Пользуясь случаем
2 февраля вечером Иран с помощью ракеты-носителя "Сафир" ("Посланник") вывел на околоземную орбиту первый национальный спутник "Омид" ("Надежда"), сообщает РИА "Новости" со ссылкой на иранское ТВ. Американские средства контроля космического пространства подтвердили факт запуска иранского спутника на низкую околоземную орбиту с перигеем около 250 км и апогеем 450 км. Распоряжение о запуске отдал лично президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Первый иранский спутник разрабатывался местными специалистами на протяжении 10 лет и был приурочен к 30-летию Исламской революции в Иране 1979 года. "Омид" является экспериментальным спутником, оборудованным контрольными приборами, средствами связи и силовой установкой. Через один-три месяца он будет возвращен на землю. Официальный Тегеран заявил, что космическая программа страны имеет мирный характер и преследует исключительно научно-исследовательские цели. Однако эксперты опасаются, что под прикрытием реализации национальных космической и ядерной программ Тегеран продолжает стремиться к созданию атомного боезаряда и средств его доставки - баллистических ракет большой дальности. По мнению бывшего начальника главного штаба ракетных войск стратегического назначения РФ генерал-полковник Виктора Есина, в данном случае Иран, скорее всего, использовал перепрофилированную баллистическую ракету средней дальности "Шахаб-3М", дальность действия которой при полезной нагрузке в 1000 кг составляет не более 2000-2200 км. Военный считает, что баллистические ракеты средней дальности в 3500-4000 километров Иран, в лучшем случае, сможет создать только к 2015-2020 гг. В свою очередь, на действия Ирана США сразу же ввели односторонние санкции против ряда компаний из Ирана, Китая и КНДР по обвинению в торговле ракетными технологиями и нарушении режимов нераспространения. Речь идет о двух иранских компаниях "Шахид бакери индастриал групп" и "Шахид хеммат индастриал групп", двух китайских "Далянь санни индастриз" и "Белламакс" и трех из КНДР "Кориа майнинг энд индастриал девелопмент корпорейшн", "Моконг трейдинг корпорейшн" и "Сино-ки". Американский политолог Марк Катц – автор многочисленных книг и статей об отношениях России со странами Ближнего и Среднего Востока, а также мусульманского мира в целом, рассматривая перспективу Ближневосточной политики РФ считает, что отношения России и Ирана крайне сложные, и Москва явно не удовлетворена их состоянием. На решение иранской ядерной проблемы – переработку отработанного топлива под контролем России, Тегеран ответил отказом. Это осложнило позиции Москвы, которая, с одной стороны, не может не понимать, что ядерное оружие в руках Ирана не в её интересах, а с другой – не хочет признавать это угрозы, так как это укрепит аргумента США в пользу создания системы ПРО в Европе. Недоволен Россией и Иран. Как считает профессор Катц на основании своих контактов с представителями иранского истеблишмента, антиамериканизм иранской элиты отнюдь не означает пророссийских симпатий. Скорее наоборот, разрядка в американо-российских отношениях возможна, а вот антироссийские настроения в Тегеране имеют давние корни и в последнее время лишь укрепились. Там недовольны проволочкой в строительстве ядерного комплекса в Бушере, поддержкой Москвой санкций ООН, и неуклюжей попыткой Путина предложить российские радарные станции в качестве элемента системы ПРО, направленной в первую очередь против Ирана. Подводя итог своему обзору, политолог задался вопросом: «Приведет ли активизация внешней политики Кремля к усилению влияния России на Ближнем Востоке?». На первый взгляд, может показаться: так как во многих странах этого региона сильны антиамериканские настроения - приход туда «антиамериканской» России укрепит её позиции. Однако, по мнению политолога, такой вывод - ошибочный. Исламские радикалы, которые ненавидят США, точно также ненавидят и Россию». «За что такая ненависть?», - могут спросить люди отрешённые от политики и не настаивать на ответе, но народы, которым довелось волею судьбы оказаться на точке пересечения национальных интересов США и РФ знают, в чём причина, но поделать с этим ничего не в силах.
