Закатальский «полуостров» или в поисках жемчужины
Часть1
«Освободительная борьба шейха Шамиля навечно вошла в память азербайджанского народа»
«Мы в Азербайджане считаем шейха Шамиля героем борьбы
за национальную свободу народов всего Кавказа»
Гейдар Алиев
Не в укор современной молодёжи, старшему поколению дагестанцев о Закаталы известно не понаслышке. Все, кто когда-либо там бывал, помнят естественную красоту этих мест, их богатство и какую-то историческую привлекательность, способную доводить до фанатизма. Закаталы - земля, пережившая все известные политические бури, родина древних и славных хурритов, которая по сведениям авторитетных исследователей расположена именно здесь – «между современным Тбилиси и горами, к востоку от него». Сегодня Закаталы – это один из передовых регионов Азербайджанской Республики и переживает свой очередной реванш над эпохой перемен.
Развал СССР стал в прямом смысле слова несчастьем для сотен тысяч граждан, которые строили эту Великую страну. В одночасье, народы, которых объединяло именно «советское» восприятие жизни, оказались по разные стороны административных границ. Стали складываться новые отношения, требовавшие весьма неординарных решений, началась переоценка ценностей и поиск новых координат. Не все оказались готовы к подобному развитию ситуации. Жизнь стала набирать силы именно в борьбе с разрухой, которую повлекла за собой приватизация национальной собственности, а вслед за ней и развал народного хозяйства. Преодолеть период распада и развала народам помогло чувство человеческой солидарности, мудрость, рассудительность и любовь к своей земле, которую нельзя было бросить, нельзя оставить. Всё, чем сегодня могут гордиться и похвастаться закатальцы – это результат труда тех, кто, не смотря на все испытания судьбы, не упал лицом в грязь, выстоял, и, проносясь сквозь все противоречия с вопросом «Если ты любишь Закаталы, то, что для него сделал?», может положительно ответить: «Всё!».
Не смотря на то, что в Баку и Закаталы из Махачкалы можно добираться всеми желаемыми способами, я решил ехать железными путями, на поезде №622 сообщением Махачкала-Баку, который на заре своей деятельности начинал служить народам двух соседних государств именно как «Поезд дружбы Азербайджана и Дагестана».
В 16.38 часов, одного из чётных дней июля, с перрона, который за сутки до этого пережил 36-градусную жару, я отправился в свой путь. В вагоне поезда одни сидячие места с откидными креслами, с телевизором и кондиционером, который на протяжении всего пути исправно поддерживал прохладу. Спустя два часа проводница приветливо раздаёт декларации и просит заполнить их, так как скоро должна быть граница, что я законопослушно и делаю. Спустя ещё час мы доезжаем до станции Дербент. Торговцы, завидев пассажирский поезд, начинают зазывать своих потенциальных клиентов на азербайджанском языке и предлагают услужить «по-бакински». «По-бакински» это значит, не в укор дагестанским предпринимателям, уважение к клиенту, угождение всем его прихотям и высокий класс обслуживания. Но, не смотря на это всегда надо помнить народную пословицу о том, что «на базаре всегда два дурака - один продаёт, а другой покупает». Поэтому обсчитать клиента – это дело обычное. Главное, чтобы даже обсчитанный клиент, уходил довольный и с улыбкой на лице.
На границе «туда»…
О ситуации на границе, когда едешь «туда» и «сюда» надо будет сказать отдельно. Ни кто из проезжающих на юг или север пересекая Азербайджано-Российскю границу на его Дагестанском отрезке не скроет, что пересечение её даже для кристально чистых граждан, к которым согласно закону не придерёшься, оставляет самое отвратительное представление обо всём пути. И говорить о какой либо привлекательности Дагестана для туристов или инвесторов, не говоря уже о гостеприимстве, хотя бы по отношению к соседней нам республике не приходиться.
Спустя 10 минут после Дербента поезд останавливают для проверки документов. По вагону в хаотичном порядке, начинают выполнять свои функциональные обязанности работники таможни, пограничной и миграционной службы, милиция. Причём никто никому не представляется, а только просят документы и задают душераздирающие вопросы типа «что везёте?», «сколько везёте?», «куда едете?», «зачем едете?» и т.д. и т.п. Наугад подходят к одной женщине и почему-то спрашивают «Вы гражданин Узбекистана?», на что от неожиданности женщина, наслышанная о придирках на границе отвечает «Нет! Я гражданка Дагестана!» и невольных очевидцев происходящего охватывает дружный хохот.
Стоим около часа. Слышу, зовут «Кто Лачинов?». Я встаю, и офицер погранслужбы (успеваю на бейджике прочитать Мизамудин Алиев) просит пройти за перегородку и тихо спрашивает «Цель поездки? С какой целью?». Услышав, что еду в командировку, тихо уходит, и я сажусь на своё место. Спустя 20 минут М.Алиев подходит к каждому пассажиру, пристально всматривается в глаза и, сверив черты лица с фотографией на паспорте, вручает документы законным владельцам. Спустя ещё 5 минут ещё один офицер шустро так просит встать и пройтись, а как только я приближаюсь требует заплатить неизвестно за что 100 рублей. Но когда я представился журналистом, который уполномочен написать о доблестной службе работников приграничных служб, офицер замешкался и только успел проговорить «Хорошо. Садись. Хорошо» и исчез где-то за тамбуром.
21.00 поезд начинает двигаться к Азербайджанской границе. Поверка на азербайджанской стороне проходит заметно спокойно, только в итоге граждан РФ просят пройти по одному в купе к офицеру погранслужбы, который просит сделать ему хурмет (уважение), для чего достаточно заплатить в тайне от посторонних глаз всего лишь 50 рублей на человека. Когда очередь дошла до меня, я сказал, что согласен сделать хурмет, только после короткого интервью. Однако офицер предпочёл просто вернуть документы, добавив удивившее меня напутствие «Счастливого пути, коллега!».
Лачин Лачинов,
(Продолжение следует)
|