5 мая 1852 года был убит легендарный участник войны кавказских горцев против Российской империи, наиб Шамиля Хаджи-Мурат. Уже 160 лет его голова находится в отдалении от тела. Уважаемый как союзниками, так и врагами, он воевал за собственную правду, а не за Шамиля или Российскую империю. Что его и погубило. Лев Толстой, оказавшийся на Кавказе вскоре после гибели Хаджи-Мурата, так описал бесславный конец знаменитого партизана: "Гаджи-Ага, наступив на спину тела, с двух ударов отсек голову и осторожно, чтобы не запачкать в кровь чувяки, откатил ее ногою…". Смерть Хаджи-Мурата народ воспринял неоднозначно: одни пребывали в печали, другие предавались радости. С той минуты, как прервалась жизнь бывшего "лучшего наиба имама Шамиля", начались приключения его головы. Если тело Хаджи-Мурата погребли в приграничье Закатал, а могила стала зияратом, то его буйная голова, которая была сначала отправлена в Темир-Хан-Шуру (ныне Буйнакск), а за тем Санкт-Петербург, так и не обрела покой. Сто шестьдесят лет о голове Хаджи-Мурата периодически вспоминают, чтобы благополучно забыть до следующего повода. Так, в 2000 году кампанию по возвращению головы Хаджи-Мурата на историческую родину для воссоединения останков и захоронения предприняло руководство Республики Дагестан во главе с депутатом Государственной Думы Омаром Омаровым. Потом заспиртованную голову наиба увезли в ставку наместника в Тифлис. Какое-то время она была выставлена в анатомическом театре, а затем ее препроводили в Петербург. Здесь голова была передана профессору Пирогову, у которого уже имелось несколько подобных препаратов. Так она сначала оказалась в Военно-медицинской академии, а потом — в Кунсткамере, Музее этнографии и антропологии имени Петра Великого. И хотя голову мятежника захоронить пока не удалось, череп Хаджи-Мурата исключили из состава государственной части музейного фонда Российской Федерации. С утратой статуса музейного предмета он остался объектом федеральной собственности. А сегодня стали актуальными переходящие в спор дискуссии о том, чем и когда закончится эта история. В биографии о славном наибе, историк Шапи Казиев пишет: "Славу свою он добыл отнюдь не участием в убийстве имама Гамзат-бека и не благородным происхождением, а безумной храбростью, неукротимой силой и воинскими талантами. На сабле его было написано: "Не вынимай из ножен без нужды", но лишь благодаря Хаджи-Мураду, которому едва исполнилось 20 лет, горная Авария все еще оставалась независимой от Шамиля". Это говорит о противоречии, которое присутствовало в рядах горцев и кризисе аварской национальной идеи. Какой черной силе удалось обратить потенциал горцев против самих себя и ничего не подозревая аварцы стали истреблять аварцев, дагестанцы в целом целый Дагестан. Параллели с сегодняшним днем весьма очевидны... Ко всему прочему, "карту" Хаджи-Мурата хотели разыграть против Шамиля, когда два этих выдающихся политика и воина рассорились. Видеть в Хаджи-Мурате только лишь отважного башибузука не совсем правильно. Молочный брат аварских нуцалов, после истребления нуцальского дома он стал настоящим правителем Аварии, несмотря на то, что номинальным главой был назначен родственник нуцалов - Ахмед-хан Мехтулинский. Так же, когда Ахмед-хан казнил в Хунзахе ближайших родственников Хаджи-Мурата, кровная месть стала краеугольным камнем его жизни. Храбрость, как и харизма Хаджи-Мурата, практически никем не оспаривались. Вот как описывает Казиев начало разногласий между наибом и имамом Шамилем: Разгневанный имам обвинил Хаджи-Мурада в алчности, которая и привела его отборных мюридов, торопившихся спасти свою добычу, к трусливому бегству от Аргутинского. Наиб в ответ заявил: "Что я не трус, знают на Кавказе даже малые дети. И горцы, и русские давно привыкли уважать мою храбрость". А затем намекнул, что простительно поражение 500 мюридов от несметных войск Аргутинского, когда Шамиль сам, с 15 тысячами, не справился с тремя батальонами Грамматика. С тех пор трещина, всегда остававшаяся между Шамилем и Хаджи-Мурадом, стала стремительно разрастаться, чтобы скоро превратиться в непреодолимую пропасть. Но исторические параллели не всегда правомерны. По мнению исследователя Игоря Буккера, здесь напрашивается сравнение с отношением к анархисту батьке Махно со стороны как белых, так и большевистской власти. Отважные рубаки, Робин Гуды, Хаджи-Мураты и Махно абсолютно не нужны и даже вредны с точки зрения тех, кто укрепляет самодержавие, имамат или Совдеп. Можно воспользоваться их воинскими талантами и отвагой, а позже сдать в утиль. "Хаджи-Мурад был лишен звания наиба. Ему было приказано сдать все дела и имущество, — пишет Шапи Казиев. — В ответ Хаджи-Мурад засел со своими приверженцами в ауле Батлаич рядом с Хунзахом и заявил, что все свое достояние приобрел собственной саблей, и что пока она будет у него в руках, он ничего не отдаст". Погибель наиба была не случайностью, а следствием правильно построенной цепи событий, которые исполнялись с хирургической точностью, но так, чтобы организм подвигнуть не к спасению, а к погибели. Хаджи-Мурат похоронен на земле, с которой связывал последние надежды учредить независимое и от Имамата, и от Российской Империи Наибство. Но этим планам не суждено было сбыться, по сколько падение Кавказа уже было заложено в основу убийства аварского нуцала Уммахана Великого. Великого нуцала и великого наиба связывало то, что они оба из Хунзаха, из Дома аварских аристократов, и всегда, по какой-то неразгаданной еще причине, связывали свои последние надежды с Джаром. Но история Джара, как и славная героическая история Кавказских горцев в целом, в силу известных из истории причин, надломилась...
* * * Дополнительно, по теме:
На фото:
Репей. Писатель Лев Толстой сравнивал личность Хаджи-Мурада с цветком репея.
|