Точка пересечения
«Проект Nabucco позволит Азербайджану обеспечить свои экономические интересы», - заявил президент Азербайджана Ильхам Алиев, выступая на саммите Nabucco, в столице Венгрии. «Что касается связей с Nabucco, то мы хотели бы участвовать в этом сотрудничестве. Мы уверены, что совместные проекты в сфере энергетики с Евросоюзом еще более укрепят наши партнерские связи. Мы должны сотрудничать в этой сфере, потому что такие проекты являются средством для сближения стран. Энергетические вопросы не должны использоваться в качестве политического инструмента или средства шантажа. Опыт нашей страны показывает, что политика, направленная на партнерство, очень скоро дает результаты, еще большие, чем получение прибыли. В заключение хочу еще раз повторить, что мы являемся сторонниками этого проекта и готовы к еще более тесному сотрудничеству в данной сфере с Евросоюзом и трансатлантическими структурами. Мы хотим, чтобы этот проект двигался вперед», - отметил И.Алиев. Интерес со стороны Азербайджана к проекту естествен в силу самой природы, но не вторую роль здесь играет и политика. В интервью американской газете «Wall Street Journal», И.Алиев также напомнил, что события августа 2008 года вокруг Южной Осетии создали определенные проблемы в транспортировке азербайджанских энергоресурсов в Европу. «Мы были вынуждены искать другие пути для транспортировки нефти. Конечно, чем больше у нас будет выходов на международные рынки, тем лучше для нас. Однако в настоящее время ситуация в Грузии стабилизировалась, и никаких проблем с транспортировкой по территории этой страны нет. Кроме того, как я уже отметил, существуют и другие маршруты», - сказал президент. Напомним, что проект "Набукко" предполагает транспортировку среднеазиатского и каспийского газа в европейские страны через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Венгрию, Румынию и Австрию. Он станет продолжением уже построенного газопровода Баку-Тбилиси-Эрзурум. Построить его планируется с 2010 по 2014 год. Основными поставщиками "голубого топлива" для Европы, вероятно, будут Азербайджан, Иран и Туркменистан, с возможным подключением Казахстана и Узбекистана. По информации европейских СМИ, против подключения России к "Набукко" выступает Еврокомиссия, которая считает, что этот шаг лишь усилит энергозависимость ЕС от России. Вместе с тем ряд ключевых членов ЕС, в частности, Германия, Италия и Франция со своей стороны сомневаются в необходимости строительства "Набукко", на реализацию которого исполнительная власть ЕС уже выделила 250 миллионов евро и который призван стать альтернативным российскому маршруту поставок природного газа. Российская сторона с момента зарождения идеи "Набукко" делала всевозможное, чтобы этот проект не состоялся. Одновременно в прессу регулярно вбрасывалась информация, что Иран будет против "Набукко", а следовательно, шансы на его строительство весьма призрачны. С другой стороны, это не первый случай, когда Россию призывают подключиться к данному проекту. Турция, которая активно лоббирует газопровод, еще в прошлом году призывала Россию присоединиться к строительству "Набукко". Туркмения и Казахстан, которые, как изначально планировалось, должны стать основными поставщиками газа в Nabucco, до сих пор никаких гарантий по поставкам не дали. Пока Европе удалось найти лишь одного поставщика газа в Nabucco в Средней Азии - это Азербайджан. Однако он сможет заполнить менее половины мощности трубопровода. Очевидно, что для того, чтобы загрузить Nabucco на всю мощность, Европа придется искать газ в другом месте. При этом вариантов у ЕС не так много, рассуждает Александр Шток. Даже если, Европа и решиться на сотрудничество с Ираном, вряд ли это, учитывая напряженность вокруг этой страны, благоприятно отразится на энергетической безопасности ЕС. Согласно докладу по энергетической политике Евросоюза, подготовленном экспертами Европарламента, Россию и в правду могут пригласить к проекту строительства европейского газопровода Nabucco. Очевидно, эксперты Европарламента считают, что получить гарантии по поставкам в Nabucco можно только с помощью России, которая, например, за долю в проекте может отказаться от Прикаспийского газопровода, что позволит Nabucco все же получить необходимые объемы газа в Средней Азии. Подобному решению проблемы препятствую весьма существенные факторы. Во-первых, это Еврокомиссия, которая категорически простив участия Москвы в Nabucco. Это будет подрывать саму идею проекта - снижение зависимости Европы от поставок российского газа, считают еврокомиссары. Во-вторых, даже если Россию и пригласят к участию в проекте, сегодня Москва вряд ли примет данное предложение. Россия активно продвигает газопровод "Южный поток", и участие в конкурентном проекте Nabucco ей сегодня просто не нужно. руководитель Центра нефтяных исследований Ильхам Шабан считает, что «Проект Nabucco не имеет концепции. «До сих пор не известно, кто будет продавать, и кто будет покупать газ, вокруг которого уже в течение пяти лет ведутся дискуссии», - отметил он в ходе видео-моста Баку-Москва-Тбилиси на тему: «Газовый проект Nabucco: плюсы и минусы для РФ, Грузии и Азербайджана» 3 февраля. Эксперт отметил, что большая часть стран-участниц данного проекта мало потребляют газ. А их настойчивое стремление объясняется просто желанием заработать немалые дивиденды в качестве транзитеров газа. «Кстати, часть стран-участниц проекта также не скрывают своего желания в реализации российского проекта «Южный поток». Это говорит о том, что данный проект все-таки политический», - отметил И.