INDEPENDENT INFORMATION ANALYSIS AND SYNTHETIC SERVICE
НЕЗАВИСИМАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕЗИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Земля. Alazan-INFO


Форма входа

Категории раздела

Закатальская правда [0]
Алазанская долина [25]
Наш Кавказ [93]
Мир [10]

Статьи о Кавказе и Интервью

Главная » Статьи » Наш Кавказ

К вопросу об Аваро-Кахетинской дороге

После того, как посольство РФ ввело облегченный режим для грузинских граждан, российская сторона заговорила еще об одной инициативе. 4 февраля неожиданно прибывший в Дагестан президент России Владимир Путин пообещал местным жителям, что дорога из Ботлихского и Цумадинского районов будет проложена не только к Махачкале, но и до границы с Грузией. Путину хорошо известно, что проживающие в этих двух районах Дагестана аварцы поддерживают традиционно близкие отношения с соотечественниками, проживающими в Кварельском районе (имеющем общую границу с Дагестаном). Вот и решил проявить отцовскую заботу о них.
Вообще, интересно, почему российская сторона вдруг захотела проложить еще одну дорогу через Кавказский хребет, когда фактически бездействует Военно-грузинская дорога? Не скрыт ли опасный яд в подслащенной в последнее время пилюле российской дипломатии?
Не следует забывать, что (в Грузию) через связывающие с Россией магистрали и горные переходы осуществлялись экспорт контрабандного оружия и переброска террористических групп с российской территории. А Ботлихский и Цумандинский
(вообще-то район называется Цумадинский, а не «Цумандинский» – для того, чтобы проверить это, достаточно набрать название в любой поисковой системе Интернет – ИА «Кабал»)
районы таким «добром» просто переполнены. Кроме того, это те районы, где до сих пор жива идея имама Шамиля о великом имамате и немало сторонников у сидящих в блиндажах чеченских сепаратистов. Именно в Ботлих и Цуманды в 1999 году вторгся Шамиль Басаев. Это и дало Москве повод для начала второй антитеррористической военной кампании против Чеченской Республики.
Главной социальной проблемой Ботлихского и Цумандинского районов является безработица. А прокладка новой дороги приведет к наплыву мигрантов в Кварельский район, где компактно проживают аварцы. Так что, не все дороги ведут в Рим.
В этой ситуации непонятно молчание, которое после упомянутого заявления Владимира Путина мы наблюдаем в Грузии. А ведь если Россия на самом деле собирается строить эту дорогу, действительно, есть, над чем поразмыслить.
(Коба Ликликадзе, тбилисский еженедельник «Резонанси», 11 февраля 2008 г.)

