Исмаилов Ч.Н. Приграничное сотрудничество как важная составляющая часть развития экономических связей между Азербайджаном и Россией
Приграничные районы являются важным инструментарием развития межгосударственных торгово-экономических связей. Конечно же, состояние и развитие экономических связей, с использованием ресурсного потенциала приграничных районов, следует рассматривать через призму межгосударственных отношений. В этом плане, за последние годы, произошли существенные позитивные сдвиги в развитии торгово-экономических связей между Азербайджаном и Россией.
В соответствии с Договором о долгосрочном экономическом сотрудничестве между РФ и Азербайджаном на период до 2010 год, нарастающими темпами растет товарооборот между нашими странами. Товарооборот России со странами СНГ за последние 15 лет уменьшилось в 6 раз, в то время как товарооборот между нашими странами существенно возрос. Если в 2005, объем товарооборота составлял 960 млн. долларов, то по итогам 2006 г. он возрос до 1,5 млрд. долларов. Однако более чем двукратное увеличение цен на поставляемый природный газ со стороны России, вынудил Азербайджан отказаться от этого импорта. Следует отметить что, российская сторона в вопросе повышения цен на экспорт природного газа в страны СНГ действует избирательно. В частности, цены на поставляемый газ в Армению в 2 раза ниже, чем было предложено Азербайджану и Грузии. Исходя из этого, следует ожидать, что в 2007 году товарооборот между нашими странами снизится до 1-1,2 млрд. долларов. Важную роль в развитии сотрудничества между нашими странами могут сыграть взаимные инвестиции. Однако эти возможности пока остаются неиспользованными. Благоприятная конъюнктура рынка для стран экспортов нефти обеспечила колоссальные прибыли для России. Такое положение создает предпосылки для реализации инвестиционных проектов как внутри страны, так и за рубежом. При этом наблюдается весьма интересная картина, когда значительная часть российских инвестиций имеет направление на запад. Несмотря на это Россия пытается сохранить в фарватере своего политического влияния некоторые страны СНГ. Особенно это наглядно проявляется в отношениях с Азербайджаном. Достаточно показать существенные различия в объеме инвестиций России в страны Южного Кавказа за 2006 год: в Армению - 1,5 млрд. долларов, в Грузию - около 30 млн. долларов, а в Азербайджан- всего 2,7 млн. долларов (!). Для сравнения, инвестиции Турции в Азербайджан за прошлый год составили 139 млн. долларов. Характерно то, что Россия (как и соседний Иран), в силу своих геополитических интересов, целеустремленно пытается всячески содействовать развитию экономики Армении. Так, например, Президент Внешторгбанка (ВТБ) России Андрей Костин, 14 июня 2007 года, во время церемонии открытии в Ереване филиала банка "ВТБ-Армения" заявил, что в ходе встреч с премьер-министром РА С.Саркисяном состоялись обсуждения возможностей крупных инвестиций в энергетику, сферы добычи металлов и газа, авиаперевозок. По словам А. Костина, ВТБ планирует осуществить в Армении инвестиции на сумму около 500 млн. долларов. Несмотря на такую избирательность, Россия предлагает Азербайджану и Казахстану инвестировать на строительство нового Волго-Донского канала. При таком отношении к Азербайджану, маловероятным представляется успех этого предложения. При всем этом, западные страны с большим энтузиазмом участвуют в инвестиционных проектах в Азербайджане, главным образом, связанных с нефтяной индустрией. К примеру, за последние 10 лет, инвестиции США в экономику Азербайджана составили 15 млрд. долларов. Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры между нашими странами будет способствовать росту объему товарооборота. В этом отношении особую значимость имеет реализация проекта международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Согласно этому проекту предусматривается строительство железнодорожной линии по маршруту Казвин-Решт-Астара(Иран)-Астара(Азербайджан). В Иране предстоит построить 350 км пути, а в Азербайджане – 8,5 км. На реализацию проекта МТК «Север-Юг» потребуется порядка 600 млн.долларов, из которых Азербайджану необходимо, вместе с реконструкцией дороги, около 20 млн.долларов. По расчетам специалистов, пропускная способность этого транспортного коридора на первых порах составит около 10 млн.