действия". Вспоминая депортацию, говорили, как уцелели чеченцы, живущие в Грузии. Этнические чеченцы - кистинцы - уже два века живут в Грузии, в Панкисском ущелье. Заместитель госминистра по делам реинтеграции Мека Хангошвили, кистинка родом из Панкиси отметила, что у кистинцев не было проблем с интеграцией в грузинское общество, потому что обычаи и традиции очень похожи, языки входят в единую кавказо-иберийскую группу. Она сказала, что чеченцов и ингушей выселяли отовсюду, и "только грузины смогли защитить своих сограждан, кистов, от этого геноцида". Примерно в то же время в Среднюю Азию и Казахстан были насильственно переселены балкарцы, карачаевцы, а также месхетинские мусульмане из Грузии. Операция НКВД по их насильственному выселению прошла за 10 часов, когда в одну ночь было выселено 125 тысяч месхетинского мусульманского населения из 220 сел южной Грузии. Тысячи месхетинцев умерли в пути в первые недели от голода, холода и обезвоживания. На конференции присутствовали и представители депортированных в 1944 году месхетинских мусульман. Журналист Клара Бараташвили выступила с темой "Некоторые аспекты истории депортации месхов-мусульман". Она отметила, что гордится своей страной Грузией, которая выражает сочувствие чеченскому и ингушскому народам, пострадавшим от преступлений советского режима. Но в то же время сожалеет, что грузинское общество не выразило подобного сострадания к депортированным месхетинцам, которые до сегодняшнего дня не вернулись на родину. Так, в ноябре прошлого года прошла 65-я годовщина их депортации из Грузии, не менее драматическая, чем выселение чеченцев и ингушей, а грузинское общество даже не посчитало нужным отметить эту трагическую дату в истории страны. "В этом зале сидят люди, не понаслышке знающие об ужасах депортации, - сказала К.Бараташвили, - когда в одну ночь опустошались деревни и как скот в товарных вагонах гнали в ссылку ни в чем неповинных людей. Многие из вас знают, как жилось нашим соотечественникам в депортации. 12 лет комендантского режима, когда нужно было брать разрешение чтобы просто перейти из одной деревни в другую. В 1956 году был снят режим спецпоселения и месхи думали, что пришло освобождение, как и для других высланных народов. Выдавая бывшим спецпоселенцам паспорта, власти самовольно меняли грузинские фамилии месхов, а также вписывали в их паспорта какие угодно национальности. Так, мой отец Латифшах Бараташвили, был записан "азербайджанцем", а брату Марату, родившемуся в депортации, была присвоена национальность "узбек". Были и "турок", и "татарин" и даже вообще "кавказец". Немалыми ухищрениями моему отцу удалось записать меня при рождении в депортации "грузинкой", единственной из всей нашей большой семьи". В 1956 году, после снятия комендантского режима, месхам было сказано: "…вы можете избрать местом поселения любое место в СССР, кроме тех мест, откуда были высланы". Только в 2007 году парламент Грузии принял закон о репатриации депортированных месхетинцев, который сами месхетинцы считают дискриминационным, поскольку в нем отсутствует как политическая реабилитация, так и механизм для достойного возвращения депортированных месхетинцев в Грузию. Автор доклада, месхетинка, вопрошает: когда же за эти преступления будут принесены публичные извинения государства? Конференция завершилась минутой молчания, которой участники почтили память невинных жертв произвола.
|