|
Статьи о Кавказе и Интервью
В категории материалов: 93 Показано материалов: 1-33 |
Страницы: 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате
Байрам Абдуллаев: "Газетам на национальных языках в условиях рыночной экономии трудно выжить, в отличие от газет которые входят на русском языке. С каждым годом уменьшается финансирование, падает количество подписчиков. Поэтому перспектив никаких, если останемся в бумажном варианте, и не будем встраиваться в Интернет-пространство, куда и ушла большая часть читателей. Уже сегодня слышны разговоры о не нужности газет на родных языках. Эти разговоры больше ведут те, кто равнодушен к родному языку, родной культуре и своему народу. Газеты на родных языках никогда не будут самоокупаемыми, так как они не интересны рекламодателю в принципе. Раз нет рекламы в газете, тогда нет и денег для развития. Тех грошей, которые получают газеты за подписку и из которых более половины уходит на почтовые услуги и издержки, не хватает даже для приобретения бумаги и канцтоваров. А чтобы электронная версия приносила доход, нужно много времени для раскрутки. И здесь выживут те, у кого действительно большая аудитория". |
Дагестанская блогосфера, претендующая на особое внимание дагестанской общественности, продолжает с учетом характерных признаков явления свидетельствовать о новом витке деградации аварской этнической общности.
Тенденция заданная еще имперскими политическими технологами, активно поддерживаемая управленцами советской эпохи, с молчаливого согласия самого народа, была поддержана и воплощается в жизнь уже в XXI веке достаточно узнаваемыми представителями горской общественности.
Разразившаяся на удивление даже профессиональным «критиканам» критика вице-главы Дагестана Муху Гимбатовича Алиева, являющегося уроженцем Хунзахского района (с.Тануси) в весьма посещаемой социальной (публичной) сети и средствах массовой коммуникации , на фоне всех прошлых фактов можно считать грязной и сегодня уже безосновательной; более того, она обладает признаками «иной морали». |
Около 400 дагестанских семей проживает на востоке Грузии. Свой рассказ об аварцах в Грузии руководитель общественной организации «Переселенцы» Бадрудин Ибрагимов (фото 1) для наглядности подкрепляет, обращаясь к географической карте:
— Вот, смотрите. Это наш сосед – Грузия. На ее востоке, у самой границы с Дагестаном, расположена Кахетия – скажем так, это одна из грузинских губерний (официально – край в составе Грузии). В свою очередь, эта самая Кахетия включает в себя несколько районов, в том числе и Кварельский муниципалитет.
— Здесь и проживают компактно горцы Дагестана?
— Совершенно верно. Речь идет о трех селениях – Тиви, Сарусо и Чантлискури (фото 2). Это официальные грузинские названия населенных пунктов, но у них есть и аварские наименования – соответственно Гургин-росу (Круглое селение), Хъаладухъ (У крепости) и Росохъ (В лощине).
Во избежание путаницы я буду употреблять официальные грузинские названия сел. |
О том, что население стран Закавказья за последнее столетие стало менее полиэтничным – факт очевидный для наблюдательных. Одним из таких внимательных наблюдателей, заявивших о проблеме во всеуслышание, оказался специалист по этническим и религиозным вопросам Евразии Пол Гоубл (см. фото). В своем материале «Этнический сортинг Южного Кавказа почти завершен» он отмечает, что на протяжении советского периода в Азербайджане, Грузии и Армении неуклонно шло увеличение удельного веса титульного народа. А за годы независимости после распада СССР тенденция только укрепилась. Все это приводит к тому, что ранее полиэтничные страны ныне по мировым стандартам могут уже по праву называться моноэтничными.
Если серьезно отнестись к тому, о чем поведал Гоубл – есть повод призадуматься. Поведал – правильно сделал. Пора призадуматься… |
В калейдоскопическом Дагестане все нужно познавать в сравнении. Мы занялись этим сразу, как приехали, и продолжали делать нон-стоп: сравнивали даргинский чуду (национальное блюдо: пирог с мясом и картошкой – ред.) с беркалом (одно из национальных аварских блюд), вареный хинкал – с жареным, кизлярский коньяк с дербентским.
В этом межнациональном соревновании всегда побеждала дружба: к трем утра тосты нежнели, к четырем становились философски-меланхоличными, к пяти слова были ни к чему. Утром выручали две таблетки ибупрофена и минералка «Рычал-Су». Мой русско-татарский организм, хоть и привык уже к спартанскому американскому режиму, в Дагестане воспрял, оценил, и проявил полную кооперацию. За что ему спасибо. |
Изначально аварцы, проживавшие в Баку и вокруг него (см.фото 1), неоднократно в 1917–18 гг. проводили свои собрания в здании «Исмаилие» и намеревались организовать местный аварский комитет для вхождения в состав бакинского отделения Союза объединенных горцев Кавказа.