Шабан. В письменных ответах кандидата на пост госсекретаря США в администрации Барака Обамы Хиллари Клинтон на вопросы сенатора-республиканца Ричарда Лугара подчеркивалось: «Я и моя команда будем решительно убеждать наших европейских союзников заключать политические соглашения, необходимые для обеспечения строительства «Набукко»…который поможет Европе диверсифицировать ее газовые поставки...Успешная стратегия по продвижению «Набукко» или других трубопроводов в южном коридоре к европейским рынкам потребует последовательного взаимодействия на высоком политическом уровне, в т. ч. со стороны США» Известный скандальными заявлениями азербайджанский политолог Вафа Гулузаде в интервью Day.аz заметил, что политический проект, за которым стоят США, обязательно реализуется, несмотря на отчаянное сопротивление России. Ныне же, после очередной российско-украинской газовой войны, за проектом Nabucco стоят не только США, но и Европа, уставшая от газового шантажа со стороны России. Поэтому попытки России помешать реализации данного проекта посредством увеличения давления на страны, готовые участвовать в нем, обречены на провал. Ибо эти страны, - говорит Гулузаде, - не сами по себе, а являются частью совместного проекта США и Европы по строительству газопровода в обход России. А Россия, нет сомнения, ради достижения своих целей, будет прикладывать все имеющиеся в резерве силы и средства.
И нас касается
Пользуясь выдавшейся после «пятидневной войны» в Ю.Осетии возможности, Д. Медведев заявил, что «Россия всегда была защитницей кавказских народов». Тезис, надо признать, весьма спорный, но он может быть сегодня востребован как никогда раньше. 30 января появилась информация, что в Абхазии будут развернуты две российские военные базы - воздушная и морская. А в районе абхазского порта Очамчира планируется обустроить пункт базирования кораблей Черноморского флота ВМФ России. Развитие событий создает серьезные угрозы. "Российские власти осуществили против Грузии заранее спланированную и хорошо подготовленную агрессию", - заявил в интервью "24 часа" бывший советник экс-президента Путина по экономическим вопросам, эксперт Центра глобальной свободы и развития Института Катона Андрей Илларионов, сообщает Day.Az (Р.Миркадыров). Анализ большого количества данных, по его мнению, позволяет сделать вывод, что одной из важнейших целей нынешнего российского руководства было достижение политического контроля над Грузией, а в случае недостижения этой цели - ее дезинтеграция. "Дезинтеграция Грузии, похоже, была и остается одной из главных целей. Расчленение Грузии означало бы появление независимых и полузависимых не только Абхазии и Южной Осетии, но также и Аджарии, Самегрело, Джавахети, Имерети, района Квемо-Картли вокруг Марнеули. Понятно, что Джавахк и Марнеули предлагаются, соответственно, Армении и Азербайджану", - делает вывод А.Илларионов. Существует мнение, что в реализации этого плана Россия может использовать уже в качестве наживки для Азербайджана населенный азербайджанцами регион Квемо-Картли. Ни кто уже не сомневается, что дестабилизировать ситуацию как в армянонаселенных, так и азербайджанонаселенных регионах Грузии России ничего не стоит. Если Азербайджан проглотит данную наживку и тем самым попасть на удочку России, то сорваться от неё будет просто невозможно. Вот тогда на самом деле полетят к чертям и Баку-Тбилиси-Джейхан, и Баку-Тбилиси-Эрзурум, и Баку-Тбилиси-Карс, не говоря уже о "Набукко", и интеграция региона в целом в евроатлантическое пространство. В интервью агентству Day.Az (Э.