О том, что армянские и сочувствующие им СМИ стремятся использовать и используют в информационной войне против Азербайджана все имеющиеся в руках ресурсы и возможности ни для кого не секрет и то, что антиазербайджанская пропаганде рано или поздно возьмется пускать в расход собственно и аварцев Азербайджана, было вполне предсказуемо. Особенно изощренным является способ использовать в оформлении антиазербайджанских публикаций, в которых говорится о бедственной судьбе аварского народа именно в Азербайджане историческую символику аварского народа. Таким образом информационная война "кочегарит" (спекулирует) не только мнением народа, но и историческим наследием народа, причем это явление становится из года в год делом вполне привычным. Такое могло стать возможно по вине (бездействию или плохой работе) как аварских, так и азербайджанских СМИ, которые были бы призваны объективно и систематически освещать реальное положение дел в северо-западном регионе Азербайджана или по причине отсутствия СМИ отмеченный регион освещающих или же готовых это делать на постоянной основе. Возможно, сегодня есть за что упрекнуть закавказских аварцев, как впрочем ни статус, ни навязанный последними мировыми тенденциями образ жизни в совокупности своей их не украшает, но внушать миру, что этот народ кем-либо угнетаем (если не считать самоуничижения) и на столько уже деградировал, что пребывает в состоянии необратимой "растерянности,
социальной ущербности" было бы перегибанием палки. Иначе говоря, "то что падает еще и толкни". Правда причем тут Азербайджан, не совсем понятно... С другой стороны, исследователи края полагают, что то, о чем пойдет речь ниже, было также предсказуемо уже после ряда публикаций после 90-х на страницах газеты "Махачкалинские известия" статьи, в которых Закатальский регион изображался как регион с древними христианскими традициями и корнями, конечно же, желаемое выдавая за действительное, причем славно приобщая сказанное фрагментами к определенному отрезку истории Кавказской "Албании". Но мы о другом... Как пишет армянский интернет-ресурс Еркрамас, "Представители этнических
меньшинств, прежде всего, из числа дагестанских народов – аварцев,
лезгин и этносов аварской и лезгинской групп, принимают христианство,
большей частью православие, но и немалое число – католицизм и
протестантизм (в основном лютеранство)". Среди причин, которые могли бы привести к смене религии указанный источник называет "принадлежность одного из супругов в семье славянскому
этносу и православию" и "настроения растерянности,
социальной ущербности в связи с неприкрытой дискриминацией", которая по мнению авторов публикации довольно широко распространены в среде этнических меньшинств, в особенности дагестанского
происхождения. И далее: "исламская религия, которую не всегда ревностно исповедуют сами
азербайджанцы (как таковые), используется в качестве принуждения в
определении этнической идентичности данных этнических групп, принуждая
их стать частью так называемой азербайджанской нации. Переход в
христианство позволяет данным этносам надеяться на сохранение своей
этнической идентичности, этнического сознания, языка и культуры. Вряд ли в Дагестане данный выбор
будет понят и толерантно воспринят, но в Азербайджане переход в
христианство стал новой нормой поведения дагестанцев. При этом,
религиозная переориентация подает надежды представителям данных этносов
стать более воспринимаемыми в случае эмиграции в Россию или в Европу".
В качестве примера приведена некая не понятная семья Мехтиевых, проживающая в Баку. "Глава семьи Захид – аварец по
национальности, родом и Белоканского района, пограничного с Дагестаном,
при получении советского паспорта записан как азербайджанец, так же были
записаны все его братья и племянники. Мать семейства Галина – по отцу
азербайджанка, по матери – русская. Два сына – Эльдар и Эльмар, старший
женат на азербайджанке, младший имеет невесту азербайджанку. Захид и
Галина приняли православие, так же поступили братья и племянники Захида,
а также младший брат Галины – Владислав. Старший сын Эльдар считает
себя атеистом, младший – Эльмар – православный. Жена Эльдара и невеста
Эльмара приняли православие. Это очень типично для Баку. В этой семье
утвердились настроения нигилизма в отношении новых общественных норм,
которые получили распространение в Азербайджане". И добавим ко всему сказанному (статистику и прочие размышления мы пропускаем заведомо) нечто похожее на диагноз от Еркрамас: "Переход к иному культу вовсе не означает полную перемену религиозной и
социо-культурной принадлежности, вернее сказать, парадигмы. В
подавляющей мере люди продолжают считать себя причастными к тем формам
религии, к которой традиционно принадлежат их народы, и остаются верными
тем или иным традициям, в том числе, адату. Происходит диффузия
ценностей, и рано или поздно человек осознает, что он принадлежит к иной
религии и культуре. Азербайджан, видимо, оказался весьма удобным для
внедрения иных культов". Считаем, что в данном случае было бы небесполезно послушать мнение на сей счет самих аварцев из Белоканского района, которое бы мы с удовольствие опубликовали, а также мнение на сей счет руководителей общественных организаций, представляющих интересы аварцев Азербайджана.
|