«Всему своё время, а здесь – время жить!»
Вопросы, касающиеся проблем закавказских аварцев (джарцев), которые в Дагестане известны как «закатальские», уже чуть более года как стали систематически задаваться в СМИ Дагестана (подобно проблемам, касающимся и других разделённых дагестанских народов в Закавказье - лезгин, цахур, рутульцев и др.). Объясняется это любовью или привязанностью дагестанских издателей и журналистов к братьям по духу и крови сказать сложно. Но тенденция, позволила некоторым изданиям стать востребованными, расширить круг читательской аудитории. И надо сказать, что заслуга в этом, по большому счёту, именно читателей, которые в надежде на поддержку обращаются к журналистам, пишут в газеты и жадно ожидают, что их проблемы, наконец, станут предметом обсуждений на официальном уровне. В конечном счёте, то, что это удаётся сделать - это, скорей всего, результат усердия, которую проявляют отдельно взятые личности, среди которых немало людей, очень хорошо разбирающихся в истории народов Кавказа, интересующиеся и анализирующие развитие общественно-политических отношений в регионе, люди весьма образованные и внушающие доверие в искренность своих намерений делать доброе, безмерно любящие свой народ и землю. Сила их, как не парадоксально, в том, что они верят в своё одиночество. Они живут под грифом «Тысячи лет одиночества» и видят в своей работе миссию отстаивать историческую правду, которая из соображений безопасности и целостности признанных государств, отодвинута и даже перечёркивается, перекраивается кому как угодно, а не редко и стараются предать забвению. Однако, достаточно долгое время, да и сегодня, обращения к политической элите Дагестана или интеллигенции, по существу тех проблем, которые беспокоят эти народы, оставались не просто не услышанными – их слышали (глубоко в душе они понятны каждому дагестанцу), но признать то, о чём говорят эти патриоты о судьбе дагестанцев в Закавказье во всеуслышание – для этого, по меньшей мере, необходимо обладать независимостью или элементарной смелостью. У многих граждан уже сложилось впечатление, что в руководстве Дагестана сегодня находятся такие люди, которые не считают боль и проблемы дагестанского народа своей болью и своей проблемой. В бинарной роли Дагестана и Азербайджана в судьбе этих народов - наибольше зло приносить именно позиция, которую занимает нынешнее руководство Дагестана. Они не считают более 1 млн дагестанцев за пределами административных границ РФ в Закавказье частью собственного «тела», своими братьями, что освобождает от необходимости отстаивать их мнения и позиции по жизненно важным и актуальным сегодня вопросам. Многое прояснилось, когда руководитель Дагестана Муху Алиев накануне своего визита в Азербайджан открыто заявил: «Если говорить о проблеме разделённых народов – самый пострадавший народ не лезгины, аварцы, цахуры, рутульцы, а русский народ. Ведь после развала Советского Союза 20 млн русских оказалось за пределами России в этих республиках. Для решения таких проблем одномоментно нет лекарства, чтобы выпил и голова перестала болеть. Что предлагается? Пересмотреть государственные границы? Но менять административные границы нельзя! Если каждый будет чертить эту границу так, как она проходила в какие-то годы, мы далеко зайдём. Поэтому мы должны считаться с теми границами, которые сложились на момент развала Советского Союза. Если мы хотим решить проблемы дагестанцев проживающих в Азербайджане, мы, в первую очередь должны научиться наладить со своими соседями нормальные, дружественные отношения. А у определенных людей сегодня в республике сложилась идеология: камешки бросать в сторону Азербайджана, тем самым стараются ухудшить наши добрососедские отношения».
