INDEPENDENT INFORMATION ANALYSIS AND SYNTHETIC SERVICE
НЕЗАВИСИМАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕЗИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Земля. Alazan-INFO


Форма входа

Категории раздела

Закатальская правда [0]
Алазанская долина [25]
Наш Кавказ [93]
Мир [10]

Статьи о Кавказе и Интервью

Главная » Статьи » Наш Кавказ

Севиндж Алиева. История народов Азербайджана и Дагестана//www.ethnoglobus.com

 Приграничное положение, исторические и культурные корни, многовековые связи роднят Азербайджан и Дагестан. С включением в российское геополитическое пространство социально-экономические отношения между народами Азербайджана и Дагестана регламентировались российскими властями. Лишь после распада Российской империи в период образования независимых государств на Кавказе в 1918-1919 годы между Азербайджанской Демократической Республикой и Горской Республикой наметилась государственная и общегражданская интеграция. Процесс государственного национального строительства и суверенного существования республик на Кавказе был прерван Красной Армией. Несмотря на протест правительств этих двух независимых республик большевистские части заняли Северный Кавказ и Азербайджан, ликвидировав легитимные органы власти.  Установление советской власти на Кавказе и после гражданской войны сопровождалось массовыми политическими акциями. Большевики обязывались дать свободу и национальную государственность всем народам (Декларация прав народов России ко всем трудящимся мусульманской России и Востока) с целью привлечь на свою сторону мусульманские народы. Многие их обещания оказались декларативными. А начало коллективизации и борьба с кулачеством вызвали новый импульс недовольства. Население, выражавшее недовольство на религиозной почве, неудовлетворенное аграрной политикой и управлением, а также классифицированное как кулаки подверглось репрессиям. Под предлогом борьбы с кулаками высылались целые хозяйства. Это не могло не вызвать ответной реакции кавказских народов.
Одно из крупных вооруженных выступлений в Чечне в сел. Шали и Гонты нашло отклик в Дагестане (в Аварском, Андийском и Хасавюртовском округах и в Казбековском подрайоне). Восставшие подозревались в связи с бывшим главой Горской республики Т.Чермоевым и бывшим офицерством, находящимся в горах Чечни и Ингушетии. В Нагорном Дагестане шариатские советы приняли решение о борьбе с советской властью. Повстанческое движение охватило многие районы Чечни и Дагестана, а также Ингушетию и Грузию. Аналогичные выступления прошли в Азербайджане- Закатальском округе, в Алибацком и Гахском районах, в городе Шеки. В Гянджинском округе Азербайджана развернулась деятельность повстанческого отряда Мамед Касума. В Гахском районе Азербайджана восставшие заняли Верхний и Нижний Гейнюк, селения Балаханы, Кирчак и селения по дороге Шеки-Закаталы. Они действовали под лозунгами - Освобождение народа из-под власти Советов, Долой колхозы. Органы ГПУ докладывали в Москву о руководстве восставшими в Азербайджане из Дагестана и турками. Советская администрация направила на подавление восставших районов Азербайджана и Дагестана воинские части, перекрывшие проходы из Дагестана в Закаталы с целью воспрепятствовать прорыву повстанцев в Азербайджан. Между тем в Южном Дагестане повстанцы заняли ряд селений Касумкентского, Табасаранского, Курахского районов и двинулись в сторону Азербайджана. На борьбу с ними выступили советские войска. Среди населения распространялись сведения о свержении советов в Дагестане и занятии Дербента турками. 
19 мая 1930 г. азербайджанский повстанческий отряд перешел границу у сел. Хнов Рутульского района и проник на территорию Южного Дагестана. Началось восстание хновцев, оно было поддержано жителями с.Борч. Повстанческие отряды из Азербайджана сконцентрировались в районе Салаватского перевала. Восстание в Хнов с участием азербайджанских повстанцев, как и другие, было подавлено. Требования восставших заключались в следующем: восстановление шариатских судов и школ; брак по шариату вместо ЗАГСа; ликвидация сельских советов и восстановление статуса старшин; прекращение преследований по религиозному убеждению и восстановление отобранных мечетей; освобождение религиозных служащих от налогов; возобновление избирательного права лицам, лишенных их; уменьшение налогов и предоставление льгот налогоплательщикам; прекращение арестов невинных людей. На август 1934 года насчитывалось 5 групп повстанцев. Они действовали в Дербентском, Табасаранском, Ботлихском, Хасавюртовском, Казбековском, Бабаюртовском, Кизлярском, Караногайском, Акушинском, Хунзахском и Гумбетовском районах. Наиболее активные выступления происходили в Южном Дагестане и на плоскости Северного Дагестана. Известно, что в 1935 году население Дагестана бойкотировало советские праздники и советскую власть (8, с.46-49, 140-141, 154-155, 158, 164-167, 170-175, 180-181, 192-194, 196-198, 203). Понимание важности религии для мусульманских народов Кавказа заставило советских руководителей изыскивать различные способы умиротворения населения. Советское руководство наряду с репрессивными мерами усилило организационно-разъяснительную деятельность (съезды ревкомов, представителей бедноты, красных партизан, народов Востока, и пр.) (10, с.102-103). Постепенно ситуация в регионе стабилизировалась. 
