21 февраля в Махачкале прошел 5-й семинар – совещание представителей Республики Дагестан в странах СНГ и субъектах РФ. Открывая совещание, министр по национальной политике, информации и внешним связям РД Эдуард Уразаев приветствовал всех участников, в числе которых были вице-премьер Ризван Газимагомедов, Уполномоченный по правам человека в РД Светлана Алисултанова, отраслевые министры, представители других организаций и ведомств, общественных организаций и представители РД в странах СНГ и субъектах РФ. Выступая по первому пункту повестки семинара с докладом «Об итогах работы Представительств РД за 2007 год и задачах на 2008 год», первый замминистра по национальной политике, информации и внешним связям РД Зикрула Ильясов отметил, что ежегодные встречи, на которых подводятся итоги совместной работы за год стали традицией. «Уже пятый раз мы проводим семинары-совещания, на которых - ведется деловой разговор о проделанном, о проблемах, о задачах республики в области развития внешних связей», - сказал Ильясов. После недолгой речи о малоубедительных цифрах и фактах по таможенной статистике, о внешнеторговом обороте Дагестана в 2007 году, З. Ильясов одним из основных направлений работы министерства назвал - поддержку этнических дагестанцев, всемерную защиту их прав и законных интересов. Для придания работе системного характера, как отметил докладчик, министерством разработан и внесен в правительство РД проект «Плана мероприятий по развитию и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом на 2008-2011 годы». В настоящее время указанные проекты проходят процедуру согласования в соответствующих министерствах и ведомствах Республики Дагестан для последующего внесения в установленном порядке на утверждение в Правительство Республики Дагестан. А вот фрагменты из проекта весьма значимых рекомендаций семинар-совещания, который был зачитан присутствующим в завершение встречи: • Подготовить предложения для внесения на рассмотрение Межправительственной комиссии по сотрудничеству между Азербайджанской Республикой и Республикой Дагестан Российской Федерации в экономической и гуманитарной сферах о подписании протокола намерений с Азербайджаном на предмет сотрудничества в образовательной отрасли и поставке учебников и пособий по изучению родных языков, издающихся в республике для детей этнических дагестанцев, проживающих на территории Азербайджана. • Представительствам РД пересмотреть свои структуры и назначить своих ответственных представителей в отдалённых от представительства районах субъекта пребывания для обеспечения связи между руководством районов, этническими дагестанцами и представительствами Республики Дагестан. • … в целях консолидации усилий по решению задач по поддержке дагестанцев создать общественные Советы и Фонды с привлечением руководителей общественных организаций этнических дагестанцев, чаще проводить собрания, групповые и индивидуальные встречи. • … считать приоритетной работу по нравственно-патриотическому воспитанию молодёжи, создать Союзы дагестанской молодежи при представительствах РД из числа молодых этнических дагестанцев, и студентов из Дагестана, проживающих и обучающихся в регионах деятельности представительств РД. • … активизировать работу по освещению деятельности представительств РД и дагестанских диаспор в СМИ. Представителям РД шире использовать информационный материал с РИА «Дагестан» и сайта Миннаца РД. Хорошо сказано. Подобные рекомендации можно только приветствовать. «Одно непонятно: неужели, чтобы сформулировать такие простые истины, необходимо было ждать, пока рухнут (или разрушат мосты), которыми так тесно были связаны Закавказские аварцы с Дагестаном», - говорит член «Джаро-белоканского землячества». И действительно, мосты, пережившие тысячелетия и почти, казалось бы, даже Эпоху перемен, были сожжены за истекшие десять с лишним лет элементарной бездеятельностью и непростительной для взрослых политической близорукостью элиты. Но в докладе Миннаца, подготовленном для отмеченного совещания говорится, что Министерством и его представительствами «принимались меры по налаживанию тесного взаимодействия органов власти и управления, общественных объединений, СМИ, научных, культурных и деловых кругов Дагестана, России, субъектов РФ и иностранных государств по вопросам наших соотечественников». Более того, в ней говорится, что «проводилась работа по установлению и укреплению контактов с этническими дагестанцами, в первую очередь с руководителями объединений, старейшинами и авторитетными представителями дагестанских диаспор за рубежом и в субъектах РФ». Заметим, что общественность не располагает информацией, подтверждающей, что министерством в Махачкале или представительством Миннаца РД в Азербайджане за прошлые годы предпринимались хоть какие-то меры, направленные, в частности, на налаживание тесного взаимодействия органов власти и управления, республиканских СМИ или деловых кругов Дагестана с соотечественниками. Это, скорее, желаемое, а не действительность. О какой работе «по установлению и укреплению контактов с этническими дагестанцами, с руководителями объединений, старейшинами и авторитетными представителями соотечественников за рубежом и их представителями в самой республике Дагестан» говорится в докладе, тоже не понятно. Ни одного факта, подтверждающего отмеченный курсивом тезис, никто из опрошенных нами не привел. Хотя есть некоторые поправки относительно СМИ и ряда независимых журналистов - они поднимали проблемные вопросы и темы региональных