Азербайджан - традиционно полиэтничная страна, что весьма характерно для такого многонационального региона, как Кавказ. В нашей стране обитают представители целого ряда народов, основная часть которых расселены за рубежом. На северных отрогах Большого Кавказского хребта, в верховьях реки Самур живёт небольшая по численности народность - цахуры. Они заселяют на своей исторической родине в Дагестане западную часть Рутульского района - села Цахур, Гельмец, Миких, Кина, Курдул, Мишлеш, Муслах, Типик, Кальял, Дженых, Хиях, Согют, Корш. Группы цахуров живут также в сопредельных Загатальском и Гахском районах Азербайджанской Республики, куда переселились частично в XVII веке из-за малоземелья в Дагестане. Здесь цахуры заселяют села Агдамкалял, Чинчар, Сувагил, Кас, Сабунчу, Алескер, и составляют часть жителей сел Мухах, Зарна, Мамрух, Лякит, Гёзбарах, Кум, Гюллюк, Тала, Илису, Ках1. Согласно всесоюзной переписи населения 1989 г., численность цахуров в Азербайджане составляла 13,3 тысячи2. Цахурский язык - "цахибишта миз" принадлежит к лезгинской языковой группе кавказской семьи3. Литературным языком дагестанских цахуров являлся русский язык, а цахуров Азербайджана - азербайджанский. Цахуры Азербайджана подверглись сильному культурному влиянию азербайджанцев4. Территория расселения цахуров в Дагестане со всех сторон окружена высокими горными хребтами. К востоку и северо-востоку отсюда живут рутульцы, к северо-западу - аварцы, к югу - азербайджанцы. С соседями цахуры поддерживали связь только летом, когда открывались труднопроходимые горные перевалы. До 1917 года дагестанские цахуры составляли 13 отдельных вольных обществ. Этническая история предков цахур тесно связана с Кавказкой Албанией, в состав которой входил Южный Дагестан с одним из древнейших городов мира Дербентом. Предками современных цахуров являются джигбы (чигбы, тчигбы)5. Этноним «цахур» не является самоназванием, а восходит к топониму Цахур – названию главного населенного пункта, где обитал этот этнос. Самоназвание цахур - «йихьбы», но в обиходе цахуры чаще именуют себя по названию своего аула. Так, жители села Цахур называют себя «цахигали», или «цахи», села Мишлеш – «мишлешели», села Гельмец - «гэлмэшэли», села Курдуль - «курдульцы».Первые письменные упоминания о предках цахуров встречаются в древнегрузинских источниках, где они выступают под именем «цахайков»11, (искажённые «сак» или «саг»). Относительно этимологии этнотопонима Цахур существуют различные мнения. Согласно одной гипотезе, он образовался из двух компонентов: «ца» - «огонь» (предки цахур поклонялись огню6) и «хур» - по-лезгински “село”. По другому толкованию, первый компонент «ца» - искаженное наименование одного из скифо-сарматских племён - «саг», «сак». Согласно античным источникам, в VIII-VII вв. до н. э. на территорию албанского племенного союза проникли скифо-сарматские племена. Скифы, как сообщают античные авторы, совершали неоднократные набеги через Дербендский проход на Южный Кавказ. Возможно, что часть этих скифов осела на территории Албании и была здесь ассимилирована, но оставила, как обычно бывает, этнические следы. Завоевательные походы Сасанидов (III-VI века) и Арабского халифата (VII-VIII) приводили к искоренению культуры албан и насаждению в первом случае зороастризма, а во втором - ислама. Поэтому местное население покидало родные места и уходило в отдаленные горные районы7. Видимо, то же произошло с предками цахуров. Малочисленные и разрозненные местные племена, в том числе «йихьбы», создавали в горах сообщества на основе родственных связей. С течением времени в языке, быте и культуре этих обществ в силу естественно-географических условий, натуральной формы хозяйства, эндогамных браков, а нередко междоусобных распрей складывались и усиливались локальные особенности, которые спустя столетия перерастали в обособленные говоры, диалекты и языки. Вероятно, так сформировался и цахурский язык. В дальнейшем на смену племенам стали приходить местные территориальные этносы. То же относится к албанским лекам, в состав которых входили цахуры. По-видимому, цахуры выделились в самостоятельный этнос в период развитого средневековья (XI-XIV века), поскольку в мусульманских источниках XIII в. Цахур именуется все ещё лезгинским городом. Автор XIV века Хамдаллах Казвини, описывая хозяйство лезгинских сел Шиназ и Цахур, сообщает, что Цахур - главный город этой страны8. Отсюда