Прочитав эти строки, наполненные какой-то примесью лжи, страха и непонятно чего ещё, невольно задаёшься вопросом – неужели память человеческая так скоротечна? Ведь ещё в 2003 году, когда в дагестанских районах, на границе с Грузией, шла спецоперация против НВФ Руслана Гелаева, все враги России у грузинских СМИ были овеяны славой повстанцев против кровавого режима. Сейчас же, когда нужно преподнести Россию, рассадником терроризма, северокавказские отряды НВФ становятся потенциальной угрозой Грузии. Той самой Грузии, в которой спокойно отдыхали отряды Гелаева и прочих чеченских полевых командиров. Той самой Грузии, которая пыталась использовать северокавказские, в массе своей чеченские, НВФ для совершений терактов и диверсий в Абхазии и Южной Осетии.
Даже не знаю, как назвать человека, который, не зная даже как правильно пишется название района, о котором идёт речь, делает многозначительные и далеко идущие выводы о наличии на его территории большого количества оружия. Оно, оружие, оказывается, вдобавок ко всему чуть ли мечтает о том, чтобы быть переброшенным в Грузию. Во-первых, с 1999 года на территории горных аварских районов (кроме Унцукульского – но это отдельная история) не проводилось спецопераций (кроме ликвидации НВФ Гелаева, который к Дагестану отношения не имеет) и не сообщалось о наличии каких-либо отрядов НВФ или нахождении схронов с оружием. Так на основании чего же Ликликадзе делает подобные выводы?
Во-вторых, пугая тбилисского обывателя нашествием аварцев в Кварельский район, Ликликадзе напоминает грузинку, которая, заставляя своего малыша заснуть пугала его фразой «Спи, а не то придёт злой лекIи (аварец на грузинском языке – ИА «Кабал») и заберёт тебя». На самом деле глупо ожидать массовой миграции аварцев из Ботлихского района, в который на днях провели газ, и где в домах постоянно наличествуют электричество, вода и прочие блага цивилизации в Кахетию, где нет на постоянной основе ни того, ни другого, ни третьего.
И, наконец, о дороге между горными аварскими районами и Грузией (так называемая «Аваро-Кахетинская дорога»). Вынуждены огорчить Ликликадзе – дорога  построена и давно – более 10 лет назад. Её построил простой инженер Магомед Кебедов из села Бежта, проложив около 40 километров автодороги между селением Бежта в Дагестане и Ахалсопели в Грузии. Другое дело, что наш Президент имел в виду её асфальтирование, а также улучшение дороги Ботлих – Агвали – Митрада с дальнейшим доведением её до села Хушет, что на границе с Тушетией. Видеть в попытке соединить два соседних государства, наладить тесные отношения между кварельскими и дагестанскими аварцами «опасный яд» - это уж поверьте верх шовинизма и чересчур топорная работа по зомбированию в антироссийском и антиаварском русле не искушённого в политике простого грузинского населения.
Нам же остаётся только поддержать инициативы нашего Президента, всегда с пониманием относящегося к проблемам горных аварских районов, по прокладке автодорог, связывающих аварцев Алазанской долины и Нагорного Дагестана, соединяющих Российский Дагестан и Грузинскую Кахетию. Думается, что, наконец, зашевелятся дагестанские чиновники из «Дагавтодора» и через 3 – 4 года мы сможем ездить в гости к нашим кварельским и лагодехским братьям по Аваро-Кахетинской автодороге.

