В середине мая 2005 года, бывший министр национальной политики, информации и внешних связей Дагестана Загир Арухов, в своём послденем интервью, отвечая на вопросы ИА «Регнум», сказал: «Значимость Дагестана многократно возросла в связи с коренным изменением конфигурации южного направления российских внешнеполитических интересов. С точки зрения современной геополитики Республика Дагестан является важнейшей стратегической точкой не только Северного Кавказа, но и всего кавказского региона. Распространенное выражение «Кто владеет Дагестаном, тот владеет Кавказом» исторически выверено, и, вероятно, оно останется верным по отношению к республике и в будущем».
О какой новой геополитической ситуации говорил тогда министр? Может о том, что с распадом СССР, республика, не имевшая общих границ с зарубежными странами, стала самым южным субъектом, то есть пограничной республикой Российской Федерации?
И действительно, именно в нашем регионе, пересекаются интересы, как мировых держав, так и региональных центров силы. При этом особую значимость для Дагестана обретает именно то обстоятельство, что он расположен на стыке границ таких новых кавказских независимых государств, как Азербайджан и Грузия.
Нужны ли Дагестану границы с этими государствами? Безусловно, нет. Но если и да, то не такие, какими их себе представляют власти.
Однако, всё дело в том, что сегодня Дагестан находится на острие стратегических интересов России, и в этом смысле Россия плохо себе представляет, что такое «дагестанские проблемы» в связи с границами. Естественно, что «пограничная» и «приграничная» тема для мыслящих дагестанцев начинает плавно переходить в проблему геополитического масштаба.
Более того, после начала реализации нефтяных проектов на Каспии, любое сколько-нибудь значимое изменение в регионе, тем более негативного плана, автоматически стало приобретать международное звучание и рассматривается в контексте геополитических измерений.
Уникальность современного геополитического положения Дагестана некоторые исследователи связывают с неким уникальным внутренним своеобразием, которое якобы сформировалось в течение столетий совместного проживания представителей различных культур и цивилизаций. Но мало кто говорит о существовании противоречия между огромными геополитическими возможностями Дагестана и неспособностью этой республики умело и эффективно распорядиться имеющимися ресурсами.
Дагестан, обладающий всеми необходимыми условиями для подъёма всех сфер жизни и благоприятной физико-географическими характеристиками по праву считается «эффективной территорией», но в силу определённых обстоятельств оказывается неспособной самостоятельно преодолеть экономические трудности, повысить свою инвестиционную привлекательность, добиться широкомасштабных инвестиций в экономику. Результаты реализации программы социально-экономического развития Дагестана до 2010 года, в соответствии с которой планировалось существенно повысить валовой региональный продукт, оставляют желать лучшего.
В чём причина? А причина в том, что нельзя улучшить никакие показатели ни в одной из сфер жизни государства, если во главу угла не поставлен сам человек и забота о его повседневном существовании, росте, реализации им своих прав и свобод.
Различного рода экономические форумы вроде того как «Дагестан и новые региональные возможности», «Дагестан и XXI век» и другие малоэффективны потому, что в слове «Дагестан» не содержится ссылка на рядового дагестанца. Кто бы ни принимал участие в таких форумах, будь то крупные инвестиционные компании иили бизнесмены из российских регионов или Франции, Германии, Турции, Ирана, Китая, Словакии, Казахстана, Азербайджана, реализация действительно значимых для Дагестана бизнес-проектов не будет иметь успеха пока власти не обеспечат покой и согласие в сердцах простых граждан, пока власти не заручатся доверием и любовью народа. Полагать, что народ сегодня думает о том же и так же как и о чём думает власть, значит ошибаться в основе всей своей деятельности.
Нельзя сказать, что это проблема сугубо дагестанская. Но это проблема, которую каждое государство будет вынуждено признать, даже не смотря на то, что воля народа и значимость народного гласа, в связи с выборами, стала обретать аморфный характер. Выборы, посуди, уже представляют собой всего лишь механизм легитимизации сделанного кем-то и где-то выбора.