Аварская партия «Ахрар» Аварцы, работавшие охранниками на нефтяных промыслах в Баку (жители села Ириб Чародинского района) Впоследствии политическая активность аварской интеллигенции, проживавшей в Баку и Закатальском округе и объединившей вокруг себя суннитов Азербайджана, привела к созданию партии «Ахрар», бессменным лидером которой являлся Аслан-бек Кардашев.
Аслан-бек Кардашев некоторое время числился министром земледелия в четвертом составе Правительства АДР (14 апрель – 22 декабрь 1919 г.). Он с единомышленниками в 1918 году в Баку создал партию «Ахрар» (в переводе с арабского – «свободные люди», соответствует аварскому и в целом дагестанскому термину уздензаби – «уздени»). Правда, С. Алиева считает, что партия «Ахрар» была создана в конце 1917 года и отражала, прежде всего, интересы аварцев, а также прочих дагестаноязычных этнических групп, выступая за предоставление им равных прав с азербайджанскими тюрками. |
Когда смотрю на этот снимок, то всегда вспоминаю одного грузина по имени Лери. Фамилию его я не знаю, не спрашивал. А получилось так, что однажды редакционный новогодний корпоратив мы решили провести в ресторане «Тбилиси». Благо, до него от Дома журналистов было рукой подать. Мы соблазнились на грузинские блюда и, само собой, на вина тоже: «Саперави», «Мукузани», «Хванчкара», «Цинандали», «Напареули»… В общем, мы не обманулись в своих ожиданиях.
Лери Иванович и красивая молодая грузинка, обслуживавшая столики газетчиков, были верхом предупредительности и доброжелательности. Новогодний вечер удался! Мы с Лери Ивановичем разговорились. Он рассказал свою нехитрую историю постперестроечной коммерческой инициативы, приведшей его в Махачкалу, я – о житье-бытье пишущего человека.
|
Мы предлагаем вашему вниманию краткий перечень скифских личных имен, взятых из различных древних источников и эпиграфических памятников Северного Причерноморья, которые собрала воедино в одной из своих научных работ младший научный сотрудник Юго-Осетинского Научно-исследовательского института им. З.Ванеева Людмила Хачирова. Предлагаемый научный труд печатается в сокращении.
Абавх – имя скифа в диалоге греческого писателя II в. н.э. Лукиана «Токсарид или дружба». В пяти новеллах этого диалога Лукиан красочно повествует о дружбе скифов-побратимов. В одной из новелл речь идет о поступке скифа Абавха, который пожертвовал своей семьей ради спасения жизни своего друга Гиндана. В то время Абавх со своей семьей, состоящей из жены и двух малолетних детей, проживал в городе борисфенитов. Вместе с ними находился и тяжелораненый Гиндан. Однажды в их доме вспыхнул пожар, и так случилось, что Абавх успел спасти своего друга, но потерял в огне жену и детей. Когда впоследствии кто-то упрекнул Абавха за то, что он бросил родных, а в первую очередь вынес Гиндана, тот ответил: «Детей мне легко снова приобрести, да и неизвестно еще, были ли бы они хороши, а другого такого друга как Гиндан, который много раз доказывал мне свою любовь, я не нашел бы в течение долгого времени». |
В Азербайджанской Республике проживает больше миллиона этнических дагестанцев – лезгины, аварцы, цахуры, рутульцы и другие. Председатель Аварского общества имени имама Шамиля Азербайджана Магомед Исаев вместе с общественником Асхабали Махмудовым приняли участие в Первом республиканском форуме предпринимателей и промышленников Дагестана, состоявшемся 21-23 ноября в Махачкале. О форуме, российско-азербайджанских отношениях, об этнических дагестанцах, проживающих в Азербайджане, мы и побеседовали с Магомедом Исаевым.
Соотечественники…
– Вы приехали в составе делегации Азербайджана на Первый республиканский форум предпринимателей и промышленников Дагестана. Привезли с собой какой-либо проект или вы прибыли с ознакомительной миссией, для укрепления связей между Азербайджаном и Дагестаном?
– В России действует закон о поддержке соотечественников, оказавшихся за рубежом. На федеральном уровне этот закон действовал с 90-х годов прошлого века до 2009 года. Как руководитель общественной организации Аварского общества имени имама Шамиля Азербайджанской Республики (АР), я вхожу в Международный совет российских соотечественников (МСРС). Как член этой международной организации, по мере возможности, я помогаю этническим аварцам, проживающим на севере Азербайджана, в том числе, защищая их права и интересы. Московская программа поддержки соотечественников предусматривала оказание всемерной помощи в соблюдении прав этой категории людей, вплоть до лечения. МСРС работает по всему миру, и я не раз принимал участие в заседаниях этой организации в Москве. |
Время нашествия Тимура явилось важной вехой в истории данного региона, потому к событиям этого периода требуется особое внимание. Основным источником при освещении событий этого времени являются сочинения двух биографов Тимура.
