В последние годы в Дагестане резко возросла активность и роль общественных структур. Сегодня на наших глазах происходит сближение позиций многих организаций, которые долгие годы чурались сотрудничества или находились в зачаточном состоянии. Особую актуальность этому сотрудничеству придает стремительное ухудшение ситуации в Дагестане в сфере безопасности и общественно-политической стабильности. На вопросы корреспондентского корпуса Федеральной лезгинской национальной культурной автономии (ФЛНКА), относительно путей выхода из кризисной ситуации и перспектив общественного сотрудничества, отвечает бывший депутат Народного Собрания Республики Дагестан (РД), бывший председатель Государственной телевизионной и радиовещательной компании «Дагестан», один из авторитетных лидеров аварского движения, председатель «Дагестанского Гражданского Союза» Сулайман Уладиев.
- Недавно в Махачкале прошел митинг против произвола силовиков. Всех поразил масштаб акции. Как Вы можете прокомментировать эту протестную акцию? - Действительно, митингов таких масштабов в Дагестане в течение последних десяти лет не было. Масштаб – это ведь не только количественный показатель. Хотя 5 тысяч человек на митинге в специфических условиях Дагестана – это не только серьёзная, но и грозная сила. При том, эти люди пришли на площадь с одним единственным требованием – прекратить похищения людей, вернуть похищенных и правоохранителям работать строго в рамках закона. И они были организованны одной из религиозных общин Дагестана – «Ахлю с-Сунна». Эксперты считают, что при необходимости они могут собрать на мирный митинг десятки тысяч своих сторонников, требующих от республиканских властей соблюдения их конституционных прав и свобод. Если у власти хватит мудрости, и она выстроит справедливую и позитивную конструкцию взаимоотношений с этой организованной, сплоченной и имеющей собственную идеологию общественной силой, то она не представляет для государства и народа никакой угрозы. Более того, она послужит доминирующим фактором в процессе консолидации дагестанского общества, прекращения вооруженного противостояния и установления мира и спокойствия. В противном случае нельзя исключить и иной вариант развития событий – это когда на площадь выйдут дополнительно к ним ещё десятки тысяч дагестанцев, уставших от чиновничьего беспредела, социальной несправедливости, взяточничества, коррупции, бедности, клановости, лжи и лицемерия. А протестные настроения в Дагестане имеют тенденцию к наращиванию и этими настроениями охвачены самые различные слои дагестанского общества, в том числе и определенная часть научной и творческой интеллигенции. У меня такое ощущение, что или власть ничего не знает об этих глубинных – если так можно выразиться – тектонических – процессах, или не умеет упреждать их разрушительное развитие и управлять этими процессами в конструктивном направлении. Или же она искренне верит в радужные доклады и рапорты своих приближенных о процветающей экономике, успешной борьбе с терроризмом и счастливом народе. Кстати, информация для размышления – совет алимов Махачкалы поддержал требование митингующих о прекращении похищения людей, хотя и призвал дагестанцев воздержаться от проведения многотысячных митингов с целью исключения раздоров, расколов и вражды. Я лично считаю, что всем сторонам без исключения надо отказаться от насилия как способа решения существующих проблем, сесть за стол переговоров и постараться уберечь Дагестан от возможных рисков и катастроф. - Не слишком ли жесткими были требования митингующих? - Требования митингующих были адекватны сложившейся ситуации. Они не выходили за рамки закона. Они ведь не требовали ни свержения существующего строя, ни отставки должностных лиц. - В чем причина такого отчаяния митингующих? - Там не было отчаяния. Там были гнев и возмущение. Митингующие вели себя достаточно спокойно. То есть, там не было и намека на конфронтацию и иные противоправные действия. Организаторы митинга контролировали весь процесс проведения акции от начала до конца. Никаких санкций не было принято по отношению к участникам митинга и со стороны властей. И это было разумно и правильно. Понятно, что попытка разгона тысяч и тысяч людей привела бы к тяжелейшим последствиям. Он прошёл организованно и без эксцессов и за короткий промежуток времени. - Какие меры должна предпринять власть для скорейшего разрешения ситуации? И почему власть не решает, казалось бы, очевидные проблемы? - На этом митинге поднималась только одна проблема – проблема похищения людей. Следовательно, власть должна применить меры по прекращению похищения людей. У нас командная система управления государством. Глава Дагестана и руководители правоохранительных структур РД дают жесткую команду прекратить похищения людей. Если их полномочий и ресурса для этого недостаточно, то же самое делают соответствующие руководители федерального уровня. А если и при этом ситуация не изменится, то тогда надо подумать над тем, кто, как, и где у нас принимает решения, с какой целью и зачем они это делают. Но это совсем другая и совсем сложная тема. Хотя она тоже в республике обсуждается, и строятся различные версии, в том числе весьма шокирующие. А чтобы митингов не было, надо устранять причины, которые к ним приводят. Вот и всё. - Как вы оцениваете нерешённую проблему разделённости некоторых народов Дагестана? Таких, как лезгины и аварцы... - Проблема разделённых народов существует и её надо решать. Речь идёт, прежде всего, об аварцах, лезгинах, рутульцах, цахурах, проживающих на территории современного Азербайджана. Небольшая часть аварцев проживает также в Кварельском районе Республики Грузия. Но это отдельная тема. Говоря о юридической стороне данной проблемы необходимо подчеркнуть, что она является объектом регламентации международного права, которое содержит в себе нормы и