Общественность Дагестана продолжает осмысливать жизненный опыт первого президента республики Муху Алиева. Очередная дискуссия развернулась в социальных сетях и,прежде всего, вокруг его цитаты опубликованной в газете "Южный репортер" (№52): "Регион региону рознь. В каждом случае надо проанализировать, по чьей вине субъект в такой ситуации. Если по нашей – одно дело, если нет – совсем другое. Мы вовсе не будем дотационными, если поставим вопрос ребром: отдайте нам то-то и то-то, чтобы мы были хозяевами того, что есть в республике. Например, от Каспийского моря, где огромные запасы нефти, газа, рыбы, мы ничего не имеем. Ни копейки".
Одна часть читательской аудитории, которая комментирует данное высказывание не считает возможным изменить ситуацию в Дагестане в лучшую сторону, даже в том случае, если Дагестану когда-либо вернут его Национальное достояние в полном объеме, а другая вообще сомневается в том, что достояние Нации можно выпросить обратно... Вместе с тем, есть аудитория, которая просто актуализирует персону Муху Алиева на фоне современной политической элиты, которая ничем кроме разбазаривания упомянутого достояния так и не прославилась. "Мнимые достижения в виде веденного за год жилья, построенных больниц, школ и других объектов" - не в счет.... Более того, давно дают о себе знать плоды многолетней "искусственной антиселекции и близкородственных назначений" во власти, деградация государственного мышления и характерное времени отсутствие здравого смысла в тенденциях общественно-политической жизни внутри российского субъекта.
Четко очерчено в подобных дискуссиях мнение, что все будет плохо до тех пор, пока электорат не станет гражданским обществом, пока республиканская элита не станет более патриотичной. А на на счет прав и о том кому и как они достаются разноречий, в принципе, нет: "Права никто на блюдечке не принесет, за них надо бороться, их надо требовать".
Гораздо больше споров вызывают разговоры о перспективах и потенциальных возможностях (умениях) Дагестана и дагестанцев к самостоятельности. Сторонники такого развития событий стараются заметить, что "самостоятельность" Дагестане не подразумевает антогонизма с Россией, а противники упомянутой самостоятельности обращают внимание на то, что Дагестан утратил внутренний потенциал и очевидную несостоятельность дагестанской самостоятельности именно в силу деградации или отсутствии самостоятельной политической мысли и независимой философии (мышления) в Дагестане.
"Муху правильно говорил:дайте нам в управление все что есть в Дагестане и не нужны ваши дотации. Разве это плохо, чем терпеть, когда тебя понукают каждый раз тем, что не мы сами себя кормим...Они прекрасно знают что Дагестан встанет с колен и очень быстро, если дадут экономическую самостоятельность, - считате один из участников дискуссии. - Вспомните только какие прогнозы они делали для Грузии у которой только вино и мандарины являются основным товаром. И что? Выжили!!! И еще как развиваются!".
Признаком противоречия и тупика, в котором оказалось сегодня горское самолюбие, возможно, является следующая цитата того же человека: "Я не призываю отделиться от России и это нам не выгодно. Я призываю по жестче ставить вопросы, когда они напоминают про то, кто кого кормит...".
В завершение короткого экскурса в одну из областей современной общественно-политической мысли Дагестана, обратимся к позиции исследователей, которые занимаются этим самым по роду совей профессиональной деятельности. Так, по мнению завсектором Кавказа при отделе цивилизационных и региональных исследований Российской Академии Наук Энвера Кисриева, "если Дагестан вдруг окажется брошенным центром, станет самостоятельным, он найдет механизмы самоорганизации, основанные на плюрализме сил. Он не скатится к хаосу. Надо еще учитывать, конечно, соседнюю Грузию и Азербайджан. У нас с ними длинные общие границы. Поэтому на Кавказе начнет складываться новая геополитическая ситуация. Но кровавого месива в Дагестане не произойдет". По мнению эксперта, Россия в Дагестане кормит не народ, а "власть", отчего она "становится еще более независимой от народа", то есть Москва поощряет антинародную систему в республике, где уже не осталось и "реальной обратной связи" власти с народом - нет реальных выборов. То есть, сейчас госчиновник может не иметь никаких отношений с теми сегментами общества, на которые в 90-е годы он мог опираться - на выборы - и чаще всего политическая элита и власть, которую они представляют, скатывается за пределы легитимности, о чем неоднократно высказывался так же ректор Дагестанского Института экономики и политики, автор книги посвященной вопросам легитимности государства Абдул-Насир Дибиров.
Таким образом, персона Муху Алиева, весьма искусно к назначенному сроку очерненная и дискретированная в глазах общественности посредством околовластных политтехнологов, периодически привлекает к себе внимание и заставляет обратиться к собственному разумению в происходящем. Возможно, такому осмыслению поможет и известная точка зрения 1-го дагестанского президента, который на одной из встреч с работниками республиканской прокуратуры заявил, что в "Дагестане нет власти, а есть руководство", вероятно, обращая внимание на то, что дагестанская политическая элита осуществляет лишь руководство на вверенной ей территории (причем, весьма и весьма неоднозначно).
Другой темой, которая была вынесена на обсуждение самим Муху Алиевым, является такой урок из опыта руководства республикой, как интереснейшее для Дагестана обстоятельство, когда президент не берущий взяток и не позволяющий их брать, не выгоден защитникам правды и права. То есть, Муху Алиев обращал внимание на то, что сегодня в Дагестане правит бал мнение, согласно которому берущий взятки президент способен более успешно бороться с коррупцией ))
И, судя по всему, в поисках ответа на зависшие в воздухе вопросы дагестанцам придется отречься от уводящей их в сторону исторической мысли, приписываемой эпохе Шамиля: "Тот не герой, кто думает о последствиях!". Упомянутая цитата из истории по сей день в определных кругах взращивает безрассудство и недалекий ум в подрастающем поколении, прививая ложное представление о героизме горцев, а также о героизме и горцах в частности.
|