проблем, существование которых до поры до времени официальные власти упорно не желали признавать или озвучивать. В частности, республиканская газета на аварском «ХIакъикъат» (Истина), с русскоязычным приложением «Лига Истина», неправительственные газеты «Черновик», «Новое дело», «Дагестанский ракурс» и информационное агентство «Кабал-инфо». Именно они, несмотря на негласный запрет многих проблемных тем, всё же осмеливались затронуть наболевшее… Весьма значительно влияет на характер внешних связей Дагестана то, что Представительство Дагестана в Азербайджане – это учреждение, существующее только по обоюдному желанию. Азербайджан мог бы полнее обойтись посольством РФ на своей территории. Так, например, было закрыто представительство Чеченской Республики, целесообразность существования которого в Азербайджане с некоторой поры было поставлено под сомнение. И в этой связи, от того, какие люди сегодня будут работать в представительстве, можно сказать, зависит многое. Вместе с тем, очевидно, что Миннац РД сегодня вплотную подошел к реализации своих прав и осуществлению полномочий, утверждённых Постановлением Правительства РД от 30 мая 2006 г. N 94. Из текста Постановления следует, что Миннац РД «может вносить в Правительство РД проекты законов РД и иные нормативные правовые акты по проблемным вопросам, отнесенным к компетенции Миннаца Дагестана, а также обобщать практику применения законодательства в сфере межнациональных отношений, религии, информации и печати, межрегиональных и внешних связей, разрабатывать предложения по совершенствованию их нормативно-правового регулирования. Миннац РД может участвовать в пределах компетенции в осуществлении международных и внешнеэкономических связей РД и в разработке предложений по заключению соглашений с субъектами РФ, а также с субъектами (административно-территориальными образованиями) иностранных государств, координировать деятельность представительств РД в субъектах РФ и в субъектах (административно-территориальных образованиях) иностранных государств». Чего же, спрашивается, не хватало? Чаще всего можно услышать ответ, что не хватало именно компетенции. Может, и так. Чего стоит один Закон о государственной службе, сковывающий активность электората. Но, тем не менее, очень часто приходится слышать, как в беседе на общественно-политические темы, если перефразировать сказанное, говорят примерно так: «Неужели надо было так усугублять очевидные проблемы или противоречия, которые грозят стать проблемными для целого поколения граждан?». «Ну да ладно», - успокаивает его второй, но мысль первого имеет продолжение: «Скажем, осознали и организовали поездку в Цор (Закавказье) особой делегации, но если кто-либо поверит, что, таким образом, перепорхнув из одного государства в другое, из одного мероприятия организованного властями на другое можно выявить что-либо способное помочь проявить суть происходящих в регионе процессов, то это, надо сказать, ноу-хау именно дагестанской политики». Относительно поездки надо сказать, что ее рано или поздно надо было организовать. Англичане сказали бы «лучше никогда, чем поздно», но дагестанские политики, расхалаженные русским простодушием, сказали «лучше поздно, чем никогда» и поехали. Причём, новость о поездке делегации была воспринята всеми очень положительно, только мысль о том, что «они поехали тайком, неожиданно, утаив от широкой общественности и намерение, и факт пребывания», не давала покоя участникам годеканов. Если честно, соотечественники по ту сторону границы особых иллюзий не питали. Речь даже не о составе делегации и даже не о том, что удалось сделать из запланированного, а, как свидетельствовали нам сами соотечественники, скорее о том, что делегация, побывав в прекрасной Алазании, в сердце Древней Аварии, которую Дагестан, кажется, потерял навсегда, не почтили ни память нуцала, ни имама, ни наиба. Хотя, пребывая в Закаталах, делегация находилась в 50 метрах или непременно проезжала мимо памятных горцам мест. Как говорится, в жизни главное сделать выбор, но если его нет, то в этом не стыдно признаться. Народ поймёт. Освещалась поездка телевидением также очень скупо, и то, что не удалось это сделать, является подтверждением нашей слабости. С Азербайджаном можно и нужно работать, но прежде необходимо очиститься от всяких предрассудков относительно героизма. Горский героизм был частично утрачен за весь тот период, который «мы» стояли спиной к югу. И в заключение. Выше был упомянут очень актуальный сегодня для всех нас, живущих по обе стороны от Кавказского хребта, «План мероприятий по развитию и укреплению связей с соотечественниками, проживающими за рубежом на 2008-2011 годы», который, по информации РИА «Дагестан», уже «разработан и внесен в правительство РД» и которому только и осталось в установленном порядке пройти процедуру согласования в соответствующих министерствах, ведомствах и утверждения в Правительстве РД. В связи с чем большинство наших респондентов, среди которых есть и члены общественных объединений, СМИ, научных, культурных и деловых кругов Дагестана (России), Азербайджана, руководители различного рода объединений, старейшины и авторитетные представители дагестанских диаспор за рубежом и в субъектах РФ, задались вопросом, который мы отсылаем в Миннац РД: «Во-первых, есть ли вообще упомянутый выше проект; во-вторых, что он из себя представляет, и какие мероприятия в нём значатся, а, в-третьих, когда этот проект будет (и будет ли вообще) вынесен на всенародное обсуждение?».
|