В предстоящем году Брюссель намерен развивать отношения с Арменией, Азербайджаном и Грузией. Правда, в отсутствие твердых перспектив вступления в Евросоюз не вполне понятно, будут ли представления ЕС о совершенствовании отношений соответствовать ожиданиям лидеров трех закавказских государств, и помогут ли они Брюсселю построить основу для более успешного содействия решению региональных проблем, - сообщает Лили ди Пуппо на страницах Eurasianet (Лили ди Пуппо, главный редактор электронного журнала Caucaz.com и аспирант Европейского университета Виадрина /г. Франкфурт-на-Одере/ в Германии). Видение Евросоюза проблемы расширения сотрудничества нашло отражение в документе, распространенном в начале декабря Европейской комиссией. В нем говорилось о трех закавказских республиках, а также об Украине, Беларуси и Молдове. Ожидается, что так называемый план "Восточного партнерства" будет официально одобрен на мартовском саммите ЕС в 2009 году. План предусматривает расширение режима свободной торговли и облегчение визового режима. Удовлетворит ли это все закавказские страны – пока неясно. Особенно остро данный вопрос стоит применительно к Грузии после грузино-российского конфликта лета 2008 года. Грузия самым активным образом стремится интегрироваться в западные структуры, тогда как Россия упорно противится такому движению в сторону Запада. Грузино-российский кризис послужил катализатором для плана о партнерстве, представленного в мае прошлого года Польшей и Швецией. По мнению директора варшавского исследовательского центра demosEuropa Павла Свебоды, дан-ная инициатива "призвана частично оправдать ожидания Грузии, которые невозможно реализовать путем скорейшего вступления в НАТО. Участие ЕС имеет целью заполнить этот пробел". Хотя в Тбилиси явно обрадуются установлению более прочных экономических связей, грузинское руководство активно добивается расширения сотрудничества в сфере безопасности. По словам госминистра по вопросам евроатлантической интеграции Грузии Георгия Барамидзе, "очень важно не упустить из виду вопросы безопасности, поскольку без прочной ситуации в сфере безопасности и стабильности будет крайне сложно достичь целей, которые ставит перед собой восточное партнерство". Задача углубления стабильности и упрочения ситуации в области безопасности в Грузии путем мягких механизмов дав-но составляет дилемму для ЕС. "Если хочешь помочь Грузии, нужно сделать так, чтобы она сняла акцент с проблемы безопасности в своей восточноевропейской программе действий. Потому что чем больше в ее планах фигурирует аспек-тов, связанных с обеспечением безопасности, тем меньше у ЕС возможностей подключить мягкие государственные механизмы", – говорит директор научно-исследовательского центра Словацкой внешнеполитической ассоциации Алек-сандр Дулеба. Другой вопрос состоит в том, станет ли предлагаемое партнерство эффективным механизмом укрепления влияние Евросоюза в этом регионе. По словам Александра Дулебы, идея партнерства являет собой "отражение того факта, что интересы ЕС в Восточной Европе носят региональный характер". Эти интересы включают в себя проблемы поставок энерго-ресурсов, развития трансевропейской транспортной системы, охраны окружающей среды и нелегальной миграции. И в этом свете, по мнению Александра Дулебы, невключение России в план о партнерстве представляется проблематичным. Невозможно создать эффективную схему региональной политики без участия в этом процессе России, добавляет он. По мнению же Барамидзе, "очень важно, чтобы "Восточное партнерство" включало в себя аспекты урегулирования конфликтов, таких как конфликт между Россией и Грузией". По словам Свебоды, план партнерства направлен "главным образом на укрепление присутствия ЕС в данном регионе", а такое геополитическое развитие событий вряд ли будет с удовольствием встречено Москвой. "Мы уже слышали от МИДа: Россия тщательно изучает, что представляет собой этот план "Восточного партнерства". А это сигнал, свидетельст-вующий о потенциальной напряженности в будущем", – отметил он. Как сообщил журналистам в ходе пресс-конференции после представления плана президент Европейской комиссии Жозе Мануэль Баррозу, в намерения ЕС не входит создание сферы влияния. "Нам нужна не холодная война, а холодные головы", – говорит он. В первой половине 2009 года пост президента ЕС перейдет к Чешской Республике, а от нее бразды правления примет Швеция. "Это будет год восточного партнерства", – отмечает Свебода. Помимо наблюдающегося у ЕС стремления ук-репить свое присутствие в кавказском и черноморском регионах, успех этой инициативы зависит еще и от конкретных достижений. "Почва подготовлена, но многое зависит от реальных, зримых достижений на этом пути", – подчеркивает он. http://www.eurasianet.org
|