Во-первых, это Низам-ад-дин Шами – житель Тебриза. В 1392/93 г. он при взятии родного города войсками Тимура поступил к нему на службу и стал его историографом, составив «книгу его побед» – «Зафар-наме». Во-вторых – Шереф-ад-дин Йезди (1405–1447 гг.) – иранский историк, родом из г. Йезд, был придворным историографом правителей Фарса. С использованием труда его предшественника – Низам-ад-дина Шами – он составил идентичный по названию («Зафар-наме»), но более развернутый по своему содержанию исторический труд .
Согласно изложению Низам-ад-дина Шами, первый поход Тимура на территорию Дагестана затронул кайтагцев – союзников Тохтамыша, а далее он направился через Тарки к Тереку, чтобы разгромить войска золотоордынцев.
|
|
Корреспонденты wrestdag.ru встретились в Махачкале с серебряным призером недавнего чемпионата Европы в Финляндии и нашим соотечественником Расулом Чунаевым (на фото в центре), куда он приехал повидаться с братьями Гайдаровыми — старшим тренером сборной Дагестана Гайдаром и известным борцом сборной Белоруссии Мурадом.
— Я гостил с мамой в Хасавюрте, там живут мои дяди, — рассказал Расул. — По материнской линии у меня много родственников в Дагестане. А все родственники по отцовской линии живут в Белоканском районе Азербайджана, населенного преимущественно аварцами. Там я родился и жил до недавних пор, пока не переехал в Баку. В Махачкалу заехал, чтобы повидаться с братьями Гайдаровыми. Для меня они тоже как родственники, и такие отношения возникли благодаря нашим дядям, которые крепко дружили, были кунаками. Жаль, приехал ненадолго, на носу — сборы, и надо возвращаться.
|
Интервью с начальником отдела по вопросам гражданства, работы с иностранными гражданами УФМС России по РД Владимиром Деревянко «За 2013 год у 162 лиц без гражданства урегулирован правовой статус гражданина РФ силами дагестанского УФМС России» С 14 ноября 2012 года граждане бывших социалистических республик, получившие паспорт гражданина РФ до 1 июля 2002 года, но у которых в последствие не было определено наличие гражданства РФ, или, скажем, вовсе отсутствует иное гражданство – имеют право урегулировать свой правовой статус в соответствии требованиям Федерального закона № 182-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации». Подробнее о всех тонкостях закона беседуем с начальником отдела по вопросам гражданства, работы с иностранными гражданами УФМС России по РД Владимиром Деревянко. |
Архитектурное строение Девичьей башни в Баку в виде каменного цилиндра с примыкающим к нему выступом является одной из загадок мирового зодчества. Построенная на береговой скале она имеет семь этажей с нишами и увенчана короной на восьмом ярусе, где, по мнению Д.Ахундова, извергалось пламя из семи столпов. С.Ашурбейли считает, что Девичья башня являлась древним капищем «багов» огнепоклонников, что определялось природной особенностью местности, изобиловавшей нефтяными источниками и горючими газами. Она отожествляет ее с известным по сведениям источников V-VIII вв. храмом «Атеш-е-Багаван» – «жертвенником семи ниш», в подтверждение чему приводит сведение «Картлис Цховреба» о пребывании в Багаване, т.е. в Баку грузинского царя Георгия IV по случаю свадьбы своей сестры с наследным принцом Ширванского трона (1,с.41-49). Возможно, проведение свадебной церемонии в храмовом городе Баку – Багаване, связанном с культом ведийской или согдийской богини свадьбы и судьбы Бага (Бхага), исполняющей мольбы, благословляющей жертвы, было не случайно. Митра и Бага считались двумя гарантами брачного договора (35,с.369). |
ГЛАВНЫЙ ВРАГ. Сожалею, что Рамазан долго не отвечал на мои письма и, наконец, он возвел меня сегодня по СМС в ранг главного и единственного своего врага, ибо «при таком друге уже враги ему не нужны». По дороге любви к Дагестану наши дороги разошлись, ибо мне не хватило таланта для краткости изложения своей тревоги, а Р.Г.Абдулатипову не хватило терпения осмыслить мое письмо. Странно и грустно. Предлагал встречаться, но он не реагировал. Сильно повезло ему с «врагом», ибо я желал и искренне желаю ему успешного президентства во славу Дагестана. Профессиональные льстецы, его настоящие враги и завистники сильно обрадуются такому выводу Президента. И масло в огонь будут поливать его льстецы и мои оппоненты. Дай Бог, чтобы я ошибался в трактовке происходящего сегодня в Дагестане! И хорошо, что за окном не 1937-й год, и мне не инкриминируется статья «Враг народа», но «льстецы» могут и командироваться. |