А., 18 января) известный российский политолог, заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов, отвечая на ряд поставленных вопросов, упомянул о народах, разделённых госграницами России и Азербайджана. «Армения и Азербайджан – это не Германия, и ни Евросоюз в целом. Это маленькие страны, которые по определению, не будут самодостаточными, и на них будет оказываться давление, в рамках или за рамками решения нагорно-карабахского конфликта. Влияние России на Азербайджан будет в любом случае, хотя бы взять проблему разделенных народов в Дагестане. Она латентная, но есть. Проблема пока сегодня решается в формате Баку-Махачкала. Инструменты влияния есть всегда, и помимо нагорно-карабахского конфликта», - сказал Маркедонов. В Баку эти высказывания считают, чуть ли не угрозой, по меньшей мере - попыткой реанимирования идей, озвученных ещё 10 лет назад. Тогда в марте 1997 г. в «Независимой Газете» (№ 054, 26 марта 1997 г.) вышла статья «СНГ: начало или конец истории. К смене вех» Константина Затулина (ныне директор Российского Института стран СНГ, первый зампред Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками) и Андраника Миграняна (ныне политолог, председатель Комиссии Общественной палаты по вопросам глобализации и национальной стратегии развития), в которой говорилось: «Что касается противодействия усилиям Азербайджана вытеснить Россию из региона, то следует и здесь более эффективно использовать имеющиеся у Москвы ресурсы. Во-первых, нужно поддерживать военное превосходство армянской армии над азербайджанской... Во-вторых, стимулировать процесс объединения разделенного лезгинского народа, что сразу же создаст новую ситуацию на севере Азербайджана и в Дагестане... Подтолкнуть федерализацию Азербайджана». Другое дело, что процитированные высказывания из сегодняшних дней вполне могут преследовать цель «обосновать» возможный приграничный российско-азербайджанский конфликт. Посему в Азербайджане задаются вопросом: по какой причине аспект «разделенных народов» вышел на поверхность именно на нынешнем этапе? Не может оставить Азербайджан равнодушным и то, что в связи с этническими азербайджанцами параллельно начинается и в Грузии, который является одним из основных транзитных государств каспийской нефти. «Мы требуем создания Грузинской конфедерации с субъектами грузин, осетин и абхазов. В противном случае, грузинская государственность будет развалена», - заявил президент НААГ Дашгын Гюльмамедов. «Если руководство Грузии не прислушается к этому требованию, то через год Евросоюз, Россия и Турция сами предпримут реальные действия для создания такой конфедерации», - отметил он. Что касается статуса азербайджанцев Грузии после создания конфедерации Д.Гюльмамедов отметил, что они не требуют, чтобы их признали субъектом будущей конфедерации. «Азербайджанское население в Грузии проживают в 17 районах, и только в четырех из них компактно. Поэтому, часть азербайджанского населения может остаться за пределами автономного образования. В этой связи, это не в наших интересах. Это и в не интересах Грузии», - отметил он. Азербайджанцы в Грузии, по словам Д.Гюльмамедова, требуют лишь придания азербайджанскому языку государственного статуса, а это уже не мало. Вместе с тем, в заявленных предложениях Гюльмамедова по решению сложившихся проблем есть весьма приемлемая для всех истина, но проблемы становятся ещё более проблемными, когда вопросы обеспечения прав и свобод, гарантированных основными законами государства, приходится отстаивать на баррикадах. Нет сомнения, что США и Россия будут использовать разделённые народы в своих интересах. Стремление остаться самим собой ещё сильно у разделенных народов и такую почву создали сами власти ряда республик, которые, прямо или косвенно унижая этнические меньшинства, не решились ни истребить их вовсе (неофициально высказывались и такие мнения), ни помочь. Случайно ли помощник депутата Госдумы РФ, доктор политических наук Мухаммед-Ариф Садыки в статье "Как нам реформировать Дагестан" ("Независимая газета"//www.ng.ru/printed/221607) пишет, что "Любой народ стремится к постоянному развитию не просто культуры, а национального самосознания, экономики, научно-образовательной инфраструктуры, всего того, что обеспечивает самодостаточность народа, его способность на равных сотрудничать и конкурировать с другими народами". Садыки считает, что власти федерального центра РФ и Дагестана, обеспокоенные проблемами разделенных госграницами народов на Кавказе, делают ставку исключительно на создание национально-культурной автономии на сопредельных территориях Дагестана и Азербайджана. В то же время автор делает весьма любопытную ссылку на то, что Специальная межрегиональная комиссия при Совете безопасности Российской Федерации предложила концепцию поэтапного решения проблемы. Согласно указанной концепции (в части призванном, согласно автору, удовлетворить запрос лезгинского народа), предлагается: а) начать переговоры с Азербайджаном о подготовке и заключении двустороннего договора о двойном гражданстве между Россией и Азербайджаном; б) подготовить условия для образования в составе Республики Дагестан на территории проживания лезгин автономного округа или национально-культурной автономии; в) начать переговоры с Азербайджаном об образовании на территории проживания азербайджанских лезгин автономного округа или национально-культурной автономии; г) предпринять усилия для создания на основе обоих национальных образований на территории России и Азербайджана международной культурной автономии (по типу международно-культурной автономии на территории Бельгии и Голландии).