можно сделать вывод, что до этого времени цахуры ещё не выделились из лекской, то есть лезгинской этнической среды, хотя у них с давних времён шел процесс складывания своего языка и культурных особенностей9. В XV веке весь Лезгистан до селения Цахур был включён Ширваншахом Халилуллахом I (1417-1465) в состав азербайджанского государства Ширваншахов и стал управляться его эмирами10. В конце XVI-XVII вв. иранские шахи и османские султаны совершали неоднократные походы в регион расселения горских народов, в том числе цахуров. С XV в. во главе объединенных цахурских обществ стоял султан. В XVII веке резиденция султана была перенесена из Цахура в село Илису, находящееся на территории нынешнего Гахского района Азербайджана. Возникновение Илисуйского султаната ознаменовало начало активного развития связей между цахурами и азербайджанцами. Со временем цахуры усвоили азербайджанский язык, одежду и другие элементы материальной культуры, обычаи, обряды, фольклор, музыку азербайджанцев12. В 1803 г. с началом активных военных действий Российской империи против азербайджанских ханств цахуры перешли в российское подданство. Но когда в 1844 г. султан Даниял-бек примкнул к национально-освободительной войне шейха Шамиля, Илисуйское султанство было упразднено, и на его территории введена русская администрация. С этого времени дагестанские цахуры вошли в состав Самурского округа Дагестанской области13. Во второй половине XIX - начале XX века в цахурском обществе усилился процесс социальной дифференциации. Выделилась значительная прослойка богачей, в собственность которых перешли общинные пастбища, а крестьяне-бедняки оказались в зависимости от них. Но это не привело к существенной ломке социально-экономического строя цахуров, и феодально-патриархальные отношения сохранялись у них вплоть до 1917 года. Традиционный хозяйственный быт Ведущей отраслью хозяйства цахуров с древнейших времен было скотоводство, что обусловлено естественно-географическими и экономическими факторами их расселения. В хозяйственной жизни высокогорных цахуров овцеводство занимало доминирующее положение. Овцы давали шерсть и овчину для изготовления одежды и обуви, постельных принадлежностей, мясо, молоко, сыр, жир для освещения жилищ. Распределение общественных пастбищ регулировалось решениями общих собраний джамаатов, на которых присутствовали только мужчины. Скотоводческое хозяйство цахуров было относительно обеспечено летними пастбищами - «яйлагами». Общественные сенокосы делили ежегодно по числу хозяйств. Отсутствие зимних пастбищ привело к тому, что цахуры практиковали отгонную систему скотоводства, перегоняя стада на зимовку в соседние районы Азербайджана. Наряду со скотоводством, цахуры занимались кустарными промыслами и ремеслом, производя почти все необходимое для хозяйства и домашнего быта. Мужчины изготовляли различные деревянные изделия (ложки, ступки, лары, сундуки), выделывали сукна и войлок, обрабатывали кожи и шкуры, мастерили деревянные орудия труда (сохи, молотильные доски, вилы, лопаты), а также арбы, сани, колеса. Кожевники дубили кожу известью и ячменной мукой. До середины XIX века женщины-цахурки изготовляли из ткани местного производства некоторые предметы одежды. На примитивных станках ткали сукно - «шаль». Большое место занимала обработка шерсти, прядение и вязание шерстяных изделий: джорабов, ковров, паласов, хурджинов. Почти в каждой семье производили войлок, из которого изготовляли бурки, «чопозы» для пастухов, подстилки для лошадей и пола. Женщины ткали как ворсовые, так и безворсовые ковры: халча, сумах, паласы, хурджины. Цахуры занимались также кузнечным делом, производя и ремонтируя хозяйственные орудия - топоры, серпы, косы, мотыги, сохи, подковы, а также такие кухонные предметы, как щипцы для сахара, маленькие лопаточки для теста, ножи. У цахуров были широко распространены профессии плотников, каменщиков, лудильщиков. Эти мастера часто уходили на сезонную работу. В экономическом и культурном отношении цахуры тяготели к северным районам Азербайджана, где арендовали на зиму пастбища. Отсюда же они завозили недостающие продукты питания, в особенности хлеб14. В силу экономических причин, в первую очередь малоземелья в зимние месяцы почти все взрослые мужчины в цахурских селениях становились отходниками. Отходничество в города Азербайджана способствовало усвоению цахурами языка и ряда черт культуры азербайджанцев.