ПОСЛЕСЛОВИЕ. Отправил письмо Вам, а ночью проснулся из-за боли в сердце. То ли Бог разгневался, то ли Рамазан обиделся? Глупо если обиделся. Мой друг Муртуз - сын дагестанского Пирогова, хирурга Магомеда Гасангаджиева из Ботлиха сказал мне: «У Рамазана, как философа, хватит мудрости, чтобы не обидеться, а понять твою искренность, бескорыстие и озабоченность». А московский ученый с мировым именем заметил: «Удивляюсь и радуюсь деятельному началу твоей натуры не в меньшей степени, чем наивности». Совестливая журналистка заметила, что «Вы - люди, которые дружите с ним, должны донести до него Правду, если даже это не очень ему понравится. Если не Вы, то кто же?». Талантливейший художник Газали-Дибир Израилов - Ваш и мой друг, который высоко ценит и искренне любит Вас сказал: «Рамазану очень тяжело, ибо все очень запущено, и ему нужен обостренный слух, зоркое зрение, мускулистая рука, холодное сердце, расчетливая голова, большая решимость и мощная команда единомышленников. Врагов много у него. Мы должны ему помочь!». |
Уважение и предостережение на фоне большой надежды. Не допустить бы хаоса в Отечестве! Дорогой и глубокоуважаемый Рамазан Гаджимурадович! Вы много полезного сделали, делаете и должны еще сделать для Дагестана. Уверен в этом! Пусть умножатся Ваши деяния во славу Дагестана! Аминь! Хочу, чтобы современники говорили, а потомки вспоминали Вас с благодарностью! Мое почтение к Вам искреннее, давнее и постоянное; оно никак не связано с Вашим нынешним статусом. Я никогда не приближался к власти и не склонялся к властителям, ибо там ненадежно и нечистоплотно; там совести мало, а лести - чрезмерно. Ничего я не просил и не прошу у властителей лично для себя, в том числе и у Вас. Я родился свободным, живу и останусь таковым в своем скромном и честном достатке. Имя мое не запачканное и моим потомкам никогда не придется стыдиться за меня. Дагестан в моем сердце всегда и всюду, и к его боли и радости я не могу быть посторонним, равнодушным и уравновешенным наблюдателем. Ваше назначение и избрание Президентом РД дагестанцы и россияне, в том числе и я, восприняли сБОЛЬШОЙ НАДЕЖДОЙ! Поистине великой была вера на обновление, просветление и вдохновение! Исторической была надежда на спасение, очищение, исцеление и возвышение! Об этом и моя брошюра «Время Рамазана». Но что-то ныне стало меня смущать, волновать и тревожить. Не переходит ли преобразование в озлобление? Не трансформируется ли первичное очарование во вторичное и окончательное разочарование. Нельзя забирать у Дагестана, ибо это всегда заканчивается скверно. С Дагестаном и дагестанцами нельзя играть и хитрить. Дагестану можно и нужно служить только честно и высокопрофессионально. В этом большое счастье и великая честь!. С дагестанцами можно и нужно говорить открыто и без утаивания, а в словах и делах Президента не должно быть нестыковок. Каково настоящее и будущее у Дагестана во главе с Вами? Каковы будут оценки этому сегодня и завтра? Об этом мое письмо с сомнениями, надеждами, тревогой и болью. |
Что ожидает Грузию в случае вступления в Евразийский Союз с Россией или с Турцией? Об этом «Кавказской политике» рассказывает в интервью академик политической академии Грузии, академик Гелатской академии, председатель партии «Белое Движение» («Тетреби») Теймураз Шашиашвили.
Он считает, что стране необходима принципиально новая стратегия во внешней политике – стратегия «конвергенции».
- Вы единственный из грузинских политиков, который неустанно заявляет, что помимо России созданием Евразийского Союза занята и Турция. На чём это основано?
- Здесь нет никакого секрета. Причины лежат на ладони. К сожалению, большинство партий существуют на подачках запада, то есть США, а остальные дышат благодаря некоторым кругам России. Ни тех, ни другим не устраивает полная правда. Видите ли, не хотят обидеть патронов. А половинчатая правда хуже самого страшного вранья. Мы – партия свободная от таких обязательств перед обеими сверхдержавами и вообще, других государств. У нас обязательства только перед своим народом. Потому и говорим эту горькую правду. |
Этнические движения, которые канули в историю в конце 90-х и никаких этнических проблем не решили, возрождаются спустя 20 лет. И, как ни странно, активизация этнических групп происходит в период смены власти. У каждого эксперта, на эту тему есть свое мнение. И многие исходят из интересов своего этноса и не пытаются провести глубокий анализ. Об этом в недавней статье «Земля стала инструментом для этнической мобилизации» написал дагестанский журналист Муса Мусаев. Статья богата аргументами, которые свидетельствуют об абсурдности национального противоречия в Дагестане на земельной почве, о немыслимости конфликтов внутри дагестанцев и помогает понять, что угроза эта посеяна кем-то из вне.
