Сотрудник Института истории Национальной академии наук
Азербайджана (НАНА) Акиф Мамедли сообщил Шеки-Закатальскому информбюро АПА о
находке на территории села Пашан Закатальского района религиозного храма (то
есть уцелевших остатков архитектуры прошлого) времен Кавказской «Албании». Речь,
как следует из информации в СМИ, идет о «Албании», которая имела столицей «древние
азербайджанские города Габала и Барда». Но дело не в том, что вопрос о
столице этого горского государства в науке (речь о настоящей
исторической науке) до сих пор остается открытым, а Кабалака (Кебелоба) исторических трудов, вовсе не рассматривается, но в том, что из сообщения А.Мамедли СМИ не сведущие
могут сделать вывод, что Закаталы – это глухие джунгли, а мир и НАНА не ведает о том,
что таит земля закатальская. Мы знаем не одну сотню таких архитектурных развалин, причем ни кто не спешит делать из этого "открытие" - от этого не легче: средств и возможности на реставрацию исторических памятников как не было так и нет. Впрочем, надо отдать должное Мамедли, он в своих трудах по краеведению замечает,
что под очевидной нам всем действительной плоскостью современных Закатал и
Белокан, есть совершенно иной, чудесный, неизвестный миру край, который еще предстоит
исследовать. Возможно, самому Мамедли не дают исследовать этот потаенный мир,
но как следует из последней новости, есть еще много всего потаенного и в очевидной,
действительной сегодня плоскости Закатал, но его видят от времени ко времени –
в нужный отрезок истории. Открывать Закаталы так, как открывает его А.Мамедели, можно вечно. Однако, ни кого не интересует мнение о жизни и
судьбе десяток тысяч живущих в Закатальском регионе граждан Азербайджана и
России, которые, не смотря на свое гражданство и место формальной регистрации и
временного пребывания, на всю жизнь привязаны к родине. Дело в том, что никого
ничто основательно не интересует – интерес представляет фрагмент, пазл, отрывок
из общего контекста, из общей истории края, часть разделываемой туши, статья расхода – статья дохода,
прибыль, выгода, но не правда как таковая. Главное удачно поднести, выгодна
подать, а если позволит случай и продать даже… Весь просвещенный мир и НАНА, в том числе знает, что Закаталы
– это непочатый край для исследований. Конечно, не для того, чтобы голословно
присваивать найденные в почве артефакты, делать заявления о неких личных
открытиях, которые выдаются за «научные открытия» и служат поводом для мыльных сенсаций, а для того, чтобы наука
серьезно, наконец, занялась прошлым и позволила выявить и вычитать истинные
послания лет минувших. Рассчитывать на это следует разве что лишь после того,
как Закатальский краеведческий музей станет полновластным хозяином крепости
Новая Закатала, а экспонаты и экспозиции не будут плесневеть в «хранилищах». Закаталы
– это край, который заслуживает к себе гораздо более серьезного отношения, ибо научным открытиям, которые
может он преподнести, не счесть числа. Но надеяться, что открытия историков будут
иметь какое-то значение для науки и народа в целом, не имея возможности их
экспонировать, показывать народу, водить туда экскурсии, можно считать
баловством вроде того, чем между прочим занимается и Акиф Мамедли и нынешняя
наука, в лице таких исследователей, в Закаталах. Но даже здесь все не так просто. Достаточно вспомнить судьбу исследовательницы Нуриды Атеши (автор книги "Дочь огня"), которая еще недавно во всеуслышание утверждала известный и доказанный наукой факт, что "Амазонки" исторических преданий есть ни что иное как "Алазанки", и как она была вынуждена позже витиевато утверждать, что эти Алазанки - выходцы из Гобустана, а потом и из Карабаха. Не значит ли это, что кто-то уж больно сильно хочет, чтобы Карабах и Гобустан был одним из очагов народов Алазании? Возможно, закатальцы не против.
|