INDEPENDENT INFORMATION ANALYSIS AND SYNTHETIC SERVICE
НЕЗАВИСИМАЯ ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ И СИНТЕЗИЧЕСКАЯ СЛУЖБА
Земля. Alazan-INFO


Форма входа

Категории раздела

Закатальская правда [0]
Алазанская долина [25]
Наш Кавказ [93]
Мир [10]

Статьи о Кавказе и Интервью

Главная » Статьи » Алазанская долина

Шахбан Хапизов // ДЖАРСКАЯ РЕСПУБЛИКА

"Исторически Алазанская долина, известная среди местного населения как Цор (ЦIор) или передний Цор (Цебе ЦIор), являлась регионом проживания аварцев Закавказья".

Поскольку как этимология этого слова, так и пределы, которые оно охватывает, не получили полной характеристики, необходимо остановиться на нем более подробно. По мнению лингвиста М. Ш. Халилова, Цор – это «Восточная Грузия и Северо-Западный Азербайджан» . Н. Я. Марр дает топоним в форме ЦIоро и пишет, что оно обозначает, «по представлению самих аваров, "то, что за горой", прежде всего Закатальский округ до самого Нухинскаго уезда». Л. И. Жирков ставит знак равенства между Цором и «Закавказьем, Грузией», разделяя при этом его на Цебе ЦIор – «Грузия по левому берегу Куры» – и Нахъа ЦIор – «Грузия за Курой» . Сходна в целом с вышеуказанной и характеристика П. К. Услара, который характеризует его как «равнину к югу от Главного Кавказского хребта», деля его при этом на Цебе Цор – «страна по левому берегу Куры» – и Наха Цор – «страна по правому берегу Куры» . Наряду с Цебе Цор и Наха Цор, аварцам известен и Жаниб Цор (авар. – «внутренний Цор»), который, в частности, фигурирует в народных песнях про набеги на Закавказье. Таким образом, в плане выяснения географических пределов Цора следует согласиться с оценками Л. И. Жиркова и П. К. Услара о том, что Цор в целом – это Закавказье.

При выяснении этимологии Цора доминирующей пока версией является сопоставление его с аварским словом цIер – «лед». Как пишет автор монографии – исследования по закатальскому диалекту аварского языка П. С. Саидова, помимо Джара (ЧIар) «в Аварии известно и другое название территории распространения закатальского диалекта – ЦIор... Оно распространяется и на другие регионы, расположенные за снежными перевалами… отделяющими Дагестан от соседней Грузии… Представляется, что топоним ЦIор связан с аварским словом цIер («лед»), цIоро – косвенная основа слова цIер: цIорол, цIорое… цIороб («во льду»). В аварском языке часто отождествляются слова «снег» – «лед», понятия «снежные горы» – «ледяные горы», т. е. горы, покрытые вечными снегами, ледниками. Известный топоним ЦIороб (форма локатива от слова цIер («лед»)) в андалальском регионе Аварии употребляется с не менее распространенным его вариантом – ЦIоронахъ // ЦIоронахъа, что буквально означает «за льдом», т. е. «за ледяным перевалом». То есть в представлении жителей Горной Аварии Цор отождествляется со страной, лежащей за ледниками.

Однако следует учесть, что название это распространено и среди аварцев Закавказья, что делает предложенную этимологию уязвимой. В этой связи автор считает наиболее вероятным происхождение топонима ЦIор от распространенного в некоторых южных диалектах аварского языка слова цIури, являющегося синонимом общеаварского слова жаниблъи («долина» , «котловина»). Обозначая долину реки Алазани, аварцы вполне могли использовать термин цIури (цIоро), так же как прикаспийскую равнину называли просто лъарагIлъи («равнина»). Географический термин цIури нередко встречается в топонимии горной Аварии (к примеру, райцентр Чародинского района ЦIуриб – «в долине») и потому вполне допустимо его применение и в Закавказье.

Одновременно необходимо подчеркнуть прослеживающуюся взаимосвязь названия Цор с городом Цри (современный Джар – ЧIар , обозначаемый на картах ХVIII века как «Цари» ), упоминаемым в «Истории Албании» при описании событий V века. Цри же, в свою очередь, взаимоувязано с названием упоминаемого еще античными авторами племени «сильвов». Указанный «город» Джар являлся историческим центром региона и на начало ХIХ века состоял из 1 260 дворов, то есть являлся более крупным населенным пунктом, нежели Баку того времени . Одновременно С. Сулейманова пишет, что на аварском языке Цор означает «предгорье, равнина» Закавказья, что идентично значению Аран на азербайджанском языке , хотя надо заметить, что в таком значении слова (цор) в аварском языке нет.

