В июне 2009 года в Махачкале прошел митинг
дагестанцев - переселенцев из Грузии, требовавших от
властей региона
большего внимания к вопросам их социальной адаптации на родине.
Проблема "грузинских дагестанцев", впервые попавших в новостные ленты в
начале 1990-х гг., когда им пришлось столкнуться с националистической
политикой грузинского лидера Звиада Гамсахурдиа, вновь обрела публичное
звучание. О том, что представляет собой сегодня дагестанская диаспора
Грузии, в интервью ИА REGNUM Новости рассказал главный редактор
еженедельника "Новое дело" (Махачкала) Марко Шахбанов, эксперт по
дагестанским диаспорам Закавказья, летом 2009 года посетивший места
проживания дагестанцев в
Грузии. ИА REGNUM Новости: Каково на данный момент количество этнических дагестанцев, проживающих в Грузии? Общее
количество представителей дагестаноязычных народов по переписи 1989 г.
составляло немногим менее 6 тысяч человек, а по переписи 2002 г. их
численность составила 2,5 тыс. человек, подавляющее большинство из них
- аварцы. Они же являются единственным народом, которые имеет на
территории Грузии свои компактные поселения. По переписи 1989 г. в
Грузии было 4230 аварцев (общественные организации в дагестанской
прессе тогда заявляли о 17 тысячах человек, что ближе к
действительности), 720 "лезгин", большинство из которых на самом деле
являлись аварцами, 155 "кумуков", на самом деле являвшихся лакцами (по
названию исторического центра лакцев - селения Кумух в горном
Дагестане), 426 собственно лакцев и 93 удин. По переписи 2002 г.
аварцев в Грузии - 1996 человек, лакцев - 210, удин - 203, лезгин - 44
и "кумуков" - 42. Данные переписи 2002 г. больше соответствуют
действительности, нежели данные 1989 г. На данный момент численность
этнических дагестанцев, скорее всего, составляет около 2 тысяч человек,
поскольку с момента переписи 2002 г. был значительный отток дагестанцев
из Грузии. ИА REGNUM Новости: В каких частях Грузии в основном проживают дагестанцы? На
данный момент аварцы компактно расселены в трех селениях и в одном
городе. Селения эти в Кварельском районе (район относится в региону
Кахети нынешней Грузии; граничит с Дагестаном, а также с Телавским,
Лагодехским и Гурджаанским районами Грузии - ИА REGNUM Новости):
Тиви (аварское название Гургин-росу - "круглое селение"), Чантлискуре
(аварское название Росохъ - "в лощине") и Сарусо (аварское название
Хъаладухъ - "у крепости", поскольку царские войска здесь имели
укрепленный пост против спускавшихся гор Дагестана отрядов имама
Шамиля). Кроме того, в конце 1940-х - начале 1950-х гг. в город
Лагодехи (город в Грузии рядом с границей с Азербайджаном; автодорога
из Лагодехского района Грузии ведет в Белоканский район Азербайджана,
населенный дагестанцами; на западе Лагодехский район граничит с
Кварельским - ИА REGNUM Новости)
из Тляратинского района Дагестана (из горных обществ Тлебел и Тлянада)
начали переезжать аварцы, которые постепенно составили большинство
населения так называемой Калиновки - окраинного района Лагодехи,
который состоит из трех улиц. На данный момент здесь живут примерно 50
аварских семей. Однако есть еще одно место компактного проживания
выходцев из Дагестана, о котором говорят и пишут меньше. В Лагодехском
районе имеется азербайджанский анклав из четырех селений - Кабали,
Караджала, Ганджала и Узунтала. Первое населено в массе своей аварцами,
подвергшимися азербайджанской ассимиляции. Три других селения населены
в массе своей шиитами, приехавшими в первой половине ХХ в. из разных
регионов Завказья. Население Кабали же представлено суннитами (сунниты
и шииты - последователи двух основных ветвей ислама, разделившихся еще
на заре его существования; сегодняшние азербайджанцы являются в
основном шиитами, дагестанцы - почти исключительно сунниты - ИА REGNUM Новости).
