В истории сокровенной непрерывной духовной цепи (силсила) мы находим и известного накшбандийского шейха, алима-шафиита высокого образования, паломника святых земель, предводителя газиев Ибрахима-хаджи-афанди аль-Кучри.
Родился мубарак Ибрахим-хаджи в 1868 г. в высокогорном дагестанском селении Кучраб Чародинского района, в семье алима Ахмада-хаджи. Жену Ибрахима-хаджи звали Патимат. У них был сын Мухаммад-хаджи и дочь Патимат. Жену Мухаммада-хаджи звали Укъият. Их сын Хаджияв погиб в ВОВ 1941–1945 гг. Мухаммад-хаджи был хафизом Священного Корана. Он умер в 1930 г., похоронен на кладбище с. Кучраб. Дочь Ибрахима-хаджи Патимат была замужем за сыном шейха Шуайба-афанди (к. с.) Мухаммад-наби, который был большим алимом и хафизом Священного Корана. У них родилась дочь Написат. После смерти Мухаммаднаби она вышла замуж за второго сына шейха Шуайба-афанди Абдулваххаба, который также являлся большим алимом и хафизом Священного Корана. У них родилась дочь Марьям-Асият. Могилы Патимат и ее обеих дочерей находятся в с. Багинуб (Чародинский район) рядом с могилой шейха Шуайба-афанди аль-Багини. Ибрахим-хаджи аль-Кучри является последователем мубарака Шуайба-афанди, с которым породнился, отдав замуж за его сына свою дочь. Он 25 лет находился рядом со своим шейхом, который очень любил его. Когда шейх Шуайб-афанди вручал иджазу муршида Ибрахиму-хаджи, жена спросила его: «Почему ты даешь иджазу муршида Ибрахиму-хаджи в то время, когда твои сыновья большие алимы и хафизы Корана?» Мубарак Шуайб-афанди ответил ей: «Патимат, я не вправе решать этот вопрос сам по себе. Для этого необходимо внушение Свыше (илхам). Что касается Ибрахима-хаджи, то он оказался достойнее». Много мюридов достигли совершенства под воспитанием накшбандийского шейха-хафиза Шуайба-хаджи-афанди аль-Багини, но совершеннее всех, став его маъзунами, были Хасан-афанди аль-Кахиби и Ибрахим-хаджи-афанди аль-Кучри. В назму алима Ибрахима аль-Багини есть строки, указывающие на совершенность шейхов Шуайба-хаджи-афанди и Ибрахима-хаджи-афанди: Если написать о Шуайбе-афанди и Ибрахиме-хаджи, О достоинствах их и караматах, то люди не поверят. Поистине, я ведаю немного об их способностях и тайнах, И если рассказать о них, то вряд ли поверят мне жахили. Однажды в с. Чох (Гунибский район) мюрид Урусиласул Ахмад-хаджи попросил шейха Шуайба-афанди аль-Багини показать ему какой-нибудь карамат. На что шейх спросил, зачем ему это. Но тот снова попросил. Маъзун шейха Ибрахим-хаджи аль-Кучри сказал, раз он хочет, покажите ему. Тогда шейх дал разрешение самому Ибрахиму-хаджи показать ему карамат. Ибрахим-хаджи сказал тому мюриду, чтобы он направился в сторону своего дома. По дороге домой Урусиласул Ахмад-хаджи внезапно оказался на кладбище аль-Баки в Медине. Он очень испугался и сказал себе: «Я бы поверил и без перебрасывания на такую даль. Теперь что делать без копейки в кармане?» И вдруг, так же внезапно, он оказался в одном из переулков с. Чох. Он пришел к тому же месту и сказал шейхам: «Теперь довольно». Однажды летом шейх Ибрахим-хаджи находился на мавлиде. Внезапно он вышел и через некоторое время пришел обратно. Несмотря на летнее время в его галошах был снег, а он сам замерзал от холода. Он сказал: «Я спасал свою ученицу – женщину, которая попала под сугроб в местечке, называемом Гьумил ккал. Сын шейха Шуайба-афанди Мухаммаднаби съел тот снег, который был в галошах шейха. Мубарак Ибрахим-хаджи аль-Кучри, как говорят его современники, был спокойным, уравновешенным, терпеливым и мудрым человеком. К нему большими потоками шли мюриды из разных селений Чародинского, Гунибского, Лакского районов. У него также было очень много мюридов из Цора, ибо он долго проживал в аварском селе Белоканы (ныне Закатальский район Азербайджана), работая имамом мечети. С вершин гор в Кучраб группами спускались мюриды к своему почтенному тарикатскому шейху, громко и красиво произнося формулу единственности Всевышнего Аллаха: «Ла илаха илла ллах». Кучраб, высокогорное селение Чародинского района, где жил известный накшбандийский шейх Ибрахим-хаджи-афанди, большевики называли «царским селом». В памяти горцев шейх Ибрахим-хаджи аль-Кучри остался как достойный и мужественный человек. Он был постоянно занят не только воспитанием своих мюридов и распространением суфийских наук, но вместе с этим прикладывал максимум усилий в борьбе за укрепление национальной независимости родного края. Кроме того, Ибрахим-хаджи делал все возможное для укрепления его экономической и военной мощи, а также стремился достичь объединения мусульман не только в Дагестане, но и по соседству, чтобы они могли противостоять любой агрессии. Шейх Ибрахим-хаджи аль-Кучри, по словам его современников, был «одним из духовных вождей в антиденикинском восстании». Когда в период с 1917 по 1918 гг. на Северном Кавказе и в частности Дагестане появились признаки национально-освободительного движения религиозной горской общественности против деникинцев, шейх Ибрахим-хаджи входил в ядро группы «Истикълал», возглавлявшей это движение. В 1920 г. против власти большевиков под лозунгами «Истикълала» вспыхнуло восстание. Для защиты Ислама и шариата была создана высшая светско-духовная власть повстанческих сил – Совет четырех шейхов, куда входил и шейх Ибрахим-хаджи. Как мы уже знаем, накшбандийский шейх Ибрахим-хаджи-афанди аль-Кучри долгое время проживал в аварском с. Белоканы. В Цоре у него было очень много мюридов, и поэтому он там пользовался большим авторитетом. В Цоре, в селении Даначи, восстановлена мечеть, которая была построена там в его время. Жители с. Даначи очень уважали и любили своего суфийского шейха и в память о нем назвали эту мечеть «мечетью шейха Ибрахима-хаджи». Любящие своих славных предков и свой родной край благородные люди Чародинского района оказали всевозможную помощь в восстановлении дома шейха Ибрахима-хаджи-афанди в с. Кучраб. Этот зиярат в высокогорном дагестанском селении навеки останется как память о героической борьбе шейха Ибрахима-хаджи-афанди за веру и свободу, а также памятником его бесконечной любви и преданности своей родине.
Источник: http://www.assalam.ru/assalam2008/315/10-s.shtml |