Рост конфликтного настроения заслуживает сегодня пристального внимания не только со стороны адекватно мыслящей части дагестанской нации, но и специальных служб. Следует иметь только желание, чтобы расследовать, выявить, перекрыть источники сырости, серости и плесени, окутавшей и поразившей болезнью жизненно-важные органы Дагестанской Республики. |
События (последних дней) в Дагестане развиваются по какому-то не предсказуемому вектору. И мы, уже, будучи лишены возможности что-либо предугадать или предсказать, соглашаемся на то, что эти события просто «развиваются» или «развиваются в сравнительно лучшую сторону».
И стартовая, и финишная прямые давно выпали из нашего поля зрения. Мы вынуждены сосредоточиться на том, кто дышит или толкает нас в спину, подставляет ногу или плечо. Мы бежим, впопыхах осмысливая строки из Конституции, которые разительно отличаются от реальности, в которой мы успели вырастить свое следующее за нами поколение. Наши неизменные ожидания и надежды кормятся теми же ожиданиями и теми же надеждами, что и двадцать, и двести лет назад. |
"Хроника последних событий из российских реалий дает достаточно оснований для выводов о том, что в панораму настоящего вновь выбиваются рецидивы старых болезней. В тревожных трендах отображаются попытки некоторых сил реинкарнировать деятельность сепаратистских ячеек лезгинского, аварского и тылышского меньшинств Азербайджана. На то имеются неопровержимые свидетельства. ...Под знамя новой волны сепаратизма призваны чуть ли не все матерые провокаторы и даже те, что отличились в прошлом кровавыми деяниями в раскрутке армяно-азербайджанского кризиса. Под видом защиты прав и свобод меньшинств ревнители правды откровенно желают воспрепятствовать устойчивому развитию Азербайджана посредством провоцирования внутренних конфликтов". |
В начале XVIII века народы Азербайджана, будучи под господством Ирана, были вынуждены нести многочисленные тяготы, в том числе и тяжести налогов. Возмущение, которое нередко проявлялось в народах, было не столь значительным и не оказывало особого влияния на ход истории, по сколько в ней не хватало решительности и масштаба. Однако, не смотря на это, протестное настроение в стране имело тенденцию расти. В Азербайджане первым поднялось население джарской области. Но джарцы, как сообщают источники, восстали не из-за тяжести налогов. Они вовсе не платили налогов в шахскую казну; наоборот, издавна сами получали от шахов денежные средства, отпускавшиеся им за их якобы сторожевую службу на окраине государства, а точнее, просто за то, чтобы они не делали набегов на подвластные Ирану провинции и находились бы в подданстве у шаха. Как отмечает Ханвай (Hanvay - An historical Account of the British Trade over the Caspian Sea, London, 1762, v. II, p. 215), в последние годы, благодаря неурядицам в Иране и злоупотреблениям ширванских беглербеков, джарцам полагающегося им жалованья не платили. |
В этом году аварской национальной
прессе исполнилось 95 лет. За все эти годы главная общественно-политическая газета Дагестана на
аварском языке, в силу разных исторических событий, сменила 12 названий, но осталась верна своему призванию. Еще в
30-е годы ее очень высоко оценивал Гамид Темирханов, а Асадула Магомедов
сравнивал газету с горным источником, откуда черпаются новые мысли, новые
слова. Расул Гамзатов каждый номер называл окном, открывающимся в мир.