К вопросу об актуальности задачи, поставленной нашим Президентом

Если подходить к вопросу с точки зрения актуальности строительства данной дороги стоит упомянуть, что впервые этот вопрос был поднят ещё 150 лет назад.
«Правительству же нужно теперь, - говорится в архивном документе 1850-х гг. - позаботиться об устройстве дороги, которая связывала Дагестан с Тифлисскою губернией. Путь этот имеет помимо экономического, важное стратегическое значение». (ЦГИА Грузии, Ф. 229. Оп. 1. Д. 194. Л. 9).
«Пути сообщения Аварского округа и его центра Хунзаха с остальными частями Дагестана и с соседними областями делятся на почтовые и колесные дороги и вьючные тропы. Колесных путей сообщения очень мало: … 3) колесная, всё ещё разрабатываемая дорога аваро-кахетинская, соединяющая Дагестан с Кахетией».
(Газета «Кавказ», 1904, №7).
«Дорога идет вдоль реки по уступу, вырубленному на крутом склоне. Это одна из важнейших магистралей в горном Дагестане. В одну сторону она идет через Хунзах и Буйнакск до Махачкалы. В другую – до селения Бежта, райцентра Цунтинского района. Называется она Аваро-Кахетинской потому, что по ней, перейдя перевал, можно попасть в Кахетию. А если бы проложить через перевал автомобильную дорогу, было бы прямое сообщение между Махачкалой и Тбилиси. Но такого сообщения нет, и приходится ездить в окружную, через Баку или Орджоникидзе. Да и много ли ездят? Дагестанец в Тбилиси или грузин в Махачкале – гость редкий. А ведь соседи, живут бок о бок». (Аркадий Гольдштейн. Башни в горах. М. 1977 г.).
«Еще одной новой трансграничной магистралью может стать соединяющая Дагестан и Грузию аваро-кахетинская дорога, в настоящее время являющаяся пешеходной. В контексте ее строительства также присутствует этнополитический фактор: наличие такой дороги позволило бы установить более тесные связи между проживающими по обе стороны границы народами Дагестана, в первую очередь аварцами». (Безопасность и международное сотрудничество в поясе новых границ России. М.–Волгоград. 2002 г.).
Последний этап строительства данной автодороги связан с именем Магомеда Кебедова, бывшего директора Бежтинского комбината бытовых услуг, зарегистрировавшего в 1991 году кооператив «Строитель» с намерением воплотить в жизнь свою давнюю мечту — докончить Аваро-Кахетинскую дорогу. К 1996 году на свои и взятые под кредит деньги Кебедов закончил дорогу, проложив 55 км автодороги, в т.ч. 36 км по территории Грузии. После строительства автодороги между Нагорным Дагестаном и Кахетией (восточной Грузией) активизировались торгово-экономические отношения, но в 1997 году после одной аварии пограничники закрыли дорогу. Хотя Кебедов уже собирался асфальтировать автодорогу. Дабы урегулировать транспортные и людские потоки, 22 февраля 1997 года за подписью Виктора Черномырдина было принято постановление о создании на границе пункта пропуска. Ещё через два месяца правительство Дагестана выделяет 500 млн. руб. на обустройство пункта пропуска на границе с Грузией. Но и его как не было — так и нет, а Магомед Кебедов, вложивший в строительство дороги все свои сбережения, до сих пор не может расплатиться с кредиторами. (ЧК, № 14 за 11.12.2003 г.).   
Из всех транскавказских автотрасс, которые проходят или могут пройти через Дагестан, именно эта представляется наиболее выгодной в экономическом плане. До поворота в Гидатлинское ущелье в Шамильском районе проходит асфальтированная дорога, далее до селения Бежта уже существует хорошая дорога, от трассы Бежта - Анцух до грузинской границы чуть больше 15 км. После её асфальтирования и открытия официального пункта пропуска эта автодорога может составить конкуренцию Военно-Грузинской дороге, которая находится в незавидном состоянии и не справляется с существующим грузопотоком. Переориентирование части грузопотока Россия-Грузия на данную автодорогу, позволит Дагестану вывести на уровень самообеспечения бюджета Бежтинский участок, а также заметно активизировать экономическое развитие Тляратинского, Шамильского и ещё нескольких депрессивных горных районов, через которые пройдёт данная автотрасса. Кроме развития инфраструктуры (АЗС, гостиницы, торговля, общепит и т.д.) и создания новых рабочих мест для населения обслуживающего дорогу, бюджет республики получит значительные вливания от таможенных сборов.
К тому же по другую сторону границы проживают несколько тысяч аварцев и появление транспортного сообщения позволит оживить связи между родственниками по обе стороны границы. Это же позволит улучшить экономическое состояние аварцев Закавказья. Обусловлено это ожидание получением выхода нашими соотечественниками на рынки Дагестана и России со своей субтропической сельхозпродукцией. Налаживание торговых отношений между нашими республиками позволит улучшить материальное положение аварцев и соответственно частично снять напряжение и снизить недовольство соотечественников их экономической дискриминацией в Закавказье, выражающейся в закрытии доступа на общенациональный рынок преступными торговыми кланами, имеющими поддержку на самых верхах.