тонн грузов в год. Недостаточная активность Ирана в организации финансирования и строительства дороги, на своей территории, пока задерживает реализацию этого проекта. Азербайджан, в силу сложившихся условий, весьма заинтересована в развитии взаимовыгодных экономических связей с Россией. Азербайджан, в отличие от соседних стран Южного Кавказа, в экономическом отношении самодостаточна, и поэтому в состоянии выстраивать взаимовыгодные отношения с Россией. Отрадно то, что и в России постепенно формируется осознание большей значимости экономических интересов в выстраивании межгосударственных отношений со странами СНГ. Ярким подтверждением тому является выступления ведущих ученых Института экономики РАН, на заседании «круглого стола», посвященный 15-летию образования СНГ. В отношении перспектив развития торгово-экономических связей между нашими странами, можно согласиться с мнением Б.Шмелева, предлагающий наиболее разумный вариант развития взаимоотношений со странами СНГ, по которому «Россия не должна вступать ни в какие союзы и брать на себя какие-либо обязательства, а должна развивать взаимовыгодные экономические отношения на двухсторонней основе». Азербайджан, на севере, имеет достаточно протяженную сухопутную границу (390 км) с Россией. Значительная часть этой границы проходит по высокогорному водораздельному хребту Большого Кавказа, что предопределила географию транспортных коридоров в регионе. Преобладающий объем торговых перевозок проходит через Ялама-Дербентский приграничный район, который остается единственным сухопутным участком связывающие наши страны. По мнению специалистов, межгосударственные границы обладают «притягательными» и «отталкивающими» свойствами, в зависимости от состояния и уровня развития межгосударственных отношений свойства границ меняются во времени. Естественно, каждая страна заинтересована в улучшении притягательных свойств своих границ т.к. благодаря этому открываются новые возможности развития торгово-экономических отношений. В соответствии с этим, каждая страна должна выстраивать свою национальную политику регионального развития. В развитии сотрудничества между нашими странами немаловажную роль играет уровень экономического развития сопредельных регионов России, и в частности Дагестана. Военный конфликт в Чечне и его последствия непосредственно сказались на экономическом и криминогенном положении Дагестана. Эта республика все еще остается самым неспокойным регионом России. Этому в немалой степени содействует все еще сохраняющееся тяжелое социально-экономическое положение республики. Следует отметить, что Дагестан, наряду с Калмыкией и Чечено-Ингушетией, и в советский период были самыми отсталыми республиками РФ. Положение не изменилось и после распада Советского Союза. Между тем, указом Президента РФ №803 от 3 июня 1996 года, правительством была разработана программа «Об основных положениях региональной политики в РФ», на основе которой предусматривалась также реализация мер по развитию периферийных районов России. Однако за прошедший период существенных сдвигов в улучшении социально-экономического положения Дагестана не произошло. С нашей точки зрения, определенную позитивную роль в этом деле могло сыграть создание определенных элементов особых экономических зон, которые успешно реализуются рядом развивающихся стран. Идея о создание свободной экономической зоны в Дагестане была выдвинута еще в 1996 году. Законопроект "О свободной экономической зоне в Республике Дагестан" был внесен в Госдуму председателем Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовым в период исполнения им полномочий члена Совета Федерации. Однако Госдума РФ отклонила этот законопроект т.к. он «противоречит Конституции РФ». Углубление торгово-экономических отношений государств сам по себе не всегда самодостаточно, его необходимо рассматривать в контексте трансформации их обществ. Поэтому, характер и вектор происходящих изменений будут влиять на перспективы развития наших взаимоотношений. В связи с этим определенную озабоченность в азербайджанском обществе вызывает усиление ксенофобии и агрессивное отношение к «лицам кавказской национальности» в России. Это беспокойство разделяют и некоторые представители СМИ России. В частности, нельзя не согласиться с содержанием статьи в газете «Новые известия», в которой отмечается, что: «Формально созданные для образовательных и культурных целей такие организации, как «Наши», «Молодая гвардия», «Местные» в действительности проводят политические акции, граничащие с экстремизмом и пропагандой ксенофобии. Спасает от закрытия их только близость к власти». Сложившееся положение отнюдь не позволяет разрабатывать какие-либо планы по полноценному использованию нереализованных возможностей развития приграничного сотрудничества. В связи с этим, естественно возникает вопрос – насколько Россия заинтересована в развитии приграничного сотрудничества между нашими странами? Ответ на этот вопрос во многом будет определять дальнейшее расширение и углубление торгово-экономических связей между нашими странами, в том числе и в приграничных районах.