Генерал-майор в отставке О. Муртазалиев отозвался о газете как о «высоком
издании». Народная поэтесса Дагестана Фазу Алиева считает, что аварская газета
всегда имела «свой почерк», «свое лицо». А вот какую мысль выразил читатель
Мисирпаша Шахрурамазанов: «Сколько бы ни изменялись названия, ты оставалась
верна народу; какие бы пути ни были пройдены, у тебя не иссякла любовь к
человеку». Эта самая высокая оценка
аварской республиканской газеты! |
Прежде всего, должен отметить, что темой настоящей статьи является положение аварцев, проживающих в Азербайджане и Грузии. В Азербайджане они компактно проживают в Белоканском, Закатальском и Кахском районах, а также небольшими группами по другим городам и районам. Всего, по официальным данным переписи 2009 года, в Азербайджанской республике (АР) проживает 50 тысяч аварцев, хотя по результатам независимых исследований их численность доходит до 200 тысяч человек. В Грузии же аварцы проживают в трех селениях Кварельского района (Тиви / Гургинросу, Чантлискуре / Росох, Шорохи / Шорох, прежде называвшееся Сарусо), а также городе Лагодехи и селах Кабали, Караджала Лагодехского района. Всего в Грузии на данный момент проживает менее 3 тысяч аварцев. |
Проблема наших земляков в Азербайджане не выдуманная, реальная и её надо решать. Этому была посвящена международная конференция в Москве. Организаторы: Федеральная лезгинская национально-культурная автономия(ФЛНКА, лидер, Ариф Керимов) и Аварская национально-культурная автономия (Марко Шахбанов). Сначала очевидно стоит окунуться в недавнюю историю. А то может показаться, что данная конференция, впрочем, очень важный шаг (я не отрицаю), есть начало решения проблемы. Все что я здесь пишу, могу подтвердить документами, научными ссылками. Эта конференция, безусловно, важная веха в решении проблемы «разделенных народов». Но, ради справедливости, надо вспомнить недавнюю историю попыток помочь нашим братьям по ту сторону Главного Кавказского хребта. Одна из первых, почти авантюрных и без всяких надежд на успех, это наш визит в 1988. Потом, с начала 1990-х г., туда зачастили лидеры и активисты национальных движений лезгин, аварцев и лакцев. Нанимали даже целые вертолеты. Времена были такие. Некоторые вспомнили времена великих Сурхай-хана Казикумухскуго и Гаджи-Давуда лезгинского (XVIII в.) и стали проводить некоторые параллели, не на шутку перепугав азербайджанскую интеллигенцию и власти. А дело в том, что в те далекие времена и кюринские(лезгинские) лидеры, а чаще, казикумухские ханы прямо соперничали за сферы влияния с Персией на территории княжеств ныне Северного Азербайджана. Такая вот региональная геополитика, где некоторые дагестанские правители играли свою видную роль. Но проблема заключалась в том, что все делалось на уровне эмоций, реакции на какие –то события у соседей. Никакой стратегии и согласованности. Лидеры нацдвижений считали, что они лучше знают что и как делать. Итог: почти полный разгром активов лезгинского и аварского движений в районах Северного Азербайджана к концу 1990-х г. |
В гостях у portal21 руководитель автономной некоммерческой организации «Наш Кавказ», доцент кафедры философии в МГОУ и просто хороший человек Лачин Лачинов. Тема сегодняшней беседы – актуальные проблемы народа Дагестана.
Кор.: Мир Вам, дорогой Лачин! Понятие "дагестанец" является более широким, чем просто географическое определение. Это характеристика, как мне думается, более эмоционального плана, поведенческого характера. Что для Вас означает понятие "дагестанец"?
Лачин Лачинов: Понятия «Дагестан» и «дагестанец» имели в различную эпоху различное содержание и с разной интенсивностью успели проявиться в характере народа, в исторической географии, но, мне кажется, что они являются понятиями еще не до конца реализовавшимися и внутри, и вокруг нас. Я горд тем, что я дагестанец и мне не стыдно за то, что было прожито и пережито дагестанцами в прошлые годы, но мне очень больно видеть то, что происходит с Дагестаном сегодня. Последние 20 лет нашей истории рискуют лечь в анналы истории не иначе как эпоха позора. Нам кажется, что мы избежали войны, на подобие той, что была в Чечне и в Азербайджане, но мы тлеем и выгораем изнутри. Нас испепеляет огонь, который разожжен внутри и он горит как торф. С другой стороны, мы - дагестанцы не оказались причастными ни к тому, что было в Чечне, ни к тому, что было в Азербайджане. Но отношение к дагестанцам и в Азербайджане, и в Чечне, и в России в целом, в том числе и в мире, должно будет сложиться именно из отношения, прежде всего, дагестанцев к себе и к Дагестану. Сила Дагестана в единстве. Перспектива же находится в зависимости от того, смогут дагестанские народы, наконец, объединиться и стать единой Нацией дагестанцев. Историческая роль Дагестана и дагестанцев не исчерпана.
|
В начале апреля в Махачкале состоялся круглый стол, на котором речь шла об итогах Всероссийской переписи населения 2010 года в регионах Северного Кавказа. В приветственной речи глава республики Магомедсалам Магомедов еще раз обратил внимание на аксиому, что Дагестан – самая большая и многонациональная республика на Северном Кавказе. «Такое масштабное мероприятие, как перепись, в многонациональной республике с непростой географией проходило по-особому, не так, как в других мононациональных субъектах», - сказал глава республики и от имени всех дагестанцев заверил присутствующих в том сколь важно для всех нас знать «сколько нас, какие мы, как образованы и так далее». Оно и понятно: на основе итогов переписи должна строиться внутренняя и внешняя политика республики. Глава Росстата Александр Суринов, присутствовавший на Круглом столе, выразил надежду, что итоги переписи будут востребованы и помогут республике грамотно выстроит социально-экономическую, межнациональную политику. «Надеюсь, данные переписи окажутся полезны», - сказал Суринов. Замдиректора Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН Владимир Зорин подчеркнул уникальность Дагестана, обрати внимание на то обстоятельство, что «жители республики знают не только свои родные языки, но и языки своих соседей…». «Хотелось бы также отметить, - сказал Зорин, - что все народы, которые когда-либо жили в Дагестане, в том числе и русские, приближаются по показателям рождаемости к дагестанцам». Однако, предметы выглядят по-разному, в зависимости от того с какого ракурса на них смотреть. |
Поражения чередуются поражениями. Ни одна одержанная нами победа так и не приблизила наш народ к Цели, не помогла нам найти собственное предназначение или призвание. Не стала предметом философской или религиозной мысли и роль аварского народа на исторической арене.