При этом сунниты в Кабали относятся к шафиитскому масхабу (масхабы -
направления в суннитском исламе, отличающиеся разными аспектами
религиозной практики; на территории бывшего СССР представлено в
основном два масхаба - шафиитский и ханифитский - ИА REGNUM Новости),
тогда как тюркоязычные сунниты в Завкавказье все без исключения
ханафиты. Шафиитами в Закавказье являются дагестанцы или потомки
дагестанцев. Кабали было основано выходцами из аварских горных обществ
Анцух (ныне часть Тляратинского района Дагестана - ИА REGNUM Новости)
и Таш. Мечеть - первое общественное здание, обычно располагающееся в
историческом центре села, построено аварцем из селения Хидиб
Тляратинского района, шейхом Иса-апанди. В 200 м. от мечети
находится родовое кладбище потомков Исы-апанди и его брата, которые
стали первооснователями села. Иса-апанди, судя по устным свидетельствам
жителей села, умер, "когда было два или три года его сыну Мухаммаду"
(1915 г.р.). К Исе-апанди и его потомству присоединились выходцы из
других аварских селений Дагестана. Шииты же приехали сюда позднее. Уже
к 1910 г. в Кабали жило 440 человек, сейчас - 3,5 тысяч человек (по
данным грузинской переписи 2002 г). На данный момент в Кабали всего
несколько десятков лиц, в основном преклонного возраста, владеют
аварским языком, хотя люди, интересующиеся своим прошлым, помнят о
своем аварском происхождении. Мне, будучи в этом году в селе, удалось
поговорить с тремя из авароязычных представителей Кабали, которые очень
хорошо владели как своим диалектом, так и литературной формой
аварского. Всего в Кабальской зоне проживает чуть более 10 тысяч
человек, из которых чуть больше трети имеют дагестанские корни.
Ассимиляция аварцев произошла в результате как усиленной миграции в
Кабали тюркоязычных мусульман, так и создания в конце 1930-х годов по
настоянию Баку тюркоязычной школы в Кабали. Тогда же все жители села
были записаны в паспортах азербайджанцами. Ассимиляция затронула даже
сына основателя села Исы-апанди: он был женат на азербайджанке. ИА REGNUM Новости: Как обстоит сейчас дело в возвращением грузинских дагестанцев на родину? Связь
с исторической родиной на данный момент - самый больной вопрос для
грузинских аварцев, особенно в Кварельском районе. Судя по проведенным
мной опросам, именно отсутствие этой связи является главной причиной
желания переселиться в Дагестан. Затруднена в первую очередь связь со
своими же родственниками, уже переехавшими в Дагестан. Многие из них не
могут даже навестить в Грузии своих родных. Причина в дороговизне виз
(на месяц 100 лари - около 70 долларов), а также в том, что у
значительной части кварельцев, проживающих в России, нет российского
гражданства, из-за чего они не могут получить загранпаспорта и поехать
в Грузию. Немало случаев, когда сын не был на похоронах родителей, что
людьми с традиционным укладом жизни, каковыми являются аварцы,
воспринимается очень болезненно. В основном сообщение происходит через
Азербайджан по следующей схеме: кварельским автобусом едут до города
Белоканы в Азербайджане, а оттуда ходят автобусы на Махачкалу. Вместе
со "стояниями" на границе на такую поездку затрачивается около двух
суток. В то же время существующая дорога Ахалсопели (Грузия) - Бежта
(приграничный с Грузией Цунтинский район Дагестана; граничит с
Тляратинским районом, исторической родиной многих дагестанцев, живущих
в Грузии - ИА REGNUM Новости)
при открытии на ней пограничного пункта могла бы свести посещение
родственников в России к трехчасовой поездке в соседний регион. Однако
со времен подписания Черномырдиным постановления об открытии такого пункта прошло около 10 лет, а решение вопроса только отдалилось на неопределенное время. Репатриация
последние два три года почти прекратилась, переселяются по 3-4 семьи в
год, в основном к родственникам в Махачкалу и села с аварским
населением в равнинных районах Дагестана - Кизилюртовском,
Бабаюртовском и Кизлярском. Господдержки переселения никакой нет, более
того - возникает масса проблем с документами на месте. ИА REGNUM Новости: Как складываются взаимоотношения дагестанцев с властями Грузии? По
сравнению с положением аварцев в соседнем Азербайджане, где в
большинстве аварских школ родной язык под строгим запретом, у аварцев
натянутые отношения с правоохранительными органами, в местном
руководстве - в основном приезжие азербайджанские кадры и т.д.,
ситуацию в Грузии можно считать почти идеальной, хотя, конечно, есть
проблемы и там. Обучение в трех сельских школах Кварельского района
идет на русском, грузинском и аварском языках. Грузинские власти
предложили полностью перевести обучение в школах на аварский язык, с
преподаванием грузинского как предмета. Аварские учителя сослались на
отсутствие в Дагестане ВУЗов с обучением на аварском языке, из-за чего
поступление в ВУЗы Дагестана, при таком варианте школьного обучения,
было бы невозможным. Аварскому языку в школах уделено приблизительно
столько же времени, как и в Дагестане, т.е. в зависимости от ситуации в
старших классах от 4 до 8 часов в неделю. В прошлом в двух школах
директора была грузины, но сейчас эти должности заняты аварцами.
Катастрофически школам не хватает педагогических кадров, и в этом
вопросе они ожидают поддержки Дагестанского государственного
педагогического университета и официальной Махачкалы. В Кварельском
районе нет ни одного муниципалитета (сакребуло), где преобладало бы
аварское население и во главе которого стоял бы аварец. Есть только
один аварский депутат - уроженец села Тиви Али Алиев,
он входит в состав органа, аналогичного российскому районному собранию.