Конечно, после этого хочется о многом переспросить господина Алиева, потому, что в словах первого лица республики есть достаточно спорные моменты. Однако, всё что говорит Алиев о пересмотре границ с Азербайджаном, о камешках в сторону Азербайджана, о проблемах добрососедства с Азербайджаном – всё это ещё может быть актуально для самого Дагестана, но не для авар, лезгин, рутул, цахур, которые живут с Азербайджаном, живут внутри Азербайджана и могут, при определённых условиях, оказаться весьма влиятельной силой в борьбе за присоединение самого Дагестана к Азербайджану. Ведь полагать, что Россия любит дагестанцев оставшихся отрезанными от Дагестана в Закавказье больше чем сам Дагестан и даже неуклюжий в национальном вопросе Азербайджан не приходиться. Глубоко заблуждаются и те, которые думают, что присоединение, к примеру, Закавказской Аварии к Дагестану, сделает джарцев счастливее. Если аварцы не чувствуют себя счастливыми проживая в самом Дагестане, в составе РФ, где их под шумок борьбы с терроризмом мочат в сортире (и не только) каждый день, где такие же проблемы с сохранением, преподаванием и развитием родного языка, проблема трудоустройства и тот же комплекс национальной неполноценности, то чем же так привлекает к себе эта неблагоустроенная страна горцев? Ведь народы, проживающие в России не могут мечтать не то что о своей Аварии, Лезгистане, Лакии и т.д., но даже общий для всех Дагестан, нельзя и немыслимо сегодня представить вне пределов России без последствий. Просто нельзя и всё. И почему тогда, говоря о Дагестане, не говорят, что это Республика Дагестан Российской Федерации, а предпочитают ограничиваться абривиатурой РД, которая, при нынешних темпах развития ментальности, рискует и вовсе раствориться, а потом и вовсе кануть в лету. В подтверждение последнему служит хотя бы то, что на повестку дня всё чаще встаёт вопрос об упразднении президентства в субъектах РФ, а также их укрупнение или трансформация субъектов РФ в новую административную единицу. Кажется, что это лучше, нежели обманывать и тешить себя тем, что мы способны к росту, чему, кстати, мешает стёртость понимания разницы между проявлением добра и зла, которое вокруг происходит.
И не потому, что интересы супердержав на Кавказе, а также вопросы, касающиеся роста территориальных претензий к государствам, где размещены «этнические меньшинства» в какой-то степени возросли. Просто, руководство Азербайджана, в отличии от руководства Дагестана, чётко и ясно представляют себе свою задачу и цель, которую им предстоит достичь. В Азербайджане, когда речь заходит о территориальных претензиях или прочих вопросах геополитического характера на Кавказе ещё смеют утверждать «Наше» или «Наши», но в понимании дагестанцев подобное утверждение о своей земле является прерогативой Москвы и высшего руководства РФ.
Сотрудник Кавказского исследовательского института, профессор Рауф Гусейнов говоря о Азербайджане и народах проживающих в Азербайджане, азербайджанскому международному информационно-аналитическому центру «Этноглобус» спокойно заявляет, что «На нашей земле аварцы и цахуры появились в 17 веке» и ни кто в Дагестане не смеет воспринимать это за оскорбление. Более того, Р.Гусейнов резюмируя ответ на один из вопросов по поводу претензий к Азербайджану говорит: «Из Дагестана в азербайджанские регионы густонаселенные лезгинами и аварцами приезжают проповедники, и ведут свою антиазербайджанскую агитацию». Не обошёл Гусейнов и проблему религиозной пропаганды «питающейся из Дагестана» (Курдестан в составе Армении // ethnoglobus.com, 26.05.2008.).
«Все этнические и религиозные группы, населяющие нашу страну, являются полноправными членами общества. И все иные заявления, об ущемлении прав граждан по этническому и религиозному принципам, являются ни чем иным как спекуляцией, зачастую подпитываемой внешними силами, заинтересованных в разжигании этнического конфликта, с целью расчленения Азербайджана. Дабы ни как иначе нельзя препятствовать укреплению политического и экономического влияния нашей страны, которая щедро одарена Всевышним духовными и материальными ценностями. Последнее время со стороны армянских СМИ наблюдается попытка травли этнических групп, проживающих в Азербайджане, выступая в роли их защитника. Цель очевидна», - говорит руководитель информационно-аналитического сайта «Этноглобус» Гюльнара Инандж (Мы рядом с нашим государством // ethnoglobus.com, 15.02.2008).
