Широко известный армянский портал panorama.am опубликовал (28.12.11) небольшую статейку под названием "В аварских районах Азербайджана юноши предпочитают миграцию учебе". Авторы публикации опираясь на информацию предоставленную азербайджанским журналистам главой Государственной комиссии Азербайджана по приему студентов Малейки Аббасзаде и с ссылкой на азербайджанское информационное агентство «1news.az», сделали выводы, которые не совсем верно отражают действительность. Говоря о численности потенциальной азербайджанской студенческой молодежи и выпускниках средних школ М.Аббасзаде справедливо отметила о тревожных тенденциях в регионе и подчеркнула необходимость проведения со стороны местных исполнительных властей тесной работы с молодежью. О необходимости такой работы с молодежью говорили неоднократно и мы, однако, даже самые добрые инициативы, направленные на гражданское и патриотическое воспитание молодежи, оставалось заботой общественности или же делом рук самой молодежи.Говоря же о гендерном соотношении в общем количестве абитуриентов, глава Государственной комиссии Азербайджана по приему студентов отметила, что согласно итогам исследования по регионам Азербайджана, то можно заметить, что число девушек, подавших документы на обучение в высших учебных заведениях в Кахском, Белоканском и Закатальском районах превышает число юношей. Исходя из этого, авторы публикации на panorama.am сделали неверный вывод о том, что "В аварских районах Азербайджана юноши предпочитают миграцию учебе". Это не совсем так. Да, основная масса выбирает учебу в ВУЗах России, в частности - российские ВУЗы в Республике Дагестан. Эта молодежь, оказавшаяся за пределом республики не просто мигрирует, а всего лишь выехала на учебу и, желая помочь себе и своей семье, сочетает учебу в ВУЗе с работой. В целом, тема небесполезная. Аварские юноши сегодня учатся и в Высших учебных заведениях в Баку и этот город не чужой для аварцев. В опубликованном материале приведено интересное сравнение, согласно которому в южных районах Азербайджана 70% абитуриентов из Лерикского, Ярдымлинского и Джалилабадского районов, поступающих в азербайджанские ВУЗы – юноши, а из Закатал - девушки. Но ведь это не факт, что юноши из Закатал не поступает в ВУЗы. Они в равной степени, как и девушки, желают получить высшее образование, но по разным обстоятельствам предпочитают (или, скорей всего, вынуждены) поступать в ВУЗы, находящиеся за пределом Азербайджана. Это и понятно. Иначе говоря, мы бы предлагали понимать выезд закатальской (аварской) молодежи за пределы отечества вынужденным, а не прихотью или капризом подрастающего поколения или принципиальной позицией их родителей. И последнее, говоря о представителях "коренных народов региона", например "закатальских" аварцах, которые входят в кавказскую языковую семью и исповедуют ислам суннитского толка, авторы армянского ресурса обращают внимание на то, что они "подвергаются притеснениям на этнической и религиозной почве". А в качестве примера подмечают, что "карательные акции против них власти Азербайджана, как правило, называют борьбой с ваххабизмом, а преследования активистов, регулярные рейды Внутренних войск Азербайджана и др., приводят к миграции молодежи из этих регионов". Не вороша эту болезненную тему, которая была бы здесь не уместна, хотелось бы всего лишь подметить, что аварцы могут быть подвергнуты притеснению на этнической и религиозной почве разве что только в зависимости от уровня своего же сознания (или самосознания), причем подвергнуты "самоугнетению" раньше, чем будут подвергнуты гнету внешних сил. Впрочем, это историческая закономерность из которой народ не всегда в силах извлечь урок. А по сему, проявляющаяся в народе беспомощность или безысходность, не должна находить решение в выращивании ненависти к тому народу, который по определенным причинам оказался на данном историческом отрезке истории более успешным. Тем более, когда эта беспомощность или безысходность аварского народа, скорей переходящее или кажущееся, а не действительное состояние аварского национального духа.
|