Материальная культура Основным типом цахурских поселений является аул, по-цахурски «хив». Интересно, что у цахуров и жилища называются словом «хив», означающим родственный коллектив, ячейку рода, что указывает на устойчивость пережитков родоплеменных отношений у цахуров. Кроме того, для обозначения сел употребляются и тюрко-азербайджанские слова – кянд, оба, газма, гышлаг и т.д. Возникновение отселков и хуторов у цахуров относится уже к XVIII-XIX вв. – времени освоения Загатальско-Гахской зоны. Так, выходцы из цахурского села Мишлеш основали Мишлеш-оба, из Кальяла - Агдамкальял и др. Жители вновь образованных сел - Гёзбарах, Мамрух и Гюллюк - считают себя выходцами из дагестанских цахурских сел Дженых, Корш, Хиях15, обитатели которых имели в Азербайджане зимние пастбища. Большинство высокогорных сел строилось в труднодоступных местах. Наиболее крупное из них - село Цахур, которое долгое время было центром экономической, политической и культурной жизни цахуров. Откочевавшие отсюда семьи образовали поблизости отселки Хиях, Согют, Муслах, Миких, Гельмец, Курдуль, жители которых считают себя потомками выходцев из Цахура16. Горные селения состояли из нескольких кварталов - «мэхле», каждый из которых представлял собой группу родственных семей, происходящих от одного «тохума». В пределах своего квартала они располагались столь близко друг к другу, что с крыши одного дома можно было перейти на крышу другого. Кварталы назывались по названиям тохумов. Основным строительным материалом для возведения жилищ был горный и речной камень. В качестве вяжущего вещества использовали смесь глины с песком. Для цахуров характерны двухэтажные дома. Разделение комнат на зимние и летние сохранилось поныне. Зимняя называлась «гудумун хав», или «дэйе», летняя - «гума хав». Посреди зимней комнаты имелось возвышение для печи - «лаха». Дымохода и вентиляции не было, дым выходил чаще через дверь. В бедных домах не было и окон. С наступлением холодов в связи с переселением из летней комнаты в зимнюю готовили специальный пирог. Обстановка интерьера жилища зависела от материального состояния владельца. У богатых жилые комнаты убирали коврами, сумахами. В нишах комнаты лежали свернутые постельные принадлежности. На полу, на коврах - подушки для гостей. На стенах развешивали холодное и огнестрельное оружие, привозную фабричную посуду, медные кувшины, лампы и т.д. В бедных домах семья почти всё время находилась в хозяйственной комнате, особенно в зимний период. Здесь готовили пи-щу, питались и спали. В стенах имелись ниши, где хранились посуда и хозяйственная утварь. В этой же комнате были сундуки и ящики с продовольствием. В многокомнатных домах состоятельных семейств каждая комната имела своё специальное назначение: хозяйственная, спальня, кунацкая. Традиционная одежда цахуров типологически сходна с одеждой азербайджанцев и других народов Кавказа. Материалом служили грубые домотканые сукна – «шаль». Зажиточные люди приобретали дорогие привозные сукна - «махуд», бархат, а также дараи и другие шелковые ткани. Наряду с домоткаными сукнами и хлопчатобумажными тканями использовались привозные бязь и ситец. Сукно и шали шли на изготовление мужской верхней одежды, а привозные ткани - бархат, атлас, шелк - на женскую верхнюю одежду. Из овчины шили шубы - «кавал», куртки, папахи. Из шерсти выделывали бурки, ткали сукна, вязали узорчатые джорабы, вязаную обувь - «шатал». Из шкур крупного рогатого скота шили традиционную обувь – «чарыки». Традиционная мужская одежда цахуров, подобно азербайджанской, состояла из нательной рубахи, штанов, бешмета - «архалыг» («валчаг»), черкески - «чуха», бурки, «чопоз», папахи, шубы и тулупа - «кавал». Поверх рубахи носили бешмет, валчаг из домотканых или привозных тканей. Бешмет и чуху шили в талию, чаще с длинными ложными рукавами. Зимней верхней одеждой служили шубы и бурки. Состоятельные мужчины особое внимание уделяли черкеске и папахе. Черкеску шили из покупного сукна, папаху - из мерлушек. Чер-кеску и бешмет опоясывали поясом, на котором спереди подвешивали кинжал. Особый интерес представляет узорчатая шерстяная обувь - «шаталы». Большинство крестьян носили чарыки («шалмар») с шерстянными носками - «джораб». Женская