Наряду с названием Цор, обозначавшим часто все Закавказье, у авторов ХIV–ХIХ вв. известно и название собственно аварской его части – Голода (авар. Гъолода –«на горном склоне, хребте»). Впервые этот термин упоминается в «Тарих Дагестан», составленном предположительно в начале ХIV века. В этом сочинении о Голоде имеется следующий отрывок: «С.хри и Гулуда – его (Шамхала) собственность, а двум этим селениям принадлежат две горы, с которых ежегодно полагается пятьдесят овец».

И. П. Петрушевский пишет, что «под этим именем еще в ХIХ в. известны именно аварские… поселения Джаро-Белоканской области».

Л. К. Услар пишет, что «так называют горцы Джаро-Белоканский округ» . Следует отметить, что Голода – является термином, находившимся в употреблении в основном в ХVI – начале ХVIII вв., когда политическим центром аварского государства в Закавказье являлось городище Голода. Его развалины расположены на высоте 1 900 м, на южной стороне вершины горного массива Гумзул-гор в 6 км севернее города Закатала. Гумзул-гор же, в свою очередь, является боковым отрогом Главного Кавказского хребта. Хребет Гумзул-гор тянется с запада на восток, от мацехского летнего овцеводческого стана до горы Эрасул-меэр. Развалины самого поселения расположены на южном склоне верхней части хребта. А на вершине хребта, на площади 4 гектара расположены остатки кладбища – целый лес как бы воткнутых в травянистый грунт камней, на которых уже не видно надгробных надписей. На вершине холма, утыканного надгробиями, расположен зиярат – могила, окруженная металлической оградой, которая, по рассказам джарских стариков, принадлежит знаменитому на всем Восточном Кавказе ученому Нухиязул Маламухаммаду Голодинскому (родился предположительно в 1611 г., умер в 1696–97 гг.

Наиболее употребляемым в настоящее время названием аваронаселенного региона в Закавказье среди местного населения, а также аварцев и лакцев Дагестана является ЧIарахъ . Отсюда чIарахъев – «джарец, житель Джара» . Кроме того, местные аварцы называют село ЧIар и Чiарахъ . Характерна такая форма и для аварцев Дагестана. В частности, в составленной во второй половине ХIХ в. рукописи про аварского нуцала Умахана Великого указано, что он «скончался в Чарах и могила его находится в чарахской мечети». Авторы сборника документов далее уточняют, что ЧIарахъ означает в переводе с аварского «в Джаре». При анализе аварского названия Чарах окончание «-х» – есть типичная для закатальского диалекта (и в целом для аварского языка) форма оформления локатива путем добавления суффикса -хъ (например, гъотIохъ – «у дерева») .

Обращаясь к вопросу о социальном характере государства, сложившегося на базе джарских или джаро-белоканских джамаатов (вольных обществ), профессор М. Агларов говорит о нем как об «аристо-демократической республике». При этом М. Агларов ссылается на европейских авторов, в частности на офицера Российской империи Гамбу, который употребляет термин «Джарская республика». Данный термин использует, к примеру, Д. Зубарев, посетивший в 1830 году левобережье Алазани: «Джаро-Белоканская область до 1830 года составляла республику, управлявшуюся своими законами, своими властями». Так же его называет С. Броневский – «Джарская республика» и «федеративная Джарская республика». В дальнейшем именно этот термин (республика) мы будем употреблять для обозначения государства джарских аварцев, существовавшего с ХVI века и до 1830 года.

Управление Джарской республикой замыкалось на выборной должности кадия, как главы судебной власти, выполнявшего в данном государстве также функции руководителя исполнительной власти. Местные письменные источники дают нам возможность проследить за хронологией пожизненного исполнения «кадиями Чара» обязанностей руководителей Джарской республики. Вышеуказанный джарский анонимный автор ХIХ века приводит имена кадиев и хронологию их правления на протяжении 1730–1760 годов:

«Кадий Чара умер в 1146 (1733–1734) году – Мухаммадвали.

Кадий Чара умер в 1157 (1744–45) году – Хаджиали.

Кадий Чара умер в 1158 (1745) году – Хаджимуртузали.

Кадий Чара умер в 1177 (1763–64) году – Маллаусман.

Кадий Чара умер в 1180 (1766–67) году – Малламухаммад» .

Последний, согласно исследованию С. Сулеймановой, является автором «Джарской летописи» (она же «Хроника войн Джара в ХVIII столетии» и «ЦIоралъулав аразул рагъазул тарих»).

И, наконец, необходимо отметить, согласно мнению современных азербайджанских исследователей, Джарский джамаат (общество) – одна из шести аварских вольных общин в Алазанской долине. Как подчеркивается в источниках ХIХ века, «земля, известная здесь вообще под именем Чары, принадлежит пяти обществам, имеющим равные права; но общество Чарское могущественнее и богаче прочих, а посему оно есть первое, второе – Белоканское, третье – Тальское, четвертое – Мухахское, пятое – Джинихское». Данное утверждение повторяется и в других источниках: «Лезгины разделили Джарскую область на пять главных обществ, которые имели одинаковые права: Джарское, Белоканское, Тальское, Мухахское и Джинихское. Джарское общество считалось могущественнее и богаче прочих, а потому имело и большее влияние на остальные». Ведущую роль Джара подчеркивают и местные источники.