правила, признаваемые всем цивилизованным человечеством. К сожалению, положение дел в области защиты прав и свобод разделённых народов выходит за рамки юриспруденции и больше находится в плоскости политического поля и политических процессов. Разумеется, это один из вопросов межгосударственных отношений, государственных и национальных интересов, которые зачастую превалируют над этническими интересами. При рассмотрении проблемы разделённых народов необходимо учитывать самые различные её аспекты: исторический, экономический, правовой, этнографический, территориальный, демографический, конфессиональный и даже геостратегический. Но в любом случае надо точно установить, соблюдаются ли права и свободы представителей разделённых народов данным государством. Если нет, то какова степень их ущемлённости и дискриминации. Затем государство, в котором проживает основная, большая часть разделённых народов, должно принимать эффективные и результативные меры по защите их прав и свобод. Я имею в виду меры экономического и политического характера, за исключением разве что военных действий. Уверен, что азербайджанцы в Дагестане чувствуют себя комфортно, они не подвергаются абсолютно никакой дискриминации, созданы все условия для развития азербайджанского языка, культуры, обычаев и традиций. Здесь они спокойно могут реализовывать свои религиозные и духовные потребности, они представлены практически во всех органах муниципальной, законодательной, исполнительной власти и в правоохранительных органах. И во всех этих отношениях у них положение даже лучше, чем у многих дагестанских народов. Это факты. Это статистика. Это реальность. И это хорошо. Дагестанцы могут этим гордиться. Но может ли азербайджанская сторона также уверенно заявлять то же самое? Думаю, что нет. Об этом свидетельствуют и многочисленные материалы и статьи в дагестанских и российских СМИ, и исследования независимых экспертов, и сама реальность. Предлагаю организовать создание двух независимых и объективных комиссий – азербайджанской и дагестанской для изучения ситуации на местах. Перекрёстно. Выводы будут печальными для дагестанской стороны. Но это не повод для конфронтации. Это повод для анализа и принятия решений на основе равенства и паритета для укрепления экономических, социальных, культурных и иных связей и контактов. - Почему дагестанская власть не требует от Баку решения этих проблем, при том, что азербайджанцы в Дагестане обеспечены всеми правами? - Это вопрос вообще-то к власти. Проблема патриотизма? Оглядка на Москву? Приоритеты и шкала ценностей? Отсутствие информации? Инерционность мышления и традиционность действий? Равнодушие? Нежелание рисковать? Сверхзанятость? Всё может быть… - Какую роль могут сыграть лезгинские и аварские общественные структуры и духовные лидеры в разрешении этих проблем? - Они могут сыграть решающую роль. Раз власть эффективно этими вопросами не занимается, то это должны делать общественные структуры и духовные лидеры. Они же должны побудить власть к решению этих проблем. Для начала было бы разумно провести в Москве солидную, фундаментально подготовленную научную конференцию с участием специалистов и всех заинтересованных сторон по проблемам разделённых народов. Эта идея обсуждалась уже на площадке Федеральной лезгинской национально-культурной автономии в Москве, и в самом Дагестане. Необходимо констатировать, что к этой проблеме проявлен огромный интерес как со стороны специалистов, так и со стороны самых активных и подготовленных представителей общества. - Ряд экспертов утверждает, что после правления Абдурахмана Даниялова в Дагестане, когда лезгины оказались разделенными на табасаранцев, рутульцев, агульцев, цахурцев, между некоторыми представителями аварской и лезгинской общественности появился некий холодок неприязни и недоверия. Действительно ли эта проблема существует? Насколько, на Ваш взгляд, она преодолима? И какие меры нужно предпринять, чтобы укрепить братские и доверительные отношения между нашими народами? - Категорически не согласен с утверждением о существующем холодке и тем более неприязни между представителями аварской и лезгинской общественности. Да и сам Даниялов был сыном своего времени и действовал не сам, а соответственно по правилам той системы. И лезгины это отлично понимают. А на данном историческом этапе не только нет недоверия, а есть полное понимание, взаимная поддержка и готовность к сотрудничеству во имя мира, справедливости и равенства. Не хочу скрывать тот факт, что между представителями аварских и лезгинских политических, финансовых и интеллектуальных элит идёт динамический процесс сближения и шлифовки позиций. И не только по проблемам разделённых народов, но и по многим другим проблемам. И это соответствует интересам всех дагестанских народов, общества и власти. Это позитивный и конструктивный процесс. И он необратим. Ведь главное – это чистота намерений, благородство целей и общеполезный результат. - Мы знаем, что Вы внимательно следите за работой ФЛНКА. Какие оценки и рекомендации по работе нашей организации Вы могли бы дать? - ФЛНКА с момента своего создания прошла большой путь и проделала огромную работу. У неё большой опыт и мощный интеллектуальный потенциал. Думаю, что это лучшая в России национально-культурная автономия. О многом говорит и тот факт, что совсем недавно Президент ФЛНКА Ариф Керимов встречался с Председателем Правительства РФ Владимиром Путиным. Но, несмотря на весь пройденный путь, я убежден, что и у ФЛНКА, и у перспективы лезгино-аварского сотрудничества по многим проблемам, всё еще впереди… Беседовала - Альбина Курбанова (корреспондентский корпус ФЛНКА) Источник: сайт Федеральной лезгинской национальной культурной автономии - flnka.ru Адрес публикации: flnka.ru/interview/338-sulayman-uladiev-o-mitingah-razdelennosti-narodov-i-avarsko-lezginskom-sotrudnichestve.html
|