Сегодня мы живем в достаточно богатое альтернативами время. Но эти альтернативы кажутся кем-то, странным образом, продиктованными. Они выглядят путями, который избрали не мы сами, а которые выбрали за нас – «слепых и несведущих ничего в жизни». Из года в год сделать окончательный выбор Пути или определиться с вероятностью такого выбора становится все сложней и сложней. А известная свобода выбора не позволяет сделать выбор в пользу Свободы... Особенно сложно, когда народ уже на протяжении более двух сотен лет занят просто самопожиранием. Борьба с подобными себе равносильна самопожиранию. Борьба с представителями своего народа, своей страны, то же самое. Возможно, это своего рода попытка найти себя и этих примеров в истории было много. Но найти себя ни в себе, ни в другом, будучи подавленным и убитым, нельзя. Иначе говоря, в условиях, когда один аварец стремиться одержать верх над другим аварцем никакой Аварии быть не может. Соответственно, не может быть и Дагестана, когда дагестанцы воюют с дагестанцами. Не может быть и никакого государства, когда его граждане делят одну общую территорию на «своё» и «чужое» и не признают друг в друге равных соотечественников, спорят о том, кто титульней и на ком одном государство держиться.
|
Гьале гьеб замана - дур эркенаб къо! ГIасрабаз, веказ чанги дур
рогьарал сардал, рахъарал къоял, вокьулесухъ угьдун, чIегIерал беразул магIу
бацIцIунаго. Чанги дуца ахIараб хIайранаб сарин ракьалда кидаго жеги ахIичIеб,
бичIчIуларесулцин лугби соролеб. Кагъат хъвазе дуда гIасрабаз лъачIо, кIалаца
абизеги дуй дурго халкъалъул бецIал гIадатаз ихтияр кьечIо. Дуца гьеб
баян гьабуна щибго абичIого. Хвалде мун йилълъана, дуца хвел тIаса бищана, амма
мун хилиплъичIо гIумруялъ, дуе щвезецин гьечIев, дур вокьулесе. Дуца, киданиги,
каранлъ бахчараб, дуниял гIашикъаб магIарул рокьи чидай гIарцухъ бичичIо,
малакь мерхьинчIо. КигIанав къудратав тушман данде чIваниги кинасдаги кIвечIо
дур рокьиги мунги учуз гьаризе. Мун кIкIалагъоркье кIанцIана, хвана, хвезе
течIо дуца бацIцIадаб намус. Дур цIаралда гьанже чанги кIкIал, мегIер бугеб!
Дур рахъалъ гьарурал чанги кучIдул, саринал ругел! Дуца кечI ахIана дур рокьул
бицун, ханзабаца дур кIал букъаниги. Мун мукIур гьайизе кIвечIо дур
ханзабаздаги, нуцалзабаздаги. Цогидал миллатазда тIахьаздаса лъалеб рокьи, дуца
тIокIаб бацIцIалъи, хIикмалъи тIадеги жубан, гьабуна ракьалда. Рокьуца
гIадаллъун, гIакълуги тIагIун, дуца чорхол яхI чучичIо. Мун жеги йихьичIо гьаб
дунялалда дур рос кколаревгун сордо рогьуней. Санаца цIунана дуца чорхол яхI -
намус. ГIасрабаца мун хисичIо, кинабниги месед - гIарцуда кIвечIо мун тIабигI
гьайизе, рокьуй хилиплъизайизе. ХIикматай магIарулай, магIарул чIужу, духъ
ккараб рокьуца керенги бухIун, ракьалда чанги кечI - сарин гьабураб
шагIирзабаца. |
10 декабря на сайте RealCaucasus (адрес: realcaucasus.org/603) и ИА REGNUM (адрес: regnum.ru/news/1478044.html)
появляется "Обращение общественных организаций и лидеров коренных народов
Азербайджана к проживающим в республике сородичам". "Обращение" озаглавлено
следующим образом: «Мы не считаем армянский народ нашим врагом». В графе подписантов обращения,
в купе с лезгинами, рутульцами, талышами, от некоего Союз аварских Джамаатов,
представлены Магомедов Муслим Саидович, Чупанов Магомед Ахмедович, Омаров Хизри
Жахбарович, Магомедов Шамиль Микаилович. Приведем лишь некоторые ключевые
фрагменты указанного выше обращения, которые заслуживают внимания. Но, поскольку содержащаяся в них мысль проливает свет на то, как авторы обращения,
прикрываясь «заботой» об аварском народе, всего лишь выдают желаемое армянами за
действительное, позволим себе делать параллельно (попутно) и свои краткие комментарии. |
В последние годы в Дагестане резко возросла активность и роль общественных структур. Сегодня на наших глазах происходит сближение позиций многих организаций, которые долгие годы чурались сотрудничества или находились в зачаточном состоянии. Особую актуальность этому сотрудничеству придает стремительное ухудшение ситуации в Дагестане в сфере безопасности и общественно-политической стабильности. На вопросы корреспондентского корпуса Федеральной лезгинской национальной культурной автономии (ФЛНКА), относительно путей выхода из кризисной ситуации и перспектив общественного сотрудничества, отвечает бывший депутат Народного Собрания Республики Дагестан (РД), бывший председатель Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Дагестан», один из авторитетных лидеров аварского движения, председатель «Дагестанского Гражданского Союза» Сулайман Уладиев.