Начался период налаживания хозяйственной жизни, приспособления к новым порядкам. В советское время основной заботой всего трудового народа стало восстановление сельского хозяйства, создание инфраструктуры, промышленности, различных сфер жизнедеятельности. Все народы советского пространства считались братскими. С развитием путей сообщения стали обычными поездки из одной части страны в другую. В тоже время существенные перемены происходили не только в экономике и быте. Коренные азербайджанцы Южного Дагестана - исторической части Азербайджана - в советское время были названы пришлыми в Дагестане наряду с чеченцами и ногайцами. Если по переписи 1926 года азербайджанцы еще причислялись к коренным народностям Дагестана, то в 1939 году - уже нет. Между тем в Азербайджане появлялось все больше и больше представителей дагестанских народностей. Экономическая изолированность Дагестана от Азербайджана, заложенная еще в XIX веке, привела к ухудшению и без того трудной ситуации. Малоземелье, постоянно актуальные вопросы занятости и трудоустройства, проблемы с обеспечением качественной питьевой воды, заболоченность некоторых мест, пески, и др. Все эти и другие проблемы решались зачастую без учета местной специфики. Хотя налицо были некоторые бесспорные достижения в развитии здравоохранения, образования, быта, транспорта, промышленности и сельского хозяйства. В 1942-1954 годы - годы деятельности Секретаря Дагестанского обкома партии ЦК ВКП(б) азербайджанца Азиза Алиева, работавшего до этого секретарем ЦК КП(б) Азербайджана, в Дагестане были налажены все сферы жизнедеятельности, что позволило народам этой республики справиться с тяготами войны и обеспечивать фронт всем необходимым (2, с.8-111; 10, с.60-71, 75, 79-81, 110, 452-458). 
В 1940-1960-е годы в Дагестане происходил процесс переселения населения высокогорных районов на равнину. Аварцы заселили также Закатальский и Белоканский районы в Северном Азербайджане (45 тыс.чел.). Помимо этого, значительная часть жителей высокогорных районов Дагестана переселились на территорию Терекеме, образовав как отдельные населенные пункты, так и новые кварталы в местах проживания азербайджанцев-терекеме. По сегодняшний день наблюдается процесс переселения северокавказских народностей, в частности, табасаранцев, на территорию Азербайджана и на места исторического проживания азербайджанцев Южного Дагестана. И до этого горцы селились среди азербайджанцев. Одним из многочисленных этносов, расселившимся на территории Азербайджана являются и лезгины (Губинский, Гусарский, Худатский, Габалинский, Кунахкентский и Хачмасский районы) (5, с. 81, 83; 6, с.3-4; 7, с.7-8; 11, с.4-5). Процесс переселения горцев на равнину привел к перенаселению равнинной зоны, изменению этнической ситуации в равнинной и приморской части Дагестана. Так, преимущественно тюркские районы Дагестана, населенные исстари азербайджанцами, кумыками и ногайцами оказались занятыми кавказскими народностями. Горцы - аварцы и лезгины постепенно стали преобладающим массивом на издревле тюркской равнине. Все это привело к социальным, экономическим и межэтническим проблемам. В 1980-1990-е годы рост числа аварского, и др. горского населения в равнинной местности продолжал неуклонно расти за счет переселения в Дагестан и Азербайджан представителей этого этноса из Грузии (9, с.143-151).
После распада советского государства на Кавказе появились различные националистические организации, спекулировавшие на этнических чувствах людей. Так, аварская организация под названием Народный фронт имени имама Шамиля взял на себя заботу над аварским нацменьшинством в восточной Грузии и в Джаро-Белоканском районе Азербайджана. Аварцы, как известно, живут во многих уголках бывшего союза, но деятельность Народного фронта распространялась только на Кавказский регион. Они создали видимость стремления аварцев к объединению со своими сородичами, проживающими в Азербайджане. А лезгинское движения Садвал стало вынашивать идею создания Республики Лезгистан в составе РФ, впрямую покушаясь на суверенитет Азербайджана (3, с.133-135; 4, с.109, 115). 
Положение в Дагестане не может не вызывать беспокойство в Азербайджане. На территории Дагестана проживает значительное число коренных азербайджанцев, искусственно разделенных, разобщенных от своих сородичей в Азербайджане административно-территориальными барьерами. Напомним, что население Дагестана издавна тяготело к Азербайджану. Представители дагестанских народностей, страдая от действий царских и советских властей: войны, переселения, земельный вопрос, в поисках лучшей доли были вынуждены переселяться в Азербайджан. В Азербайджане они находили убежище и землю, которой так не доставало им после колонизации региона, принудительного выселения с гор на равнину (1, с. 281).
Следует отметить, что азербайджанское население, несмотря на своих собственных беженцев из-за армянской оккупации части территории страны, проявляет терпимость и дружелюбие в отношении своих северокавказских соседей, нет этнической дискриминации и ожесточенного отношения к другим этносам в азербайджанском обществе. Не секрет, что относительное экономическое благополучие примыкающих к Азербайджану северокавказских областей, занятость северокавказского населения в торгово-посреднической и транзитной сфере напрямую зависит от Азербайджана. В Азербайджане происки отдельных экстремистов пресечены, налажено социально-экономическое положение и делается все возможное для здорового общежития всех без исключения национальных меньшинств. В Азербайджане действует представительство Дагестанской республики. Огромную роль в оздоровлении отношений между Азербайджаном и Дагестаном сыграли Президенты двух стран - Гейдар Алиев и Муху Алиев. 
 
