В городе Закатала проведен очередной семинар на тему наследия средневекового учёного, мыслителя, философа-богослова и астролога Сейида Яхъя Ширвани (Бакуви). Мероприятие было приурочено к 550-летию со дня смерти ученого.
Как сообщают источники, после вступительного слова заведующего правовым отделом исполнительной власти Эльдара Мустафаева выступил организатор семинара, руководитель НПО MİRAS Фариз Халилли, который рассказал о пропагандировании наследия Бакуви во всем мире, а также о его значении для последователей в Закаталах. Затем директор Института кавказских исследований Мехмет Рыхтым выступил с докладом на тему «Школа Сеида Яхъя Ширвани от Азербайджана до Анатолии», отметив, что Азербайджан служил одной из колыбелей суфизма, и что на недавней конференции в штаб-квартире ЮНЕСКО «Сеид Яхъя Бакуви и толерантность» указывалось на роль Азербайджана как образца толерантности. Оратор сказал, что из 19 трудов Бакуви лишь один был найден в Азербайджане, а остальные находятся в библиотеках Турции.
Напомним, что Сейид Яхья родился около 1410 года (по сообщению сайта ЮНЕСКО — в 90-х годах XIV века) в богатой семье в Шемахе (Ширван). В молодости увлекался суфизмом, был приверженцем учения знаменитого шейха Садр ад-Дина ал Халвати, главы ширванской ветви тариката. После смерти шейха, поссорившись с учеником Пири-заде из-за того, кому из них возглавить секту халвати, Сейид Яхья покинул Шемаху и уехал в Баку. Здесь он поселился при дворе ширваншаха Халил-уллы I, где пользовался большой популярностью как философ, учёный и придворный астролог. Вскоре число его последователей (в том числе и в странах Ближнего Востока) превысило десять тысяч человек. Скончался Бакуви, согласно Азербайджанской советской энциклопедии в 1462 году, согласно сайту ЮНЕСКО — в 1463.
До наших дней сохранилось 18 или 19 трудов Сейида Яхьи Бакуви, написанных на азербайджанском, персидском и арабском языках. Хранятся они в гоpодах Туpции: Стамбул (библиотека «Мурадия»), Конья, Маниса.
Сейид Йахья написал философские трактаты «Шарх-и Гюльшани-раз» («Комментарии к цветнику тайн»), «Асрар ат-Талибин» («Тайны искателей истины») «Символика знаков», «Комментарии к династии Саманидов», «Тайны духов» и другие, проникнутые религиозно-мистическими идеями, котоpые являются ценными источниками так же в области изучения философии, астрономии и математики.
|