Аварцы также хотели бы открыть культурный центр и в этом вопросе ждут
поддержки грузинской стороны. Какого-то диалога властей Грузии и
Дагестана по проблемам грузинских дагестанцев в данный момент не
происходит, да и в данной дипломатической ситуации сама его возможность
под большим вопросом. ИА REGNUM Новости:
В Грузии есть представители еще одного дагестанского народа - удин.
Хотя родина удин не в Дагестане, а в Азербайджане, по языку и
происхождению они считаются дагестанским народом. Удины в
Грузии компактно живут только в одном селении - Октомбери (Зинобиани),
в которое они переселились в конце 1910-х годов из Варташена (ныне
город Огуз Азербайджанской Республики). Удины, как близкий армянам
Нухинского уезда этнос, наряду с ними в революционное время стали
объектом нападений кавказских татар. Будучи в меньшинстве в данном
регионе Азербайджана, армяне тогда покинули его и перебрались большей
частью в Грузию. Вместе с ними ушла и часть удин, которые, правда, по
предложению руководства Грузии поселились отдельно от них в Кварельском
районе. Сейчас большая часть удин очень сильно грузинизирована, что
произошло вследствие объективных причин: межэтнические браки,
христианская вера удин, обучение на грузинском языке, очень малая
численность. На данный момент большинство молодежи в Октомбери не знают
родного удинского языка, и полная грузинизация удин Грузии - вопрос
только времени. По переписи 2002 г. удинами назвались 49% населения
села Октомбери, грузинами считают себя также 49%. Важно отметить,
что в отличие от других народов Дагестана, аварцы на территории
Восточной Грузии считаются коренным народом, который в древние времена
Кавказской Албании был представлен в долине реки Алазани двумя
племенами, в античной литературе называемыми лпинами и сильвами. В
частности, об этом пишет доктор исторических наук Гиясаддин Гейбуллаев в своей монографии "Этногенез азербайджанцев" (Баку, 1991 г.). Доктор исторических наук Муртузали Гаджиев
в своей объемной научной статье, посвященной этногенезу лпинов, говорит
о дагестаноязычности лпинов как о доказанном факте. Касаясь этнической
принадлежности лпинов, Гаджиев считает возможным отождествление их с
аварцами и конкретно с субэтнической группой, которая на аварском языке
называется "лъебелал" (населяют Тляратинский район Дагестана, частично
Белоканский и Закатальский районы Азербайджана, ими же представлены
почти все аварцы Лагодехского района Грузии, а также часть аварцев
Кварельского района; в последнее время широко расселились в равнинных
районах Дагестана, в частности в Бабаюртовском районе они составляют
наиболее многочисленную группу среди аварцев более 9 тысяч человек).
Значительная часть грузинских историков (Меликишвили, Джавахишвили, Цулая, Мусхелишвили, Тодри)
также говорят о том, что с древнейших времен восточная часть Кахетии,
прилегающая к Дагестану, была населена дагестаноязычными народами.
Однако в отличие от Азербайджана, где аварское население жило оседло, в
Грузии аварское население было представлено в массе своей общинами,
которые восемь месяцев в году жили в приалазанских селениях, а четыре
месяца - в своих горных селениях на территории теперешнего Дагестана. В
горы обычно приезжали весной, засевали свои поля, снимали урожай и к
осени, к первым снегам спускались в свои равнинные селения. Однако
перекочевка не была полной, был постоянно живущий на равнине или в
горах значительный контингент населения. При этом селения, которые были
расположены в долине Алазани, население воспринимало как свои хутора, а
горные селения - как "метрополии". Однако такая система хозяйствования
была нарушена с приходом Российской империи в Закавказье и началом
войны с Имаматом Шамиля, этническую основу которого составляли аварцы и
чеченцы. Естественно, народ, который составлял верхушку и наиболее
многочисленный контингент воющей с Империей силы, особым ее
расположением не пользовался. Соответственно, аварцы, воспринимавшиеся
в Закавказье как минимум в качестве неблагонадежного элемента, начали
испытывать на себе мощный прессинг госаппарата. Прессинг этот обернулся
лишением большинства сельскохозяйственных угодий, которые начали
присваивать в первую очередь представители грузинской аристократии, для
которых прежде сдерживающим моментом являлось наличие сильного и
организованного военного аппарата у аварцев. На освобожденных от
аварцев землях начали возникать грузинские, осетинские и русские
поселения. В частности таким регионом стал Лагодехский район, население
которого все без исключения является потомками мигрантов максимум
130-летней давности. Вплоть до конца ХIХ в., кроме хуторов аварцев,
населения там вообще не было. Аварцы и Восточная Грузия
//Интервью главного редактора газеты "Новое дело" (Махачкала) Марко Шахбанова для ИА REGNUM
|