Синтез, как культурное явление всегда представляет большой интерес, отражая на первых этапах переплетения местных архаических верований с монотеистическими религиями. На территории Дагестана этот процесс начинается с проникновением христианства, не устоявшегося в силу противоречий с местной ментальностью народа; затем ислама, постепенно занявшего доминирующее положение. Этот своеобразный культурный синтез, в большей степени с художественными традициями ислама, в той или иной мере отразился и в декоративно-прикладном искусстве народов Дагестана. Рассматривая изделия художественного серебра дагестанских мастеров, этот синтез наиболее ярко отразился в украшениях аварок Закатальской зоны, в настоящее время входящей в состав современного Азербайджана. Именно поэтому в постоянной экспозиции Дагестанского музея изобразительных искусств им. П.С. Гамзатовой эта группа украшений представлена отдельным блоком. Здесь экспонируется целый комплекс украшений (пояса, браслеты, головные и нагрудные украшения), стилистика которых радикально отличается от художественного облика традиционных изделий народов горного Дагестана, что обусловлено проникновением художественных традиций стран мусульманского Востока, в частности Ирана, через соседний Азербайджан. Основными чертами этой группы украшений являются колористическая пестрота, обилие вставок цветного стекла в сочетании с позолотой и декоративные мотивы, характерные искусству ислама: полумесяц со звездой, восточные огурцы, шатер, форма стрельчатой арки. Ярким примером закатальской стилистики является праздничное женское украшение - къукъем. Къукъем имеет достаточно сложную, подвижную конструкцию, состоящую из центральной литой пластины в форме стрельчатой арки, к навершию которой с помощью колец крепятся еще две меньшие арочная и круглая бляшки, а от боковых сторон отходят две цепочки. Къукъем выполнялся из серебра, затем покрывался позолотой. Техника позолоты была не характерна для традиционных архаичных дагестанских изделий. Дело в том, что еще издревле дагестанцы считали золото металлом с негативной энергетикой, способной приносить несчастья и беды, металлом, который могли использовать в колдовстве. Так считалось, можно помешать родам, просто пронеся в комнату роженицы золотое кольцо. Именно поэтому весь комплекс традиционных дагестанских украшений выполнялся из серебра, несущего обереговую функцию. Нетрадиционно было и использование обильных вставок цветного стекла. Интересно, что некоторые дагестанские специалисты в области ювелирного искусства, в частности М.А. Ихлясова, ответственный хранитель коллекции драгметаллов ДМИИ им. П.С. Гамзатовой, считают, что, вполне возможно, цветные стекла, которые имеют специфическую огранку на дагестанских серебряных изделиях, являются знаменитым венецианским стеклом. Вполне возможно, что дагестанские купцы и мастера во время отходничества покупали вместе с серебром, полудрагоценными камнями и готовые граненые цветные стекла венецианского происхождения на рынках Кавказа и России. Къукъем надевали поверх головного убора (платка, покрывала), центральная пластина располагалась на лбу, две меньшие бляшки, отходящие от ее навершия, и боковые цепочки закреплялись на затылке с помощью крючков. Важно заметить, что подобное ношение украшений, словно на показ окружающим, не было характерно для традиционных изделий, которые крепились непосредственно к чухте, а затем частично скрывались под головным покрывалом. Этот момент с учетом особой пестроты декора всего украшения указывает на его главную идею - поразить окружающих богатством и роскошью. Доминирующим элементом является большая литая пластина в виде стрельчатой арки – знакового мотива архитектуры и декора искусства ислама. Ее края окаймлены широким бордюром из рядов ложной зерни, по центру располагается большой шатрообразный филигранный напайной элемент с вставкой цветного стекла в глухом круглом касте на навершии, который окаймляют, чередуясь, вставки цветного стекла в круглых аналогичных кастах и небольшие шатрообразные филигранные напайные элементы. Филигрань не была характерной техникой традиционных украшений народов горного Дагестана. И тем не менее на украшениях данной группы филигрань выполнена на высоком уровне, представляя очень тонкую и изящную работу местных мастеров. Поверхность всех бляшек украшена в сочетании с вставками цветного стекла шатрообразными напайными элементами, составленными из тонких филигранных растительных мотивов. К нижнему краю пластины с помощью колец крепятся мелкие подвесочки в виде штампованных восточных огурцов, выполненных в технике штампа. Семантика этих элементов восходит к искусству Ирана, где они связаны с доисламской символикой священного огня, представляя собой стилизованное изображение язычков пламени - главного сакрализующего атрибута всех зороастрийских ритуалов. К навершию центральной пластины с помощью колец последовательно прикреплены две меньшие литые бляшки. Первая словно зеркально повторяет форму стрельчатой арки центральной пластины, но имеет меньший размер. Ее декор также схож: по центру располагается шатрообразный филигранный напайной элемент с вставкой цветного стекла в круглом глухом касте на навершии, окаймленный вставками цветного стекла в круглых глухих кастах. По краям данной пластины с помощью колец крепятся мелкие подвесочки треугольной и каплевидной форм. Интересна следующая круглая бляшка, ее декор аналогичен двум предыдущим. По краю этой бляшки с помощью колец крепятся множество мелких подвесочек каплевидной формы, украшенные вставкой стекла в круглом касте по центру. К нижнему краю бляшки крепится на кольце продолговатая бляшка – крючок, с помощью которой она крепится к платку. И вот что интересно: эта бляшка идентична серебряным круглым бляшкам с аналогичным декором из вставок цветного стекла, шатрообразных филигранных напайных элементов, позолоты и множества мелких подвесочек по краю, игравшим роль навершия женских шапочек, которые также относятся к закатальской группе украшений. Они нашивались на макушку женской шапочки, круглая бляшка къукъема также располагается на макушке девушки. Т.е. къукъем объединяет в своей структуре несколько видов головных украшений: налобное, навершие шапочки и платочные цепочки. По бокам центральной пластины отходят по две цепочки с каждой стороны, располагающиеся друг над другом, завершающиеся бляшками – крючками, с помощью которых конструкция къукъема крепится на голове девушки поверх платка. Цепочки украшены мелкими двухярусными подвесочками, состоящими из треугольных, круглых, каплевидных пластинок и мелких штампованных восточных огурцов, соединенных с помощью колец. Подвесочки располагаются на цепочках плотной, достаточно длинной подвижной бахромой. Обилие мелких подвесочек в сочетании с позолотой и вставками цветного стекла создавали очень яркий образ девушки в праздничном костюме. Главной идеей данного украшения и костюма в целом являлся декоративный эффект, который должен был поразить всех окружающих богатством и роскошью, а обереговые функции украшения отходят на второй план и основываются на сакрализующей силе мотивом искусства ислама. Къукъем представляет собой уникальный вид дагестанских женских украшений, отражает интересный синтез местной и ближневосточной культур, является ярким художественным памятником нашей истории.
Заира Астемирова. Украшение закатальских аварок – Къукъем//газета "Дагестанская правда" от 18 марта 2009 года
|