Азербайджанское издание "Эхо" (№ 112/2314, 26 Июня 2010) затронуло назревшую тему аннексии "национальных окраин" Российской, а позже и советской империей, обратив в очередной раз внимание на то, сколь неизменным и неисправленным остается наше отношение к истории, а потому, как и на то, что извиняться за причиненную боль и страдания, за убийства и покушения на жизнь народов Кавказа ни кто, видимо, не собирается. Указанная публикация интересна не тем, что приоткрывает, нарушив действующий по сей день запрет, завесу над историей Джара, но по той простой причине, что описывая историю связанную с краем, позволяет напомнить о том, что история Джара и "джарского джамааата" остается "запретной" и сегодня.
По правде говоря, автор считает "джарский джамаат" - жителями "небольшого горного села", расположенного "в горах Большого Кавказа". С позволения автора поправим: не совсем уж и маленьким был этот Джар, да и не совсем "в горах" он располагался, если учесть, что на территории "того" села ныне расположена не только Ново-Закатальская крепость, Олимпийский комплекс Закаталы, Туристическая база "Гюлистан", раскинут Центральный парк культуры и отдыха, здание администрации исполнительной власти Закатальского района, а также другие учреждения, если не считать того, что Джаром, в недалеком прошлом, называлась территория всего Закатал, а Закатала - лишь один из кварталов Джара. В то же время следует заметить, что "Джар" можно и правду понимать, во-первых, как название отдельно взятого городища аристократов, а, во-вторых, как страну с разношерстным демосом, который признавал над собой верховенство Джарских адатов. Русская колониальная администрация не могла чувствовать себя здесь спокойно, как не чувствовали спокойно и все предыдущие империи, против которых неустанно восставали джарцы. Соседство с "неспокойным Северным Кавказом", не совсем "благонадежным" Шекинским ханством и наступающей Грузией, накладывали свой отпечаток на характер региона.
Ново-Закатальской крепости, построенной на выжженной джарской земле, с которой предварительно скребли дома и сады джарцев, было суждено стать не только символом окончательной победы над джарцами, но и символом истребления всякого сопротивления тому, что направлено против кавказского человека. Ей предстояло сыграть роль и опорного пункта в борьбе российских властей с восстанием Шамиля, а в годы существования СССР в старой крепости располагалась "макаренковская" колония для малолетних правонарушителей, а позже именно в этой крепости был расстрелян Степан Демешко - участник знаменитого восстания на броненосце "Потемкин", именем которого была названа одна из закатальских улиц и установлен памятник в Центральном парке культуры и отдыха.
Сегодня иные времена, но они не меняют ревностного отношения ко всему, что связано с Джаром. Хотя, если посмотреть глубже, Джар, история Джара и собственно джарцы - это не просто "историческая находка" для Азербайджана, но и хороший повод рассказать правду. Отрадно, что азербайджанские историки этим уже занимаются.
|