 Список литературы.

1. Александров О.Б. Внешние связи российских регионов- южный вектор//Южный фланг СНГ. Центральная Азия - Каспий - Кавказ - энергетика и политика. Вып. 2. М., 2005. 
2. Амирханова М.М. Социальная политика органов государственной власти Республики Дагестан на селе в 70-80-е годы ХХ в. по документам Центрального государственного архива РД (тематический обзор). Махачкала: Наука, 2005.
3. Белозеров В.С. Этническая карта Северного Кавказа. М.: ОГИ, 2005. 
4. Бобровников В. Мусульманский национализм на постсоветском Кавказе - Дагестанский вариант// Центральная Азия и Кавказ. № 6 (12). 2000. 
5. Булатов Б.Б., Гашимов М.Ф., Сефербеков Р.И. Быт и культура табасаранцев в XIX - XX веках. Махачкала, 2004. 
6. Гаджиева С.Ш. Дагестанские терекеменцы. XIX-начало XX в. Историко-этнографическое исследование. М., 1990. 
7. Исламмагомедов А. Аварцы. Историко-этнографическое исследование XVIII-нач. XX в. Махачкала, 2002. 
8. Коллективизация и антиколхозные выступления в Дагестане (1927-1940). Документы и материалы. Махачкала, 2007. 
9. Лысенко Ю.М. Этносоциальные изменения в Северном регионе РД во второй половине ХХ века// Вопросы истории Дагестана. Махачкала, 2005.
10.Османов А.И. Историко-географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. Кн. 1. Махачкала: Юпитер, 2006.
11.Ризаханова М.Ш. Лезгины. XIX-начало XX в. Историко-этнографическое исследование. Махачкала: Эпоха, 2005.

Автор: Алиева Севиндж,
ведущий научный сотрудник Института Истории Национальной Академии Наук Азербайджана, кандидат исторических наук.
Категория: Наш Кавказ | Добавил: Alazan (16 Марта 2009)
Просмотров: 1683 | Комментарии: 2
Всего комментариев: 21 2 »
0
1 Азер   (22 Августа 2009 14:55) [Материал]
Тут какието глупости пишут . В первый раз читаю чтоб тюрки здесь живут на исконных землях . более глупого я ничего не слышал в своей жизни . Качевники не могут стать автохтонами!

<
1-1 2-2

[ Получить прямую ссылку на новость ]

Share |
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:

Поисковик по сайту

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Каталог сайтов
  • Maarulal.ru
  • Avaristan.info
  • Закатальский музей
  • Газета "Zaqatala"
  • RomPhoto
  • Saxur-INFO
  • Gazavat.ru
  • Ингило
  • Алиабадский сайт
  • Zaqatala-INFO
  • Интернет-РАБОТА
  • WikiLeaks
  • Alazan MUZes
  • El Alazan
  • Alazan BOUTIQUE
  • Alazan IT
  • EaPCommunity
  • OSW
  • Наш Кавказ
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Protected by Copyscape Online Plagiarism Finder