|
Статьи о Кавказе и Интервью
Лачин Лачинов. Роль и место науки в развитии современного общества // Alazan-INFO
В настоящее время в обществе происходит стремительная переоценка роли науки в развитии
человечества. Начиная с эпохи Возрождения, наука, отодвинув на задний план
религию, заняла ведущую позицию в мировозрении человечества. Если в прошлом
выносить те или иные мировоззренческие суждения могли только священнослужители,
то впоследствии эта роль целиком перешла к сообществу ученых. Научное
сообщество диктовало обществу правила практически во всех областях жизни, наука
являлась высшим авторитетом и критерием истинности. Именно наука была
важнейшим, базовым институтом, так как в ней формировалась и единая картина
мира, и общие теории, и по отношению к этой картине выделялись частные теории и
соответствующие предметные области профессиональной деятельности в общественной
практике. «Центром» развития общества являлись научные знания, а
формирование этих знаний - основным видом производства, определяющим
возможности остальных видов в материальной и духовной сфере. Но во второй половине XX века определились кардинальные
изменения в развитии общества: как в самой науке, так и в общественной
практике. Однако, спустя определенное время мы могли наблюдать противоречия
в строении единой картины мира, созданной наукой, и внутренние противоречия в
структуре научного знания, которые породила сама же наука. Стремительный рост научного
знания, технологизация средств его производства привели к резкому увеличению
дробности картины мира и, соответственно, дроблению профессиональных областей
на множество специальностей. Современное общество не только сильно дифференцировалось,
но и стало реально поликультурным. Сегодня вновь, как и раньше, каждая культура претендует
на собственную форму самоописания и самоопределения в истории. Возможность
описания единой мировой истории оказалась крайне проблематичной и обреченной на
мозаичность. Встал практический вопрос о том, как соорганизовать «мозаичное»
общество, как управлять им.Одновременно мы были вынуждены признать, что утвердившиеся
в новейшее время научные модели «работают» в очень узком ограниченном
диапазоне: там, где идет речь о выделении общего, универсального, но не там,
где постоянно необходимо удерживать разное как разное. За последние десятилетия
роль науки (в самом широком смысле) существенно изменилась по отношению к
общественной практике. С XVIII века до середины прошлого XX века в науке
открытия следовали за открытиями, а практика следовала за наукой, «подхватывая»
и реализуя эти открытия. Но, затем, наука стала все больше «переключаться» на
технологическое совершенствование практики: понятие «научно-техническая
революция» сменилось понятием «технологическая революция», затем возник термин
«технологическая эпоха» и т.д. Показательно, например, стремительное развитие
компьютерной техники и компьютерных технологий. Если раньше в ходу были теории и законы, то теперь наука
все реже достигает такого уровня обобщения, концентрируя свое внимание на
моделях, характеризующихся многозначностью возможных решений проблем. То есть, сомнения в том, что работающая модель полезнее отвлеченной теории, уже отступили на задний план. Исторически известны два основных подхода к научным
исследованиям. Автором первого является Г.Галилей. Цель науки, с его точки
зрения, - осознание порядка, лежащего в основе явлений, чтобы описывать
поведение объектов и открывать новые явления. Это так называемая «чистая
наука», теоретическое познание. Автором второго подхода был Френсис Бэкон. О нем
вспоминают гораздо реже, хотя сейчас возобладала именно его точка зрения: «Я
работаю, чтобы заложить основы будущего процветания и мощи человечества. Для
достижения этой цели я предлагаю науку, искусную не в схоластических спорах, а
в изобретении новых ремесел...». Наука сегодня идет именно по этому пути - пути
технологического совершенствования практики. Если ранее наука производила «вечное знание», а практика
пользовалась «вечным знанием», т.е. законы, принципы, теории жили и «работали»
столетия или, в худшем случае, десятилетия, то в последнее время наука в
значительной мере переключилась, особенно в гуманитарных общественных и
технологических отраслях, на знание «ситуативное». В первую очередь, это явление связано с
принципом дополнительности. Этот принцип был впервые сформулирован Н.Бором:
воспроизведение целостности явления требует применения в познании взаимоисключающих
«дополнительных» классов понятий. Принцип дополнительности существенно повернул
весь строй науки. Классическая наука функционировала как цельное
образование, ориентированное на получение системы знаний в окончательном и
завершенном виде, ориентированное на исследование событий и исключение из
