"Состояние родных языков в Дагестане следует охарактеризовать как сложное. На них оказывают воздействие рост социальной престижности русского языка и естественное желание билингвов, чтобы их родной язык вполне соответствовал их уровню духовного развития. При этом подобная адекватность недостижима. С одной стороны, звучат бесконечные призывы к изучению родного языка горожанами, не знающими его, с другой – реальная невозможность создать даже минимальные экстралингвистические условия, которые бы стимулировали желание или необходимость знать его. Забвение родного языка, как справедливо считают специалисты, озабоченные состоянием экологии языков малочисленных дагестанских народов, ведет к отходу от культуры и традиций своих предков, к эрозии генофонда этноса. В то же время подобная критика не учитывает объективных обстоятельств утраты индивидом, семьей или целой диаспорой своего родного языка. Среди причин, драматизирующих языковую ситуацию, немало и субъективных. Например, из-за обманчивой самоуспокоенности руководящих органов образования, принимавших достигнутый когда-то хороший уровень изучения русского языка в школах республики как навсегда стабилизировавшееся положение, не нуждающееся в специальной поддержке, заметно ухудшилась успеваемость по русскому языку и, как следствие, по остальным предметам: русский язык в дагестанской национальной школе не только учебный предмет, но и основа всего образовательного процесса", - сказал ученый.
На вопрос "Какие проблемы существуют в преподавании родных языков? Хватает ли учебников, методических материалов и издаются ли новые?", М.Магомедов заметил, что "здесь существенно сказывается роль урбанизационных и миграционных процессов". "Нужно сказать, что пагубную роль в данном случае сыграл придуманный неизвестно кем принцип добровольности применительно к изучению родного слова с сомнительными ссылками на «родительские пожелания». По существу, введенный и действующий в стране закон о всеобщем обязательном среднем образовании оказался вдруг совершенно не обязателен в такой важной и принципиальной части национальной политики, как преподавание родного языка в национальной школе. Учебников и методических материалов катастрофически не хватает, новые издаются очень мало и малыми тиражами".
Отвечая на вопрос о мерах, которые необходимо сделать для сохранения и развития родных языков, их популяризации, сказал: " Создать приемлемые и достаточно результативные условия для приобщения подрастающего поколения к родным языкам и тем самым в значительной степени ослабить процесс языковой ассимиляции. Во всех городских школах (с учетом положительного опыта некоторых школ) открыть классы по обучению родному языку и литературе, и предмет родного языка и литературы сделать обычным основным предметом и обязательным для всех детей данной национальности. Принять «Закон о языках Дагестана», который будет соответствовать федеральным законам «О языках народов Российской Федерации» и «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», а также Европейской Хартии о региональных языках и языках меньшинств. При этом учесть уникальность этнического состава населения Республики Дагестан и то, что языки народов Дагестана являются согласно Конституции республики их национальным достоянием, важнейшим элементом культуры, национального и гражданского самосознания дагестанцев. Создание условий для сохранения самобытного развития и использования дагестанских языков, обеспечения гарантий и защиты прав народов и граждан на свой родной язык".
Напомним, 21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка (International Mother Language Day), провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года с целью содействия языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Языки являются самым сильным инструментом сохранения и развития нашего материального и духовного наследия.
Но по оценкам ЮНЕСКО, половина из примерно 6 тысяч языков мира могут в ближайшее время потерять последних носителей.