Наш Кавказ |
Просмотров: 1341 |
Author: Уладиев, ФЛНКА |
Добавил: Alazan |
Дата: 12 Декабря 2011
|
Открытое письмо педагогического коллектива Цумилухской средней общеобразовательной школы Тляратинского района Республики Дагестан руководителям Российского Государства
Многоуважаемый Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев! Многоуважаемый Председатель правительства Российской Федерации, Владимир Владимирович Путин!
Хотим довести до вашего сведения то положение, в котором находятся ныне учителя горных районов Дагестана. Мы думаем, что Вы не информированы об этом, и надеемся, что после прочтения нашего письма Вами будут предприняты конкретные меры для улучшения нашего положения.
Наш Кавказ |
Просмотров: 2267 |
Author: педагоги, учителя, Цумилух, Тларата |
Добавил: Alazan |
Дата: 22 Ноября 2011
|
Конфликты на Южном Кавказе и роль России в них, возможности гражданского общества и "вся мощь властей Армении и Азербайджана, направленная на разжигание вражды между народами" – об этом и другом говорит в эксклюзивном интервью newcaucasus.com известный политолог Зардушт Ализаде. "Теоретически я за интеграцию Южного Кавказа, но практически это невозможно из-за эгоизмов властей и элит. А ведь как хорошо это было бы... Как в сказке", - считает эксперт. "Смена поколений просто метафора. Суть более прозаична: конфликты имеют срок своей жизни. Они рождаются, растут, стареют и умирают. Вечных конфликтов нет и быть не может. Длительность конфликтов зависит от наличия или отсутствия ресурсов. Эту прозаическую сторону не всегда оценивают по достоинству. Перечтите концовку прекрасного романа Ремарка "На западном фронте без перемен". Герой романа, солдат австрийской армии, военные поражения просто объясняет нехваткой провизии, боеприпасов, артиллерии. Одним из самых губительных для Гитлера факторов стала нехватка топлива для танков и самолетов, в то время как Красная армия обильно снабжалась бакинской нефтью. Об этом неопровержимо написал ученый-геолог Султанов в своих книгах. Так что длительность нашего конфликта прозаически зависит от того, как долго спонсоры Армении, не имеющей собственные ресурсы, будут продолжать снабжать ее деньгами и оружием. Будут давать деньги и оружие, энергии национальных мифов армянского народа хватит до 2015 года, критического для этой страны, до "последнего армянина". Для Азербайджана подобная проблема не стоит благодаря нефти и газу. Наш праздник кончится через 10-15 лет, и только тогда народ начнет думать головой, а не сердцем и желудком".
Наш Кавказ |
Просмотров: 733 |
Author: Россия, Кавказ, Азербайджан |
Добавил: Alazan |
Дата: 06 Сентября 2011
|
За время своего 70 летнего забвения усилиями коммунистических «вождей» Республики Дагестан ахвахский язык, как и другие дагестанские бесписьменные языки, находился на грани полного исчезновения. Если советской власти удалось бы вырастить и воспитать еще пару поколений манкуртов, из числа носителей этих языков, уже не у кого было бы спросить, знает ли он свой родной язык. Политика двойных стандартов, пренебрежительное отношение к малочисленным бесписьменным народам, их языку, истории, быту и культурному наследию сделали свое черное дело. Уходят из жизни последние из могикан, кто помнит и знает все тонкости и своеобразие родного языка: места древних захоронений, названия древних малоизученных поселений наших предков, обозначения старинных бытовых и культовых предметов, орудий труда, названия флоры и фауны в местах их компактного проживания. Видимо, на то была воля Всевышнего, что Индира Абдулаева оказалась в нужное время и в нужном месте. И вот почему. |
|
|