Проблем и так хватает
Таким образом, проблема разделённого аварского, лезгинского и других народов Восточного Кавказа и Закавказья продолжает находиться в поле зрения Кремля и кремлёвских политтехнологов. В ряду с другими проблемами, которые имеются на Кавказе, проблемы этнического характера представляют собой наиболее циничный инструмент влияния на Азербайджан и Грузию. Возможно, что проблемы разделенных народов РФ умело использует для достижения собственных дивидендов как в борьбе за транспортировку энергоресурсов на Запад, так и в борьбе за своё влияние на Кавказе. Но надо заметить, что эти «инструменты» в руках российского государства оказываются в виду недальновидной политики властей закавказских республик. Именно просчёты или пренебрежение проблемами этих народов со стороны государства внутри страны создаёт благоприятную почву для внешних сил и расшатывает основы их государственности. Тяжело, например, быть уверенным в способности противостоять внешней угрозе и способности вернуть оккупированные земли, если политика государства, проводимая внутри страны по отношению к собственным гражданам, уподоблено разбору несущих стен. В то же время, днём ранее в интервью Day.Az (Ф.Мамедов) уже американский политолог, старший научный сотрудник Фонда Джеймстауна (США) Владимир Сокора отметил, что "Россия никогда не разъясняла, какой принцип она поддерживает: принцип территориальной целостности, или принцип наций на самоопределение. Она только говорила, что может быть только один образец, но какой – не ясно. Цель России была в том, чтобы максимально осложнить, воспрепятствовать разрешению конфликтов, чтобы получить рычаги воздействия на конфликтующие стороны". При этом Сокора немного приподнял завесу над политикой сильных мира на Кавказе отметив, что "судьбы Грузии и Азербайджана непосредственно связаны друг с другом». Более того, Сокора, комментируя последствия кризиса с поставкой российского газа через Украину в Европу, в надежде завлечь Азербайджан в лоно Запада говорит буквально следующее: "Западной Европой, в том числе Евросоюзом и крупными корпорациями будут предприниматься еще большие усилия по открытию прямого доступа к каспийским месторождениям нефти и газа посредством трубопроводов. В этой ситуации Азербайджан окажется в большом выигрыше, играя две роли: страны-производителя и страны-транзитера энергоресурсов. Азербайджан станет ключевой страной не только для обеспечения таких проектов как Nabucco, или газопровода Турция-Греция-Италия, или Баку-Тбилиси-Эрзурум, но также как страна-транзитер туркменской и казахстанской нефти и газа. Это значительно усиливает позиции Азербайджана, в том числе на переговорах, и усиливает политическую и дипломатическую позицию Азербайджана в отношениях с Западом. Это очень выгодная ситуация для Азербайджана. Я уверен, что руководство Азербайджана и SOCAR будут использовать эту ситуацию эффективно, и совсем не так, как делает Турция. Турция в силу своего географического положения, как страна-транзитер, просто шантажирует Евросоюз, шантажирует даже Азербайджан в переговорах, касающихся газа. Но руководство Азербайджана, я уверен, являются грамотными и компетентными людьми, которые примут верное решение, в результате чего выиграет и Азербайджан, и Европа". Официальный Баку пытается выждать время (а как иначе), притом, сохраняя повод для "обострения" взаимоотношений как с Россией, так и с Западом в целом. Несмотря на призывы Кремля, официальный Баку не снимает с повестки дня азербайджано-российских отношений вопрос с поставками оружия в Армению. Как говорится, у всех свои, сугубо свои, интересы. Надо заметить, что проблема этнического обустройства характерна для Кавказа в целом, а в этой связи, поиск взаимоприемлемых решений будет продолжаться параллельно с протежированием идей по транспортировке энергоресурсов. Не исключено также, что развитие событий в целом будут сопровождать весьма нелицеприятный шлейф провокаций, недоразумений, злоупотреблений, манипуляция локальными конфликтами, лоббирование капиталистических интересов и всепоглощающее сопротивление здравому смыслу. В таком случае, можно полагать, что реализация плановых мер дагестанского правительства по поддержке соотечественников в Закавказье (постановление правительства РД № 367, от 14 ноября 2008 года), рассчитанная на 2008-2011 годы (о реализации которой будут докладывать вышестоящим инстанциям ежеквартально) является лакмусовой бумажкой, по которой Москва будет делать определённые выводы как о дальнейшей политике Азербайджана в этом вопросе, так и о способности нынешнего руководства РД работать в этом весьма нелёгком направлении.
Лачин Лачинов. Вокруг да около//aksakal.info/pages%2Bview%2B152.html
|