Часть 2
Баку
Ранее утро. На часах только 5 (время в Баку на час опережает московское время). Первая мысль: надо дождаться рассвета. Ничего лучшего, чем традиционная Чайхана не найти. Пока на свежем воздухе распиваю из армуд-стаканов бархатный чай жизнь вокруг железнодорожного вокзала начинает приходить в обычное русло. Подходят один за другим менялы, таксисты, которые ради «заполучения» клиента готовы часами его выслеживать и если удастся даже обмануть. К примеру, меняя российские рубли на азербайджанские манаты меня меняла захотел обсчитать на целых 200 рублей, а таксист вместо положенных 3 манатов (100 рублей) было захотел все 10 манатов (330-350 руб.). Люди зарабатывающие на незнании приезжих разницы в курсах национальной валюты или расценок в сфере обслуживания на автотранспорте, есть почти во всех вокзалах мира. Не является исключением и Баку. Главное, не попасть впросак. Но что заметно обрадовало, так это отсутствие вымогателей в погонах, которыми несколькими годами ранее Баку был достаточно обеспечен не только на железнодорожном вокзале, но и на подходах к метро, а также на автовокзалах, откуда автобусы дальнего следования отправляются в города и районы республики.
Город изменился. Он стал приветливее, спокойнее, доброжелательней. Нельзя не сказать о том, что одним из главных атрибутов общественного поведения в Азербайджане это уважительное, вежливое отношение к человеку, высокий уровень коммуникации между людьми.
В представительстве Дагестана в Азербайджане о моём приезде не знали, но когда я позвонил и пожелал встретиться, мне в этом не было отказано. Более того, была организована встреча, а узнав о моём намерении посетить Закаталы, оказана помощь в бронировании места на автобус сообщением Баку-Закаталы. В сезон отпусков и каникул билеты необходимо приобретать за несколько дней, а я было забыл об этом. Жизнь в Азербайджане бурлит. Только в Закаталы из Баку и обратно помимо такси, каждые полчаса отправляются микроавтобусы и пассажирские автобусы. Причём, транспорт советской эпохи и непременный атрибут маршрутов дальнего следования - венгерские автобусы «Икарус» полностью уступили место комфортным европейским автобусам марки «Мерседес», «Форд» и корейским «Киа», «Дейво».
Представительство Дагестана в Азербайджане расположено в самом центре Баку - на пересечении улиц шейха Шамиля и Истиглалият, а просторный офис представительства с высокими потолками и современным ремонтом находится на 4 этаже старинного здания, отчего становится ещё более представительней и солидней. Полномочный представитель РД в АР, депутат Народного Собрания РД Курбанов Магомед Сеидович, узнав о моём приезде в Баку и дальнейшей цели, предложил встретиться с заместителями, которые оказались сами уроженцами Закаталы. Прежде всего надо отметить, что деятельность представительства Дагестана в Азербайджане, одной из приоритетных направлений которой является работа с соотечественниками без людей знающих населённые дагестанцами регионы Азербайджана изнутри, было бы трудно представить.
Сегодня можно говорить о роли и результатах работы указанного представительства сколь угодно долго и при этом есть, конечно, за что покритиковать, как это неоднократно бывало в нашей прессе, но мне хотелось выявить то, за что можно и стоило бы похвалить. Думаю, энтузиазм писателей поубавится, если постараться при этом учесть положение и статус нашего представительства в соседней республике. Говоря о представительстве Дагестана в Азербайджане надо иметь в виду, что Дагестан не является самостоятельным государством, а является лишь частью (субъектом) Российской Федерации, которое уже имеет в Баку, как и положено, своё официальное посольство и посла. В то же время, Азербайджан – независимое государство, республика, которая вольна очень легко пересмотреть вопрос о целесообразности функционирования представительств подобных нашей у себя в стране. Так недавно уже было закрыто представительство Чеченской республики. Вместе с тем, представительство Дагестана продолжает работу и работает на благо народов Дагестана, которых судьба неразрывно связала с Азербайджаном.