Стратегический аспект

Позиции любого государства в каком-либо регионе определяются его доступностью, наличием свободного общения с ним. Общение же проходит через дорожные   коммуникации. Коммуникации – это нити, связывающие соседнюю страну или регион с нами, чем больше этих нитей, тем крепче вы связываете эту территорию с вами, тем больше она от вас зависит. Важность транспортных коммуникаций, связывающих Россию и Закавказье через ГКХ, подчеркивают и зарубежные авторы. «Сегодня Военно-Грузинская дорога пришла в упадок, а поток грузов сократился до тоненькой струйки. Построенная в советское время железная дорога десятилетие назад была перерезана в ходе сепаратисткой войны в Абхазии, а переговоры о возобновлении её эксплуатации ни к чему не привели. Россия уходит с Кавказа, а на смену ей приходят США». (Julius Strauss. The Daily Telegraph. 9.01.2004 г).
Связь России с государствами Закавказья осуществляется в основном по нескольким направлениям:
1. Абхазское. Железная и автомобильная дороги, проходящие по берегу Чёрного моря.
2. Осетинское. Военно-грузинская автодорога, проходящая по долине Терека, а затем по долине Арагви.
3. Дагестанское. Железная и автомобильная дороги, проходящие по берегу Каспийского моря.
Абхазское направление с начала 1990-х годов заблокировано из-за проходивших там боёв между абхазами и грузинами и наступившего затем «холодного» мира, что впрочем, не сопровождалось открытием границ. Поэтому всё сообщение между Россией и Грузией проходит по Военно-Грузинской дороге, которая имеет существенный недостаток. В зимнее время оно труднопроходимо и дорогостояще в эксплуатации, каждый год случаются десятки  аварий,  снежных пробок и сходы лавин.
В этой ситуации особое значение имеет дагестанское направление. Движение по железной дороге и автомагистрали, проходящим вдоль Каспийского моря не зависит от погодных условии, так как в отличие от Военно-Грузинской дороги, проложены по равнинной территории. Оно является оптимальным для связей с Азербайджаном, но всё же имеет ряд недостатков. Во-первых, это направление не обеспечивает связи с Арменией из-за сохраняющейся напряженности в армяно-азербайджанских отношениях и блокадного режима введенного Азербайджаном по отношению к Армении. Во-вторых, расстояние до Грузии  по этому  пути  становится  длиннее,  чем  по  Военно-Грузинской дороге на 700-800 км. Исходя из этого, большую значимость для Дагестана и России  приобретает поиск альтернативных маршрутов строительства транскавказских автодорог, поскольку на других участках россииско-грузинской границы из-за высотности и снежности хребтов, разделяющих два государства нет возможности проложить не только нормальную автотрассу, но и просто проселочную дорогу. А общую границу с Азербайджаном из субъектов РФ имеет только Дагестан.
Скрупулезно изучив все перевалы, скотопрогонные трассы и альпинистские маршруты, проходящие через Главный Кавказский Хребет (ГКХ) в пределах Дагестана мы пришли к выводу о целесообразности строительства автодорог по следующим маршрутам через перевалы:
1. Динди. Высота 2992 м. Из селения Джинных  Рутульского района РД в селение Агдамкалал Закатальского района АР. Асфальтированная автодорога (в проекте).
2. Вантлиашети. Высота 2441 м. Аваро-Кахетинская дорога. Из селения Бежта РД в селение Ахалсопели Кварельского района Грузии. Асфальтированная автотрасса (в проекте).
3. Джоах-ор. Высота 2625 м. Из селения Салда Тляратинского района в город Белоканы АР. Асфальтированная автодорога (в проекте).
4. Кодор. Высота 2363 м. Из селения Хупри  Цунтинского района РД в селение Инцоба Кварельского района Грузии. Грунтовая дорога (в проекте). Для осуществления связей по долине реки Анди-ор и как страховочная для аваро-кахетинской.
Из долины реки Самур наиболее удобным и экономически целесообразным представляется прокладка автодороги через перевал Динди. Высота перевала 2992 м., село Кальял находится всего в 6 км от перевала. На азербайджанском участке нужно улучшить и асфальтировать около 15 км и заново проложить 5 км, и Дагестан получит постоянно действующую автодорогу в Закатальский район. В Ахтынском районе строительство Транскавказской дороги весьма проблематично из-за значительного подъема на этом участке высоты Главного Кавказского хребта (все перевалы выше 3 км), да и, кроме того, ахтынцам намного проще проехать по существующей автотрассе через селение Грах, чем мотаться по горным дорогам.
Дорогу из Закатальского региона планировал провести дорогу известный предприниматель и меценат, убитый в феврале 1996 года Али Анцухский (неформальный лидер аварских районов Азербайджана и депутат Милли Меджлиса АР, «правая рука» опального премьер-министра Сурета Гусейнова) в 1980-х начале 90-х годов. Ещё до него для геологоразведочных работ была проложена грунтовая автодорога из предместья города Белоканы до горы Губатль (Гъубалъ). Сейчас же необходимо её усовершенствовать и асфальтировать на безопасных участках.
Также существовал проект прокладки дороги с дагестанской стороны, но дальше планов ничего не пошло. С дагестанской стороны маршрут начинаясь в селении Салда, проходит прямо по долине реки Джоах-ор, доходит до широкого и ровного перевала Джоах-ор (2625 м.), па границе с АР. От перевала, тропа по вершине хребта проходит до горы Большой Губах (2097 м.), затем через вершину 1638 м. плавно спускается в долину речки, по которой доходит до города Белоканы. Дагестанский участок маршрута составит 10,5 км., а азербайджанский – 12 км. (которые уже проложены геологоразведкой). Преимущество маршрута Салда-Белоканы перед другими заключается в плавных перепадах высот, намного более ровном и широком перевале, более коротком маршруте и конечно абсолютной высоте перевала. Джоах-ор ниже Мала-Россо на 241 м.