контекста науки влияния деятельности исследователя и используемых им средств. С
появлением принципа дополнительности ситуация изменилась. В связи с этим стало
возможно включение в контекст науки субъектной деятельности исследователя. Это
привело к изменению понимания предмета знания: им стала теперь не реальность «в
чистом виде», а некоторый ее срез, заданный через призму средств и способов ее освоения
познающим субъектом. Дело в том, что взаимодействие изучаемого объекта с
исследователем (в том числе посредством приборов) не может не привести к
различной проявляемости свойств объекта. Это означает правомерность и
равноправие различных научных описаний объекта, в том числе различных теорий,
описывающих один и тот же объект, одну и ту же предметную область. Если раньше мы произносили слово «знание», как бы
автоматически подразумевая под этим
научное знание, то сегодня помимо научного знания человеку приходится
пользоваться знаниями и совершенно иного рода. Например, знание правил
пользования компьютерным текстовым редактором - это то же достаточно сложное
знание. Но вряд ли научное, ведь с появлением какого-либо нового текстового
редактора прежнее «знание» уходит в небытие. Научное знание сегодня сосуществует
с другими, ненаучными знаниями, и часто в публикациях авторы предлагают
разделять эти понятия на знание (научное знание) и информацию. Развитие науки, в первую очередь естественнонаучного
и технического знания, обеспечило
человечеству развитие индустриальной революции, благодаря которой к середине XX
века была почти решена проблема, тяготевшая над человечеством на протяжении
всей истории. Человечество впервые за историю смогло создать для себя
благоприятные бытовые условия, чем и был обусловлен переход человечества в
совершенно новую, так называемую постиндустриальную эпоху, обеспечив тем самым
также изобилие продовольствия, товаров, услуг, что послужило острейшей
конкуренции и огромной деформации в области политически, экономически,
обществе, культуре и т.д. Признаками этой новой эпохи стали нестабильность,
динамизм политических, экономических, общественных, правовых, технологических и
других ситуаций. Все в мире начало непрерывно и стремительно изменяться,
перестраиваться, а инновационность практики становится атрибутом времени. Если несколько десятилетий назад, в условиях
относительно длительной стабильности образа жизни практические работники -
инженеры, агрономы, врачи, учителя, технологи и т.д. - могли спокойно ждать,
пока разработают новые рекомендации, апробируют их в эксперименте, а конструкторы
и технологи, в свою очередь, разработают и апробируют соответствующие
конструкции и технологии и лишь потом дело дойдет до массового внедрения в
практику, то сегодня такое ожидание стало бессмысленным. Практика естественно и
объективно устремилась по другому пути: практические работники стали создавать
инновационные модели социальных, экономических, технологических,
образовательных других систем. Специфика современных технологий заключается в том,
что ни одна теория, ни одна профессия не может охватить весь технологический
цикл того или иного производства. Технологии меняются так быстро, что предугадать
заранее, какими они будут, и заблаговременно обучить владению ими специалистов,
стало невозможно. От специалиста сегодня требуются помимо профессиональных
знаний умение быстро осваивать новую информацию. Широта кругозора
способствовала диалектичному и логическому мышлению и системному анализу. Проектная организация деятельности стала развиваться,
очевидно, еще в эпоху Возрождения, в тот период, когда искусство было отделено
от ремесла и создание произведений искусства стало носить черты проекта, хотя,
естественно, и понятие «проект», и понятие «проектной организации
деятельности» появились только в
последнее время. В науке знание о том, что именно мы не знаем, быть может,
не менее важно, чем само позитивное
знание. Но резкий рост количества научных "исследований" попутно стал
приводить и к «размыванию» научных школ. И студенты, и ученые не успевает
«врасти» в подлинно научную среду, не успевают осознать и правильно понять узнанное, впитать в себя и в своих подопечных методологическую
культуру научной работы, осмыслить диалог образовавшийся между поколениями. Основная роль науки в развитии общества сегодня
обусловлена именно сближением науки с практикой. Это создает новые серьезные
проблемы именно для науки и научных организаций, для сообщества ученых и
будущих специалистов, которые еще обучаются в Высших учебных заведениях страны.
Лачин Лачинов, доцент МГОУ Роль и место науки в развитии современного общества // Alazan-INFO
|
Категория: Мир | Добавил: Alazan-INFO (29 Марта 2010)
|
Просмотров: 3392
|
[ Получить прямую ссылку на новость ][ Скрыть ссылки ]
В Мой Мир
|