Некоторые мои собеседники из Азербайджана, с которыми мне доводилось общаться во время различных форумов, семинаров, не раз высказывались о том, что бедствия и упадничество Дагестана проистекают от того, что Дагестан придерживается политической линии, которую диктует Кремль. То есть в Кремле, по мнению моих собеседников, вряд ли заботятся о судьбе отдельно взятой Азербайджано-Дагестанской дружбе. Дагестан сегодня исходят из интересов России и действует во внешней политике и в политике по отношению к разделённым народам в рамках имеющихся компетенций, которых на сегодня у Махачкалы не столь великие. Правительство РД сегодня ведёт политику ориентированную именно на учет и баланс интересов всех народов проживающих в республике, но совокупный результат таких действий не даёт должного результата. Поводом для нескончаемых дискуссий являются вопросы о титульных народах в Дагестане и участи национальных языков.
Азербайджан, кажется, нашёл решение внутренних проблем назвав всех граждан республики «азербайджанским народом», но в Дагестане политика консолидации дагестанцев не проводится.
Если быть наблюдательными, то легко обнаружить, что сегодня в Дагестане существует мнение согласно которому, во-первых, некий «плавильный котёл народов», во-вторых, «страна равных возможностей».
Когда речь идёт о первом мнении, всегда хочется выяснить, в каком отношении к котлу находятся народ и те, кто народом управляет? Кто варится в котле и кто растапливает костёр под котлом, кто замешивает то, что в котле образовалось?
Во втором случае, которое находится в тесном отношении с национал-патриотическим настроением, части населения РД действительно хочется верить, что Дагестан это одна из демократических республик на Кавказе. Но, по мнению национал-патриотов, успехи Дагестана были бы куда более весомыми, если Дагестан был не субъектом РФ, а союзником. Тем более до сих пор не решён вопрос с возвратам на Кавказ черепа прославленного наиба Хаджимурада. Знаменитый экспонат в одном из музеев Санкт-Петербурга за истекший период прямо таки стал символом колониальной политики России на Кавказе. Пусть в Дагестане, считают они, есть место всем народам и расам, но стремление угодить всем оборачивается трагедией для тех, кто представляет костяк Дагестана. Ведь, по мнению национал-патриотов «Дагестан – это не страна гор, а страна горцев.
Таким образом, всякое стремление руководства Дагестан выставить республику как островок благоденствия для различных «новых», «подкармливаемых» культур, которые имеют равное право с древнейшими исчезающими культурами Кавказа, выглядит не много не мало, как предательство национальных интересов Дагестана. За примером можно обратиться к такой точке зрения некоторых дагестанцев, по мнению которых, чеченцам и азербайджанцам нельзя было давать статус титульных народов. Аргументом в пользу этой точки зрения, во-первых, приводится тот факт, что эти народы имеют свою национальную автономию, а, во-вторых, то, что ни в Чеченской республике, ни в Азербайджанской республике, иные народы не балуют (не жалуют) и таких прав, какие им предоставляет у себя Дагестан, никогда не предоставляют.
Развал СССР сдал действительно трагедией для многих кавказских народов. Азербайджан обрёл независимость и сегодня является суверенным государством. Какую цену за это заплатил Азербайджан известно не по книгам. Прежде всего это проблемы Карабах и трагическое 20- января, который остался кровавым пятном на календаре республики.
При этом ни кто не ставит под сомнение, что выгодный геополитический потенциал Дагестана может быть раскрыт при условии активного сотрудничества с другими государствами и регионами. Вопросом остаётся только то, каковы масштабы тех полномочий, который может на себя взять Дагестан, когда речь идёт о сотрудничестве и взаимодействии пусть и с соседним, но иностранным государством, как этот потенциал сегодня используется и каковы ключевые направления этого сотрудничества? Какую выгоду для развития уровня жизни дагестанцев несут мероприятия, которые проводит власть и сколь они эффективны?
После визита Владимира Путина в Баку в начале 2002 года и президента Дагестана Муху Алиева в прошлом году, сотрудничество с Азербайджаном стало набирать новые обороты. Это проявляется, прежде всего, в стремлении развить двусторонние торгово-экономические связи. Но сотрудничество в сфере науки, культуры, спорта, образования, а также взаимодействии с нашими соотечественниками - этническими дагестанцами, остаются не охваченными. Хотя, в силу сложившихся исторических традиций, природно-географических и новых геополитических условий необходимо отметить, что они имеют весьма благоприятные перспективы.
Январский визит официальной делегации, состоящей из глав администраций приграничных районов Дагестана и депутатов Народного собрания РД в Азербайджан, в планах которых также посещение Закатальской округи и встреча с закавказскими аварцами, должен показать какую почву для дальнейшего развития двусторонних отношений Дагестан и Азербайджан имеют.
//Лачин Лачинов
Источник: http://Редакция Alazan-INFO |