"Когда же вы азаном призываете людей к молитве,
то неверующие насмехаются и издеваются над этим.
Они поступают так потому, что не разумеют".
Коран. Сура 5 (Трапеза), аят 58.
Перевод смыслов М. – Н. О. Османова
Весь истекший месяц в Закаталах не был слышен азан. Как сообщила газета «Ени мюсяват», азан, который пять раз в день возвещал о времени обязательной для мусульман молитвы, был запрещён в Закаталах после устного распоряжения главы исполнительной власти Закатальского района Асифа Аскерова. Можно сказать, что Аскеров только поддержал инициативу официального Баку. На встрече с представителями духовенства района А. Аскерову пришлось в прямом смысле слова требовать, чтобы оно успокоило население, которое недовольно запретом азана. О решении властей запретить азан население Закаталы не было предупреждено, и действие это не было публично аргументировано, что было расценено широкими слоями населения как акт недоброжелательности по отношению к религии.
По некоторым сведениям причиной проведения столь крайних мер стали некоторые противоречия среди мусульман округа, которые якобы недовольны политикой Духовного управления мусульман Кавказа (ДУМК), возглавляемого шейх-уль-ислам Хаджи Аллахщукюром Пашазаде. По другим данным, причиной могло стать недовольство правоверных политикой, которую проводит казий северо-западного региона Азербайджана, представляющий в Шекинском, Кахском, Закатальском и Белоканском районах республики официальное духовенство. Чем непосредственно мог не угодить той или иной стороне казий аваронаселённого региона, остаётся неизвестным. Опять же, все эти разговоры были только следствием отсутствия какой-либо официальной информации властей к народу.
Имело или нет запрет на азан отношение к борьбе, которую проводит республиканские правоохранительные силы, руководство района и силы полиции с представителями вахаббизма, остаётся неясным. Полиции Закатальского района в прямом смысле слова отлавливали людей, носящих бороду, и так в этом переусердствовали, что в результате некоторые даже стали сомневаться, с чем на самом деле ведут борьбу правоохранительные органы - с идеологией или с бородой. Даже народ понимал, что с идеологией так не борются. Бывали случаи, когда полицейские приставали с требованием обрить бороду даже к простым законопослушным гражданам, которые никакого отношения к ваххабизму не имеют.
Собственно сами джарцы сегодня также находятся вне сферы влияния этого радикального течения и продолжают придерживаться традиционного в крае вероисповедания. Правда, существует ряд неразрешённых религиозных проблем, которые вряд ли могут быть разрешены и в ближайшее время. Джарские (аварские) джамааты оказались в условиях противоречия религиозного учения, которое преподаётся в Дагестане, и того, что с недавних пор стало преподаваться в Азербайджане. Та молодёжь, которая, завершив религиозное образование в Дагестане, вернулась к себе на родину, не смогла утвердиться в обществе, так как, по мнению официального духовенства и властей, то, чему учат в Дагестане и чему учат в Азербайджане, по известной причине, не совпадает и несёт в себе угрозу национальной безопасности.
Вряд ли в этом стоит искать, как это делают некоторые, закулисную борьбу представителей шиизма с суннитами. Но религия за последнее десятилетие не только в Азербайджане, но и в Дагестане (РФ) стала рычагом влияния на общество и его настроение. Нет единого взгляда на ислам и среди самих джарцев, которые сильно разобщены не только во взгляде на религию, но и на общественно-политическую жизнь. Именно по этой причине среди джарцев всё чаще проявляется синдром «отцов и детей». Старшее поколение и молодёжь по-разному смотрят не только на настоящее, но и на своё будущее. Прорастая из незнания действительных обстоятельств запрета азана, появлялись даже предостерегающие прогнозы старожилов округи о том, что вслед за запретом на азан государство может пойти на то, чтобы принудить правоверных совершать намаз три раза в день, как это принято у шиитов, а их в Азербайджане большинство.
В общей массе, наученные опытом, закатальские мусульмане терпеливо и безропотно выждали, чем завершится предприятие официальной власти с запретом азана, а он завершился отменой запрета. Возможны ли были протестные выступления в Закаталах? Вряд ли были вероятны, когда азан, если не учитывать пятничную молитву, собирает в мечеть всего несколько человек? С другой стороны, азан не является призывом к всенародному собранию в мечети, а только оповещает о времени, наступившем для обязательной молитвы.
Запрет азана в Закаталах некоторые объясняли неадекватным использованием технических средств, то есть усилителей, громкоговорителей и т.д. У чиновников существует даже такое мнение, что азан отнимает покой местного населения и гостей округи (!). Надо ещё иметь в виду, что здание администрации Закатальского района находится в ста метрах от центральной джарской мечети, а согласно одному из официальных предписаний призыв к молитве не должен мешать исполнению государственных задач. По крайней мере, таковыми были самые частые аргументы к людям по поводу запрета азана.
Согласно другой точки зрения на проблему, азан должен звучать в живую, а не в микрофон и притом должен звучать подобающим образом, а, следовательно, именно ввиду отсутствия консенсуса в этом вопросе, и было решено запретить азан вовсе. Можно понять рвение подвести призыв на молитву к неким стандартам или требованиям, но оправдать повальный запрет на азан, что верующими было расценено как посягательство на свободу вероисповедания, причём в обществе, и в государстве, которое позиционирует себя как исламское, было действительно трудно.