одежда состояла из рубахи - «перен», штанов, платья - «булаша» и «валчаг». Обувью служили кожаные поршни - «шалмар», вязаная обувь - «шатал», узорчатые шерстяные носки, а также чувяки, башмаки и сапожки. Головной убор состоял из различного вида платков и повязок, называемых «шутка» и закрывающих волосы. Поверх «шутка» покрывали головы шелковыми и бумажными платками. Верхнюю одежду у женщин украшали серебряные монеты. На шее носили бусы, на кистях рук - браслеты, на пальцах - серебряные и золотые кольца, а также серебряные пояса - «камар». Кухня цахуров имеет много общего с кухней азербайджанцев и других народов Кавказа. В пищу употребляли мясо коров, буйволов, овец, коз, домашней птицы, а также диких коз (туров) и зайцев. В соответствии с нормами ислама, запрещалось употреблять свинину и конину. Излюбленным мясным блюдом считалась баранина в свежем и сушеном виде. Способы сушения мяса были простыми: тушу барана очищали от внутренностей, солили и вывешивали для сушки. Под влиянием азербайджанской кухни цахуры заготовляли на зиму «бастырму». Для этого нарезанное кусками мясо солили, а затем, перемешав с душистыми травами, складывали в большие глиняные кувшины и закапывали. Впрок заготовляли специальные колбасы - «долма» с чесноком и перцем. Праздничными блюдами у цахуров являются плов, кебаб (шашлык), долма, кюфта, различные виды пельменей - хингалы, сюрфуллу, а также слоеные пироги с начинкой из съедобных дикорастущих трав, сыра, творога. Наиболее старинным и распространённым блюдом цахурской кухни является “шорба”. Зажиточные овцеводы в старину в торжественных случаях лакомились целой бараниной тушей. Для этого тушу заворачивали в шкуру, затем зашивали и целиком зажаривали на огне. Исстари у цахуров распространено горячее мясо-мучное блюдо «хинкал». Популярны также различные виды пельменей, особенно «дюшпере». Наиболее распространённым из общекавказских блюд зажиточной части цахуров был плов. Из мяса домашней птицы готовили соусы, супы и «чыгыртму». Готовили также различные каши из пшеничной и ячменной крупы, а также из риса. В цахурской кулинарии в большом количестве использовали молочные продукты. Большая часть молока шла на изготовлении кефира, сыра, масла и др. Особенно славился овечий сыр. Из молока получали также сметану - «гаймаг», творог. Характерным напитком для зажиточных семей были чай и буза, приготовлённая из ячменя. * * * Цахуры, как и другие малые народы Азербайджана, активно участвуют в социальной и культурной жизни республики. Многие видные представители азербайджанских цахуров получили образование на азербайджанском языке, внесли свою лепту в развитие науки и культуры страны. Известный ученый-языковед, доктор филологических наук, профессор Селим Джафаров долгие годы преподавал на филологическом факультете Азербайджанского Государственного Университета (ныне БГУ), написал ценные учебники по цахурскому и азербайджанскому языкам. Доктор филологических наук, профессор Абдулла Караев долгие годы руководил кафедрой иностранных языков Азербай-джанского медицинского университета. Один из основоположников теоретической физики в Азербайджане, член-корреспондент НАН Азербайджана, доктор физико-математических наук, профессор Абдулла Мухтаров более 20 лет руководил кафедрой теоретической физики БГУ.
Литература:
1. М.М.Ихилов. Народности лезгинской группы. Махачкала, 1967, с. 21. 2. О национальном составе населения Азербайджанской ССР (по данным Всесоюзной переписи населения 1989 г). Баку, 1991. 3. А.Дирр. Цахурский язык. Тифлис, 1913; А.П.Генко. Цахурский алфавит. Баку, 1934. 4. Народы Кавказа, т, I. Москва, 1960, с. 546. 5. Г.А.Гейбуллаев. К этногенезу азербайджанцев, т. I. Баку, 1991, с. 155-156. 6. Э.М.Лятифова. Северо-Западный Азербайджан: Илисуйское султанство. Баку, 1999, с. 28. 7. М. М. Ихилов. Указ. работа, с. 55. 8. Там же, с. 147. 9. Там же, с. 137. 10. М. Х. Нейматова. Значение дербентских надписей для изучения истории Ширваншахов XV в. - Изв. АН Азербайджанской ССР, 1955, №11, с. 129. 11. Народы Кавказа, т. I, с. 546. 12. Там же. 13. Там же, с. 546-547. 14. М.М.Ихилов. Указ. работа, с. 137. 15. Там же. 16. Там же.
Источник: Международный азербайджанский журнал «Ирс» (Наследие). № 2 (32)' 2008 года |