Двери, предположительно, расписанные самим Пиросмани обнаружены в Кахети. Как утверждают местные, знаменитый грузинский художник часто гостил в селе Озаани. Прежний владелец дома Тристан Озашвили уверяет, что не придавал значения ценности росписи на двери, передает "Грузия Онлайн". Экспертиза должна подтвердить – действительно ли рисунок принадлежит кисти великого художника. Тристан Озашвили уверен - луну и звезды рисовал сам Пиросмани: «Винный погреб, который находился в нашем доме, называли именем Никалы. Раньше здесь жили родственники художника. Говорят, сам Нико расписал двери. Уверен, это рука Пиросмани. Я догадывался об этом и раньше, но не думал, что это настолько ценно». Новые владельцы собирались снести старый дом. Разобрав здание на доски, новый владелец забрал и двери винного погреба. Теперь семья Квривишвили ими особенно дорожит: «Мы купили дом, как строительный материал. Обнаружив эту дверь и надпись, подумали, что это рука настоящего художника. По стилю очень похоже на стиль Пиросмани. Да и жил он недалеко, в соседнем селе». Все, чего коснулась рука художника, стоит немалых денег. Историей двери заинтересовались и сотрудники Музея искусства Грузии. Гия Марсагишвили - реставратор, специалист по консервации Музея искусства Грузии: «Все связанное с именем Нико Пиросмани, представляет для нас величайшую ценность. Необходима экспертиза. На исследование росписи уйдет около месяца". Напомним, художник Нико Пиросмани родился в 1862-м году в селении Мирзаани (Восточная Грузия), в семье крестьянина. Восьмилетнего сироту родственники забрали в Тифлис на воспитание. Всю свою жизнь до самой смерти Пиросмани зарабатывал на жизнь тем, что расписывал вывески магазинов, мастерских и духанов. Вынужденный с детства зарабатывать себе на жизнь, он не смог получить специального художественного образования. Первые живописные навыки получил у художников-странников, которые расписывали вывески лавок и кабачков. Переселившись в Тифлис, Нико перебивался малыми случайными заработками, в 1890–1894 работал кондуктором на железной дороге. Но служба не привлекала его, и вскоре он сам становится бездомным бродячим художником, которого владельцы тифлиских духанов приглашали писать для них вывески. Эти жестяные вывески - настоящие натюрморты с кувшинами, бурдюками, грузинским хлебом, шашлыком, зеленью. Иногда художник дополнял их надписями вроде «Да здравствует хлебосольный человек!». Свои картины Пиросманашвили писал на белой и черной клеенках, оставляя в отдельных местах незакрашенные куски. Его герои - крестьяне, ремесленники, торговцы, князья, священники. С любовью показывает художник будни простых крестьян. Большинство произведений художника хранится в Тбилиси, в Государственном музее искусств Грузии. Из более чем двух тысяч работ Пиросмани сохранилось не более трехсот. Не уцелело ни одной его стенной росписи - после революции все они были сбиты или погибли вместе с домами. Из вывесок, которые он писал во множестве для духанов, в трудные зимы делали печные трубы, и очевидцы рассказывали, как на этих трубах еще долго сохранялись остатки краски, а то и угадывался чей-то фантастический глаз. Сохранилась лишь три фотографии Пиросмани. Он умер в нищете, так и не получив признания. На фото одна из работ Пиросмани, посвященных Закатала.
|