Был ли это единственно верный шаг, сказать однозначно никто не может. О существовании проблемы было известно давно. Удручающим является абсолютная отстранённость от этой и других проблем общества сельских муниципалитетов. Значение сельских муниципальных образований, которые возникли на руинах, оставшихся от некогда славных колхозов, сегодня свелось к нулю. Воплощать что-то новое и полезное обществу в жизнь приходится часто по указке. Можно скептически относиться к мнению рядовых граждан, которые не посвящены в глубины государственной политики, но всё чаще они сходятся на том, что в современном Азербайджане, который весьма амбициозно смотрит на будущее, возможно, есть силы, которые преднамеренно подрывают стабильность, подтачивают рост положительного имиджа и потенциала республики.
В пятницу 25 января из Азербайджана вернулась правительственная делегация, целью поездки которой было выяснить истинное положение этнических дагестанцев. Возглавлял делегацию начальник Управления территориального развития и местного самоуправления президента РД Артур Исрапилов. В составе делегации были также первый заместитель министра по национальной политике, информации и внешним связям РД Зикрула Ильясов, директор НИИ педагогики им. Алибека Тахо-Годи Гамидуллах Магомедов, депутат НС РД Абдулмуслим Курбаналиев, главы районов граничащих с Азербайджаном, а так же представители лезгинской, аварской и цахурской национальных газет.
За три дня члены делегации побывали в Кусарском, Хачмасском, Белоканском и Закатальском районах, а так же в городах – Шеки, Евлах, встретились с руководителями этих районов и общественными деятелями, побывали в школах, Домах культуры и на предприятиях. Накануне вылета в Дагестан, делегацию принял посол РФ в АР Василий Истратов и первый зампредседателя Правительства АР Якуб Аюбов.
Во всех районах члены делегации, как того требовал протокол, возложили цветы и поклонились памятнику Гейдара Алиева. При этом все успели обратить внимание на то, что делегация не сочла возможным почтить память ни нуцала Умахана Великого, который похоронен у центральной джарской мечети, ни памятник имаму Шамилю, что расположена в 10 метрах от могилы нуцала, ни могилу прославленного наиба, что похоронен при въезде в Закаталы.
В любом случае, сам факт появления дагестанских чиновников в дагестаноязычных районах был встречен с большим воодушевлением и такие визиты желательно сделать регулярными. Дело в том, что если из-за наличия прямого автомобильного сообщения с Кусарским районом, туда хотя бы раз в 10 лет приезжали наши делегации, то в Закаталах и не помнят, когда такое бывало. Конечно, если не учесть те редкие встречи аварского театра с народом в Советскую эпоху и плановые поездки работников ДНЦ РАН за научным материалом в бытность ДАССР.
Подводя итог последней поездки можно сказать, что визит носил ознакомительный характер и в любом случае его необходимо расценивать положительно. Однако некомпетентные заявления в СМИ руководителя делегации Артура Исрапилова в самой АР, а также в Дагестане (30 января по телеканалу РГВК) не остались без внимания. А дело в том, по мнению Исрапилова особых проблем у этнических дагестанцев в АР нет, за исключением отсутствия национальных газет, теле- и радио- передач, учебников на родных языках и «некоторого» ущемления в кадровых вопросах. Одновременно, Исрапилов весьма грубо оперировал статистикой АР.
Аналогичным образом, были негативно расценены общественностью заявления о том, что в одном из древнейших аварских поселений Закатальского района, в Катехе, аварцы составляют меньшинство, а «в руководстве аварцы». В то же время, абсолютно странными являются утверждения о том, что Рабият Асланова в Милли Меджлисе представляет аварский народ. Хотя, может и представляет, но не Закавказских аварцев-джарцев, а, скорее чохских, так как по утверждению Исрапилова она является «аваркой из Чоха». С другой стороны, представители джарской диаспоры предлагают увязать вопрос положения этнических дагестанцев в АР с положением азербайджанской диаспоры в Дагестане.
И последнее, кажется самое важное: глава дагестанской делегации Исрапилов и его коллега из Азербайджана господин Будагов, и посол РФ в АР Истратов смотрят на задачу поставленную перед ними по-разному. И это скорее потому, что, характеризуя или описывая свету, кто такие закавказские аварцы – джарцы, все они о джарцах думают по-разному, у них разный вектор мысли. В частности, Будагов достаточно скользко и весьма доходчиво в интервью дагестанскому телевидению сказал, что аварцы в Азербайджане являются «выходцами из Дагестана», а это уже есть чёткая и ясная позиция одной стороны и тема для размышления для другой. Выходит, что этнические дагестанцы в Азербайджане не признаются коренными народами республики, в то время как азербайджанцы, проживающие в Дагестане, коренными признаны давно. Это при том, что закавказские аварцы, не считающие для себя Азербайджан чужим, преднамеренно кем-то отторгаются и те, кто это делают – являются, прежде всего, не противниками аварцев, а противниками Азербайджана, а так же противниками тех преобразований, которые могут и должны принести Азербайджану настоящую пользу.
О пользе, которую можно было бы извлечь из дружбы с горцами, уже успели сказать, например, организаторы шоу Камрана на азербайджанском канале ANS. Предновогодний выпуск указанного шоу был целиком посвящён именно аварцам проживающим в Азербайджане и она уже сыграла свою положительную роль в восстановлении доверия между народом и властями республики, дало новый импульс позитивным переменам в жизни горцев. Конечно, не без упрёков. Всякое начинание, тем более такое, которое касается тем преданных забвению содержат множество мелких ошибок и упущений, неточностей или просчётов, но хочется верить, что такие передачи станут систематическими. По крайней мере, к этому должны будут приложить свои усилия все стороны диалога, на который подвигли всех президент Дагестана Муху Алиев и президент Азербайджана Ильхам Алиев.
Источник: http://Alazan-INFO |