Благородство измеряется благодарностью, но как показывает практика, благородство находит своё проявление в повседневной жизни человека вне зависимости от принятых клятв и взятых на себя обещаний, так как оно есть признак особого качества людей и таких в Закатала не мало. Житель села Динчи Закатальского района Ахмад Бадаев, представившийся как рядовой член девяти миллионного края (имея в виду Азербайджан) на странице ежедневной правовой газеты «Адалет» делится своими впечатлениями из собственной жизни, полной забот и тревог, а также рассказывает о медицинском работнице Закатальской центральной больницы Фатимат Зангиевой, которую автор называет «спасительницей» и «добродетельной». Встреча с Зангиевой в больнице, по словам Бадаева, его заставила вновь поверить, что есть среди медицинских работников люди следующие клятве Гиппократа. Воздавая должное таким людям, мы предлагаем вниманию наших читателей оригинал указанной статьи из газеты «Адалет» (04 Mart 2009-ci il, N 41 или Adalet-az.com/new/2009/03/04/read=31452):
O, HƏM XİLASKARDI, HƏM DƏ ƏN XEYİRXAH İNSANDI
Əvvəlcədən onu deyim ki, mən sadə bir Azərbaycan vətəndaşıyam. Bir az da obrazlı desəm, 9 milyonluq məmləkətin sıra nəfəriyəm. Əyalətdə yaşayıram, öz işim, öz ailəm, öz qayğılarımla yanaşı, bir vətəndaş olaraq üzərimə düşən işlərin də öhdəsindən gəlməyə çalışıram. Həyat qayğılarla, problemlərlə dolu olduğu indiki vaxtda insanın sağlamlığına hər hansı bir narahatlıq ortaya çıxırsa bu, ikinci qayğıya çevrilir. Bu günlərdə mən də həmin qayğını yaşadım. Səhhətimdə baş verən üzücü ağrılar, sarsıntılar məni tibb işçilərinə üz tutmağa vadar elədi. Ürək sözümə baxmırdı. Onu ram etmək üçün həkim müdaxiləsinə ehtiyac var idi. Nə yaxşı ki, peşəsinin öhdəsindən layiqincə gələn Hippokrat andına sədaqətli həkimlərimiz var imiş. Onlardan biri də bizim Zaqatala rayonunun mərkəzi xəstəxanasında çalışan Fatma Zəngiyevadır. Məni onun yanına aparanda sağlamlıq durumumun hansı həddə olduğunu dərhal hiss etdi. Sadəcə əhvalımı pozmamaq üçün heç nəyi büruzə vermədən həkim peşəkarlığı ilə dedi: "Narahat olma, hər şey yaxşı olacaq. Tezliklə ailənizin, uşaqlarınızın yanına qayıdacaqsınız". Belə də oldu. Onun şəfalı əlləri məni ailəmin, uşaqlarımın yanına qaytardı. Artıq keçirdiyim ürək çatışmazlığından sonra özümü çox gümrah hiss edirəm. Fatma həkim təkcə dava-dərmanın, tibbin köməyi ilə deyil, həm də öz səmimiyyəti, diqqəti ilə də mənə dayaq oldu. Bu gün də mənimlə əlaqə saxlayır, qayğı göstərir, məsləhətini verir. Həkimliyinə, insanlığına görə özümü ona borclu bilirəm və qəzetiniz vasitəsilə Fatma Zəngiyevaya öz təşəkkürümü bildirir, can sağlığı və həyatın ən xoş günlərini ona arzu edirəm. Həmçinin fürsətdən istifadə edərək onu 8 Mart Qadınlar Günü münasibəti ilə də təbrik edirəm.
Hörmətlə: Əhməd Badayev
***************ДОПОЛНИТЕЛЬНО К ТЕМЕ****************
Оригинал клятвы Гиппократа
"Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигией, Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обстоятельством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому. Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я ни дам никому просимого от меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно также вручу ни какой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду проводить я свою жизнь и свое искусство. Я в никоем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я не вошел, я войду для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Чтобы при лечении – а также и без лечения – я ни увидел и ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да и будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена; преступающему и дающему ложную клятву да будет обратное этому".
Клятва врачей (на примере России)
Получая высокое звание врача и приступая к профессиональной деятельности, я торжественно клянусь:
честно исполнять свой врачебный долг, посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, хранить врачебную тайну, внимательно и заботливо относиться к больному, действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
хранить благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
доброжелательно относиться к коллегам, обращаться к ним за помощью и советом, если этого требуют интересы больного, и самому никогда не отказывать коллегам в помощи и совете;
постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство, беречь и развивать благородные традиции медицины — КЛЯНУСЬ.
Мнение одного врачевателя
Иногда у меня спрашивают, давал ли я клятву Гиппократа? На что я честно отвечаю: нет. Я давал клятву врача, а она отличается от клятвы Гиппократа. Но обо всем по порядку. Гиппократ написал текст клятвы около 2 с половиной тысяч лет назад. Это хороший пример для мотивации будущих медиков, но в первоначальном виде для применения в наши дни не годится. Причин несколько:
"Клянусь Аполлоном-врачом, Асклепием, Гигией и Панакеей и всеми богами и богинями…". - Произносить такое для современного врача не солидно. В языческих богов сейчас уже никто не верит.
"...почитать научившего меня наравне с моими родителями, делиться с ним своим достатком и в случае надобности помогать ему в нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и без всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому". - Согласно этой части клятвы, необходимо относиться к преподавателям и профессорам, как к своим родителям (помогать им в дни трудностей, делиться доходами, слушаться), и бесплатно учить их детей медицинскому искусству. В наш материальный век с жаждой наживы это выглядит несколько устаревшим.
"Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла". - Мы видим четкий запрет на эвтаназию — убийство врачом человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания, по его просьбе. Эвтаназия законодательно разрешена только в Голландии, Бельгии и в штате Орегон (США).
"...точно так же не вручу никакой женщине абортивного пессария...". - В отличие от убийства взрослых людей, во многих странах мира разрешено убийство нерожденных детей без медицинских показаний. Гиппократ никогда бы такого не сделал.
Еще одна цитата:
Например, статья 143, п. 1 закона РФ “О здравоохранении в Российской Федерации” предусматривает возможность прерывания беременности “по социальным показаниям при сроке беременности до 22 недель”. И это при том, что в России действует международная норма права, согласно которой рожденный живым пятимесячный плод весом в 500 граммов считается полноценным человеком, которому гарантировано право на жизнь. Следуя международным нормам права и религиозной морали, врач может отказаться от производства аборта. Но в этом случае он не получит сертификат на деятельность, ему не присвоят квалификационную категорию, на него может быть наложено дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Вместе с тем УК РФ трактует прерывание беременности как тяжкое телесное повреждение. Действия же врача по прерыванию беременности при сроке 22 недели подпадают под ст. 105 УК РФ — убийство. В результате врач-гинеколог оказывается между двух огней. Быть ему осужденным или уволенным — зависит от воли прокурора и главврача. Естественно, что в реальной практике всегда находится компромисс. Но вернемся к Гиппократу.
"...Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом". - Устарело. Гиппократ не был хирургом, но хирург — тоже врач.
"...В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами". - Цели замечательные, но упоминание про рабов тоже стало архаичным.
В общем, как вы смогли убедиться, клятва Гиппократа не может использоваться в современном мире в своем первозданном виде. Поэтому в 1948 Генеральная Ассамблея Международной медицинской ассоциации приняла Женевскую декларацию, содержащую клятву Гиппократа в современной редакции. В разных странах мира утверждают свои разновидности клятв врача. В СССР будущие врачи давали “Клятву врача Советского Союза”. В России клятва врача была принята Госдумой в 1999 году. Безусловно, получение врачебного диплома налагает не только моральные, но и вполне конкретные профессиональные обязательства, подкрепленные Уголовным кодексом. А от них не так-то просто отвертеться.
Так, действующий УК РФ предусматривает уголовную ответственность медицинских работников за следующие виды профессиональных преступлений: причинение смерти по неосторожности (ст. 109); принуждение к изъятию органов или тканей человека для трансплантации (ст. 120); заражение ВИЧ-инфекцией (ст. 122); незаконное производство аборта (ст. 123); неоказание помощи больному (ст. 124); незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128); торговля несовершеннолетними (ст. 152); подмена ребенка (ст. 153); разглашение тайны усыновления (ст. 155); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220); незаконное изготовление, приобретение, хранение, пересылка, сбыт наркотических средств или психотропных веществ (ст. 228); хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233); незаконный оборот сильнодействующих или ядовитых веществ в целях сбыта (ст. 234); незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью (ст. 235); нарушение санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248).
К профессиональным преступлениям медицинских работников необходимо отнести и стерилизацию мужчин и женщин без медицинских показаний, которая рассматривается как умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111). Недопустимые эксперименты на людях также следует отнести к профессиональным правонарушениям медицинских работников, так как в случае неблагоприятного исхода речь может пойти о причинении смерти по неосторожности (ст. 109) или умышленном причинении тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 111, 112). Разглашение врачебной тайны не упоминается.
Есть и возможные должностные преступления:
злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285), превышение должностных полномочий (ст. 286), получение взятки (ст. 290), служебный подлог (ст. 292), халатность (ст. 293), преступления против правосудия, например, заведомо ложное заключение эксперта (ст. 307), преступления в сфере экономики (например, вымогательство, ст. 163). В общем, был бы врач, а статью найти можно. Поэтому доктора обычно не любят отстаивать свои права перед работодателем. Достаточно вспомнить о таком являении, которое было характерным "почерком" хирургов работавших в Закаталы, как привычка "ЗАБЫВАТЬ ХИУРУГИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ В ПОЛОСТИ ЧЕЛОВЕКА" после операции, от которого умерло десяток с лишним закатальцев.
И напоследок: Медицинская услуга в корне отличается от других профессиональных услуг, поскольку ориентирована на особое благо — здоровье. Отличительной чертой ее является рискованность. Любое вмешательство в процессы жизнедеятельности человека сопровождается определенной степенью врачебного риска, и если этот риск обоснован, то даже в случае причинения вреда здоровью пациента, он не будет признан преступлением. Точно также действия медицинского работника, приведшие к вредным для больного последствиям, но причиненные ему в условиях крайней необходимости, например, для спасения его жизни или здоровья, не являются уголовно наказуемым деянием, если причиненный при этом вред будет признан меньшим предотвращенного. Всем нам необходимо помнить, что врач, чьи права, кстати, ущемлены в значительно большей степени, чем права пациента, работает зачастую в рискованных и даже экстремальных условиях. Порой он объективно не может предвидеть наступление отрицательных последствий для пациента. И хотя наша медицина еще очень далека от идеала, давайте, прежде чем написать заявление о привлечении медицинского работника к уголовной ответственности, попытаемся непредвзято оценить, имеется ли в его действиях полный состав уголовного преступления. Вот такая профессия.