Экономический эффект

При окончании осуществления указанного проекта по прокладке 4 автодорог через ГКХ, суммарный экономический эффект по приблизительным подсчётам составит около 250 $ млн. ВРП  в год. Данная цифра была получена в результате применения следующей формулы.
  
Где:
   - годовая величина экономического эффекта в части снижения текущих затрат хозяйствующих субъектов при осуществлении экономической деятельности, в виде разницы между существующей и предыдущей величиной.
  - прибыль владельцев автотранспорта от выполнения дополнительных перевозок, потребность в которых возникает лишь в условиях строительства дороги.
 - сокращение затрат и потерь в народном хозяйстве при строительстве дороги.
ЧПt - стимулирующее воздействие автодорог на развитие других сфер экономики, выражающееся в приросте объема чистой продукции, в купе с социальным эффектом от прироста объёма собираемых налогов.
  - сокращение затрат в социальной сфере при обеспечении прежнего её уровня.
  - сокращение потерь от дорожно-транспортных происшествий.
  - сокращение потерь, связанных со временем пребывания в пути пассажиров или груза.
  - потери, связанные с ущербом окружающей среде, или затраты по его предотвращению.
Нужно учесть, что значительная часть этой суммы касается прироста ВРП в самых бедных районах Дагестана – Цунтинском, Тляратинском, Рутульском районах и Бежтинском участке. Но к этому следует добавить и поступление таможенных сборов для республиканского бюджета. Вообще наилучшим путём вывода Нагорного Дагестана из экономической депрессии отнюдь не оригинален. Можно привести даже цитату того же Аркадия Гольдштейна в 1960-х годах побывавшего почти во всех горных ущельях Дагестана. «Покрыть бы горы Дагестана современными дорогами, настроить гостиниц – край стал бы Меккой мирового туризма, затмил бы своей славой Швейцарию. А какие чудесные здесь места для горных курортов! Особенно в ближних к Чечне и Грузии районах, где еще сохранились великолепные сосновые леса, перемежаемые зелеными, усыпанными цветам, полянами».

 

12 Февраля 2008г., Автор: Гамзат Магомедов



Источник: http://www.khabal.info/?l=rus&act=inf_view&id=111612119155%55916%5551442
Категория: Наш Кавказ | Добавил: Alazan (18 Февраля 2008) | Автор: Гамзат Магомедов
Просмотров: 2437
Всего комментариев: 0

[ Получить прямую ссылку на новость ]

Share |
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:

Поисковик по сайту

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Каталог сайтов
  • Maarulal.ru
  • Avaristan.info
  • Закатальский музей
  • Газета "Zaqatala"
  • RomPhoto
  • Saxur-INFO
  • Gazavat.ru
  • Ингило
  • Алиабадский сайт
  • Zaqatala-INFO
  • Интернет-РАБОТА
  • WikiLeaks
  • Alazan MUZes
  • El Alazan
  • Alazan BOUTIQUE
  • Alazan IT
  • EaPCommunity
  • OSW
  • Наш Кавказ
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Наши Партнёры

    РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    для иностранных граждан

    Protected by Copyscape Online Plagiarism Finder