"В ближайшие десятилетия в мире обострится конкуренция за энергоресурсы, не исключено и вооруженное противоборство". Об этом говорится в "Стратегии национальной безопасности России до 2020 года", подготовленной Советом безопасности РФ под руководством бывшего главы ФСБ Николая Патрушева. Об этом сообщает 1news.az.
Авторы доклада не усматривают в России серьезных внутренних проблем и основное внимание уделяют внешним аспектам безопасности, сообщает ВВС. По мнению экспертов Совета безопасности России, потенциальными конфликтными регионами являются бассейн Каспия, Центральная Азия и Арктика. "Не исключены решения возникающих проблем с применением военной силы", - утверждают эксперты.
В докладе также заметна антизападная и антиамериканская направленность. Так, эксперты докладывают о стремлении "ряда ведущих зарубежных стран" добиться "преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, формировании глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации космоса", а также о "неприемлемом для России" продвижении НАТО на восток и попытках придания альянсу глобальных функций.
Также в "Стратегии" говорится, что Россия будет стремиться к выстраиванию равноправного стратегического партнерства с США на основе совпадающих интересов и с учетом ключевого влияния российско-американских отношений на состояние международной обстановки в целом.
Ожидается, что проект "Стратегии" будет рассмотрен на заседании в присутствии президента РФ 20 февраля будущего года.
Итак, оставим Арктику в покое. В конце концов она является "ничейной" территорией, за которую США и Россия будут вести борьбу не через посредников. А вот то, что Совет безопасности России в качестве потенциальных конфликтных регионов рассматривает бассейн Каспия, Центральную Азию, где не исключается "решение возникающих проблем с применением военной силы", вызывает большой интерес.
Ведь, в отличие от Арктики, в этих регионах и де-факто, и де-юре существуют независимые государства, которые по существующим международно-правовым нормам вполне могут самостоятельно определять собственные внешнеэкономические и внешнеполитические приоритеты. В этих условиях можно считать вполне естественным явлением соперничество между Россией и США за энергоресурсы данных регионов. То есть все очень просто - этим ведущим державам необходимо делать предложения странам региона, причем более привлекательные, чем конкурент. Таковы правила цивилизованного соперничества, когда право выбора остается за теми, кому делается предложение. Одним словом, точно так же как, любой человек предлагает руку и сердце.
Однако тогда возникает вопрос: почему же Совбез России рассматривает эти регионы в качестве конфликтных, решение которых может потребовать применение военной силы. Еще более серьезный вопрос, требующий ответа, заключается в том, какая страна спровоцирует эти конфликты с применением силы? Ведь сами страны региона вряд ли заинтересованы в подобных конфликтах.
Все дело в том, что у России, как говорится, с ближним зарубежьем брак по любви не получается. Во-первых, считая ближнее зарубежье своей вотчиной, Россия практически никогда не делала предложений, от которых было бы невозможно отказаться. Одним словом, если отбросить субъективный момент, то есть "духовную" близость, которая заключается в авторитарной сущности большинства стран ближнего зарубежья и России, наш северный сосед с точки зрения объективных национально-государственных интересов не является привлекательным "женихом".
Во-вторых, после начала всеобщего мирового экономического кризиса, от которого среди ведущих держав больше всех страдает именно Россия, она просто не способна делать подобных предложений. А результат уже дает о себе знать.
Традиционный для конца года визит председателя правления "Газпрома" Алексея Миллера в Туркменистан обошелся без аудиенции у первого лица государства, пишет "Время новостей".
Учитывая, что вопросы об условиях поставок газа решаются в Средней Азии только на высшем уровне, можно сделать вывод: за шесть дней до истечения действующего контракта стороны далеки от достижения договоренностей о новых поставках. Подобное невозможно себе было представить еще 6 месяцев тому назад.
Миллер встретился в Ашгабате даже не с премьер-министром, а с вице-премьером по ТЭК Тачберды Тагыевым и руководителем национальной газовой компании "Туркменгаз" Яшгельды Какаевым. Были согласованы основные условия технического задания на строительство туркменского участка Прикаспийского газопровода и установки комплексной подготовки газа к транспорту на месторождении "Южный Иолотань".
Еще летом Алексей Миллер подписал соглашение с президентом Бердымухаммедовым об участии российского концерна в инвестиционных проектах в газовой сфере на территории Туркменистана. В нем речь шла о том, что "Газпром" будет финансировать расширение Прикаспийского газопровода, строительство новых коридоров с восточных месторождений Туркменистана и обустройство месторождений.
А накануне выяснилось, что речь в первую очередь идет не о труднодоступных и спорных залежах на шельфе Каспия, а о "Южном Иолотане", который Ашгабат преподносит как новый газовый клондайк в Каракумах. По данным британской компанииGCA, оптимальный размер первого месторождения, то есть, которое находится на шельфе Каспия, 6 трлн. кубометров, а второго - всего 700 млрд. кубометров. Одним словом, разница в запасах - почти в десять раз, притом не в пользу предложенного России месторождения.