Складывается впечатление, что «Этноглобус» - это ответная реакция на то, что творит ИА «Кабал-инфо». Последние, и вправду не то что творит, но даже вытворяет невероятные вещи с анализом и синтезом известной информации о дагестанцах в Закавказье. Но действия как той, так и этой стороны в информационном поле подобны информационной войне, на котором рискуют пострадать, как это обычно бывает, ни в чём неповинные, однако, ставшие предметом информационной склоки народы. Ни кто не решиться искать виноватых среди чиновников, депутатов, судей, силовиков или полномочных представителей от двух республик на территории соседнего государства, под руководством которых или при непосредственном управлении которых имели место систематические нарушения Закона и халатное отношение к защите основных прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией. Возможно, причина кроется в том, что с некоторой поры Конституция стала обретать динамичный характер и народ, привыкший к традиционному и степенному укладу патриархальной и консервативной горской жизни, с адатами вековой давности, столкнулся с непривычной и необъяснимой законотворческой активностью, когда изменения, поправки, комментарии и дополнения к основному закону стали действительно стихийными. При этом, государство решившее сэкономить на общественно-просветительской статье расходов с определённой поры добилось таки возможности вменить гражданам, что «Не знание закона не освобождает от ответственности» (!).
В этом есть неприкрытое лукавство, и оно известно каждому. Корень же противоречий в идеологии. Идеология – самое страшное оружие. Оно существовало всегда и будет, пока существует человек. Идеология - версия политических стремлений народа и все живое, в том числе и человек, вынуждены потреблять имеющиеся в природе ресурсы. Поэтому перед ним стоят только три основные проблемы: каких ресурсов ему не хватает, где эти ресурсы взять, во что это ему обойдется. Для решения этих проблем человек вынужден просчитывать последовательность своих действий для оправдания которых перед соплеменниками и вырабатывается идеология. Вся история развития цивилизации - это не что иное как борьба за ресурсы, прикрываемая различными идеологиями.
Как заметил один из исследователей данного вопроса агентству Washington Profile (http://washprofile.org/ru/node/3734), «в современном мире властная вертикаль строится только по принципу зависимости (юридической, финансовой и так далее) нижестоящих от вышестоящих. Каждый во властной вертикали, в зависимости от своего положения, получает свою долю благ - свою часть права распоряжаться судьбами других, и повязан вертикалью, то есть, действует в отведенных ему рамках, но не более, более - пресекается... Есть питательная среда - темный народ, на котором паразитирует властная вертикаль. Есть проституированная часть общества, живущая в условиях номенклатурного гарема, которая обслуживает эти структуры. Это руководство (в основном, высшее), входящее в обслуживающее власть органы: ФСБ, МВД, органы юстиции, ВС РФ и так далее, а также высокопоставленные деятели науки, искусства, литературы, которые защищают и ублажают властную вертикаль. Вся эта обслуга знает, на что идет и делает это сознательно!». Ради тех, кто не вписывается в отмеченное определение можно и стоило бы поспорить, но их так мало, что результат заставляет желать лучшего.
Дагестанцы, вне зависимости от того, где они сегодня живут, только начинают осознавать, что их судьба сегодня всецело зависит только от них самих. Простим президенту, то, что он сказал. Эпоха героических предков ушла. В конце концов, вокруг ничего нет. Всё внутри: в каждом из нас своё солнце, свой парад планет и своё затмение. И как тут не вспомнить слова, произнесённые Расулом Гамзатовым в последние годы жизни в одном из своих интервью московским журналистам: «Я уже чувствую, что это не мой Дагестан».
Эркен Эркенов // газета "Настояще время"
|