Общая численность «закатальских» аварцев сегодня, согласно независимым источникам информации составляет более 300 000 человек. Мы имеем ввиду всех, кто не смотря на своё иностранное гражданство, которое по большей части является вынужденной мерой, остаются потенциально «закатальцами». А президент РД Муху Алиев в интервью радиостанции «Эхо Москвы» озвучил количество дагестаноязычных в Азербайджане в пределах не меньшем чем 1 млн. человек. Хотя, не секрет, редакторы московской радиостанции в печатной версии своего интервью отрезок речи о численности срезали. Сегодня почти в каждой закатальской семье 2/3 её членов являются гражданами России, а 1/3 – гражданами Азербайджана. Это, безусловно, расшатывает устои такой важной ячейки как семья, но, не смотря на это, люди из за всех сил держатся за родственные узы.
Реальное положение дел связанное с нашими соотечественниками в Азербайджане, в частности в Закатальской зоне, можно лучше узнать побывав в Закаталах. Должно быть, всегда интересно своими глазами увидеть происходящее, самому услышать из уст людей о проблемах, чаяниях или успехах. Более того, мне хотелось пообщаться с теми, кто действительно владеет информацией о трудах и буднях Закаталы, куда и незамедлительно едем.
Близко к полуночи сажусь в комфортный пассажирский «Мерседес» и мягко расположившись еду по курсу «На Закаталы». Не надо думать ни о чём: спустя десяток километров борт-проводник подносит каждому специальный раствор для умывания рук, салфетки и разносит холодные напитки или чай, по усмотрению и желанию пассажиров. Ввиду того, что автобус позднего рейса и дабы срезать сотню километров едем через Шемахинский перевал, на подъезде к которому или при выезде с которого имеется большое количество круглосуточных ресторанов, и водители обычно, останавливаются у одной из полюбившейся им заведений и делают часовой перерыв для того, чтобы пассажиры могли отдохнуть, перекусить. Я обычно в подобных ресторанах предпочитаю только испить правильно заваренного чая.
Спустя час пассажиры потихоньку подтягиваются к автолайнеру и занимают удобно места. Вот теперь, думаю, можно и поспать. Просыпаюсь ранним утором на подъезде к Закаталы. Дорога близко к Закаталы узнаваема и нельзя спутать ни с одной из других дорог в Азербайджане: туннель из зелени, которую образуют посаженные по обочине всей дороги протяжённостью около сотни километров ещё в царское время грецких орехов (ав. - мик). Вот уже вижу шит с надписью о том, что здесь неподалёку похоронен славный сын Кавказа наиб Хаджи-Мурад – место посещаемое и почитаемое горцами и сегодня. И вот, наконец, вижу строгие очертания ряда горных вершин Хунзагор, который лесистыми отрогами обнимает Закаталы и раскинувшийся у самого подножья древний аварский населённый пункт Джар.
На закатальской автостанции таксисты дружным хором напрашиваются подвезти и я, не мешкая, сажусь в одну из первой попавшейся машины, которая с песней на стихи Гено Кснели, везёт меня к дому у самого подножья Большого Кавказского хребта, в котором и намерен остановиться.
Я сейчас по-особому пьяный,
Опьянённый твоею красой!
Здравствуй, край мой родной, Алазани,
Снова я пред тобою босой!
Не видать ещё всех очертаний,
Где деревни, поля и леса,
Но в волненье забытом и давнем
С свежим ветром сорвётся слеза.
Пред тобою ценитель твой ранний,
Что когда-то ушёл за мечтой,
Повзрослевший, но с радостью крайней,
Молодой снова памятью той.
Даже там, в отчуждении длинном,
Но с любовью природной твоей,
Я бежал к «Алазанским долинам»,
Чтоб впитать сок родных мне полей.
Лачин Лачинов,
(Продолжение следует)
Источник: http://"Дагестанский Ракурс" |