Вот почему Совбезу России просто как кровь из носу необходимо существование конфликтов в вышеупомянутых регионах, при решении которых не исключается применение силы. Ведь этот вариант уже относительно удачно апробирован по ходу августовского грузино-российского конфликта. Достаточно вспомнить, что после грузино-российского конфликта возникли серьезные сомнения по поводу возможности обеспечения безопасности транспортно-коммуникационных артерий, проходящих по территории этой страны. А аппетит приходит во время еды. Уже во время общения с представителями ведущих российских телекомпаний накануне Нового года президент Дмитрий Медведев заявил, что считает возможным применение силы для урегулирования серьезных межгосударственных проблем, если того требуют интересы России. Именно осознавая эту реальность, необходимо оценивать перспективы урегулирования армяно-азербайджанского конфликта вокруг Нагорного Карабаха. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что России выгодно существование данного "замороженного конфликта". Именно поэтому Россия призывает не торопиться и выступает против навязывания сторонам какого-либо варианта урегулирования. Главное для России, чтобы стороны подписались под обязательством о мирном урегулировании конфликта. Цель проста: не допустить "размораживания" по желанию или же инициативе одной из сторон конфликта. Конфликт может быть и должен быть "разморожен" только тогда, когда это будет выгодно и нужно самой России, чтобы торпедировать реализацию возможных невыгодных для нее региональных энергетических проектов. При этом можно будет выступить в роли "миротворца", карающего агрессора огнем и мечом, и тем самым усилить свое влияние в регионе.
Кстати, Россия частично добилась своей цели. Дело в том, что в московской Декларации, которая является не юридически, а политически обязывающим документом, и под которой стоит подпись и президента России, стороны договорились урегулировать конфликт мирными средствами. Ускоренное урегулирование конфликта выгодно для США и Евросоюза, в том числе для реализации этих коммуникационно-транспортных и энергетических проектов. Они этого даже не скрывают. Несмотря на непростые взаимоотношения с Арменией, и Турция объективно заинтересована в урегулировании конфликта вокруг Нагорного Карабаха.
Директор Центра международных стратегических исследований в Турции Седат Лачинер объясняет влияние Азербайджана на региональную политику Турции экономическим и геостратегическим фактором. "То, что Азербайджан является источником энергоресурсов и дверью в тюркоязычные страны Средней Азии, делает необходимым учет Турцией позиции Азербайджана в региональной политике", - сказал ЛачинерTrendNewsв пятницу по телефону из Анкары.
Независимый азербайджанский эксперт Вафа Гулузаде же сказал, что Турция в своей политике в регионе действует в рамках интересов глобальных сил, и ее политические приоритеты в регионе определяются со стороны этих глобальных сил. Политолог считает, что Турция имеет независимую региональную политику на локальном уровне, но Азербайджан не играет никакой роли даже в определении этой локальной политики. "Азербайджан никак не влияет на локальную политику Турции в связи с регионом. Как может маленькая страна Азербайджан влиять на региональную политику Анкары?", - сказал бывший советник президента по вопросам внешней политики ГулузадеTrendNewsв пятницу.
В настоящее время Турция старается играть важную роль в Кавказском регионе. Прилагая усилия в разрешении этнических конфликтов на Кавказе, Турция также усиливает дипломатические попытки вывести проходящий через Кавказ газопровод "Набукко" на мировой рынок через свою территорию. Для реализации всех этих вопросов Турция сотрудничает с Азербайджаном - своим самым важным союзником в регионе. То есть даже если оставить в сторону теорию о "братских отношениях" между двумя странами, Турция, исходя из собственных геополитических и геоэкономических, в том числе, энергетических интересов, заинтересована в стабильности в регионе, а значит, в урегулировании армяно-азербайджанского конфликта, который в любой момент может создать форс-мажорную ситуацию. Остаются сами конфликтующие стороны, то есть Армения и Азербайджан. Естественно, с точки зрения национально-государстванных интересов в урегулировании конфликта, прежде всего, должны быть заинтересованы эти страны. Однако не все так просто.
В эксклюзивном интервью армянскому агентству "Медиамакс" заместитель помощника госсекретаря США, сопредседатель Минской группы ОБСЕ Мэтью Брайза отмечает, что главным достижением процесса урегулирования в 2008 году стало зарождение конструктивных отношений между президентами Саркисяном и Алиевым: "Стороны добились существенного прогресса, и для завершения работы им следует готовить свои общества к сложным компромиссам, которые принесут мир, стабильность и процветание. В начале 2009 года сопредседатели посетят регион с целью подготовки встречи президентов". Вот тут-то проблема упирается в политическую волю. У политических лидеров должно быть желание "готовить свои общества к сложным компромиссам, которые принесут мир, стабильность и процветание". Дело в том, что это может стоит им политической карьеры, особенно если учесть, что Россия имеет серьезные рычаги для дестабилизации внутренней ситуации в обеих странах, но прежде всего - в Армении.
|