5 мая чрезвычайный и полномочный посол США в Азербайджане Энн Дерси приняла участие в церемонии открытия в селе Кум Кахского района отремонтированного и восстановленного за счет американского государства албанского храма, который относится к V веку. Дипломат была проинформирована об истории храма, а после встречи руководством Кахского района посол отправилась в Закатальский район. В Закатале Э.Дерси посетила Исламский университет, встретилась с казием района и ректором университета Ибрагимом Эфенди, студентами. Провела посол встречу с руководством Закатальского района, побывала в мечети Тала, которая славится как «самая крупная из действовавших в период атеистического СССР». Интерес к этому событию может быть вызван по разным причинам, но в данном случае, информация Закатальского бюро «АПА» (Хафиз Гейдаров) привлекла внимание тем, что в рамках визита в Закаталы посол США в Азербайджане встретилась с бывшим имамом мечети села Мухах Сейфаддином Алиевым, который по информации «АПА», «был отстранён от обязанностей имама за то, что является приверженцем Накшбандийского мазхаба в Исламе». Выясняется, что эта встреча произошла по настоятельной просьбе самого С.Алиева, который пожаловался на нарушение его прав. Представитель отдела общественных связей посольства США в Азербайджане Мехди Гусейнгулиева, хотя и подтвердил информацию о встрече Анны Дерси с мусульманином из Закаталы, подробности разъяснять не стал, а только отметил, что встреча несла ознакомительный характер и, прежде всего, о самом тарикате. В то же время, Закатальское бюро «АПА» со ссылкой на казия Закаталы и ректора Исламского университета в г. Закатала Ибрагим Эфенди в сообщает, что «Сейфаддин Алиев является приверженцем Накшбандийского мазхаба, которое является радикальным крылом Ислама». Подобное заявление, по мнению исследователей политологов можно считать ответом на вопросы ущемления правоверия в Закаталах. Высказывание ректора Исламского университета г. Закаталы по поводу накшбандийского тариката, и причисление её к радикальному крылу ислама, мягко, говоря вызвало недоумение у многих теологов и экспертов религии. Мы попросили прокомментировать данную ситуацию религоведа Захида Халаева, который, кстати, является преподавателем одного из центрального Исламского ВУЗа Дагестана и который не понаслышке знает религиозную обстановку в регионе. «Отсутствие элементарных знаний по исламу является характерной чертой закатальского духовенства. Накшбандиййа, в целом, и тарикат, вопреки существующему мнению, никогда не был отдельным течением или направлением в исламе, он представляет собой скорее учение, нежели направление. Последователями тариката могли быть представители любой богословской школы. Дело, в том, что тарикат (суфизм) существовал еще с доисламской эпохи, как например, ханафизм (не путать с правовой школой ислама Ханафизмом, возникшей в 8 веке в Аравии), к которому причастен и сам пророк Ибрахим (с.а.в.), или же Пантеизм в греческой философии. Исламский же радикализм возник в XVIII веке. Что касается Накшбандиййа, как впрочем и тариката в целом, то в ней всегда присутствует призыв к малому джихаду т.е. внутреннему очищению и никогда не скрывается свою лояльность к светской власти. В то время как радикализм призывает к Большому джихаду, то есть к Священной войне против неверных и исключает всякий диалог или связь со светской власти. Поэтому не только в историческом процессе, но и религиозно-социальной практике, исключается какая бы то ни была связь исламского радикализма с тарикатом», - сказал агентству Alazan-INFO Захид Халаев.
|