Исторически Джар, как свидетельствует местная хроника ХVIII в., являлся «головой» всего Джарского государства по своей силе, многочисленности райятов и из-за большого количества земель, принадлежащих джарцам. Согласно С. Сулеймановой, причину влияния джарцев можно объяснить тем, что джарцы, являясь автохтонами, представляли ядро военно-политического союза Джарской республики, «куда в разное время с гор стекали дагестанские племена». Она же подчеркивает, что «в этой зоне отличаются местные и булхадарские», т. е. дагестанских аварцев, «села, местный и булхадарский диалекты аварского языка» .

Источники:

1.    Халилов М. Ш. Грузинско-дагестанские языковые контакты. М., 2004. С. 83.

2.    Марр Н. Я. Кавказские племенные названия и местные параллели. Петроград, 1922. С. 32.

3.    Жирков Л. И. Аварско-русский словарь. Л., М., 1936. С. 144.

4.    Услар П. К. Этнография Кавказа. Языкознание. Т. III. Аварский язык. Тифлис, 1889. С. 20.

5.    МагIарулазул хъалкьиял кIучIдул. МахIачхъала, 2001. Гь. 293, 340 (на авар. яз.).

6.    Молла Мəhəммəд əл-Ҹари. Ҹар Салнамəси / тәрҹ., ҝириш, гејд. С. А. Сулејмaнованындыр. Бакы, 1997. С. 14 (на азерб. яз.).

7.    Саидова П. А. Закатальский диалект аварского языка. Махачкала, 2007. С. 15–16.

8.    Асадулаев ГI. Гьиндибросдал тарих. МахIачхъала, 2003. Гь. 14 (на авар. яз.).

9.    Аварско-русский словарь / сост. М. Саидов. М., 1967. С. 224.

10.    Об этом см. Хапизов Ш. М. Поселения Джарского общества (историко-географическое и этнографическое описание микрорегиона в Восточном Закавказье). М., 2011. С. 15–20.

11.    Вахушти Багратиони. Атлас Грузии (XVIII век). Тбилиси, 1997. С. 95; Карта «Азиатская Турция, Анатолия, включающая Армению, Курдистан, Алджезиру, Ирак-Аджами». Париж, 1762 г.

12.    Мовсес Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. с древнеармянского, пред. и ком. Ш. В. Смбатяна. Ереван, 1984. С. 38.

13.    Гусейнова Б. М. Расселение авароязычного населения в Восточном Закавказье в ХVIII – первой трети ХIХ в. // Вестник Дагестанского государственного университета. Махачкала, 2008. Вып. III. С. 26.

14.    Сулейманова С. А. Этнополитическая история северо-западной Албании в свете архетипов в местных источниках // Известия НАН Азербайджана. Серия истории, философии и права. Баку, 2004. №4. С. 57.

15.    Шихсаидов А. Р., Айтберов Т. М., Оразаев Г. М.-Р. Дагестанские исторические сочинения. М., 1993. С. 108.

16.    Петрушевский И. П. Джаро-Белоканские вольные общества в первой половине XIX века. Тифлис, 1934; Он же. Указ. раб. Махачкала, 1993. С. 34.

17.    Услар П. К. Указ. раб. С. 20.

18.    Айтберов Т. М. Закавказские аварцы (VIII – начало ХVIII вв.). Махачкала, 2000. Ч. I. С. 130.

19.    Асланов А. М. Из топонимии Алазани // Ономастика Кавказа. Махачкала, 1976. С. 88; МагIарулазул халкъиял кIучIдул / хIадурана С. М. ХIайбулаевасва М.-К. Гьиматовас. МахIачхъала, 2001. Гь. 274–275 (на авар. яз.).

20.    Жирков Л. И. Указ. раб. С. 33.

21.    Саидова П. А. Закатальский диалект… С. 15.

22.    Шихсаидов А. Р., Айтберов Т. М., Гасанов М. Р., Алиев Б. Г. Материалы по хронологии и генеалогии // Источниковедение средневекового Дагестана. Махачкала, 1986. С. 162.

23.    Саидова П. А. Особенности локативов в закатальском диалекте аварского языка // Падежный состав и система склонения в кавказских языках. Махачкала, 1987. С. 165.

24.    Агларов М. А. Кавказские реалии в российской историографии (XVIII – нач. ХIХ вв.) // Материалы Международной научной конференции «Кавказ: археология и этнология». Баку, 2009. С. 312, 313.

25.    Зубарев Д. Поездка в Кахетию, Тушетию, Пшавию, Хевсурию и Джаро-Белоканскую область // Русский вестник. 1841. Т. 2. С. 551–552.

26.    Броневский С. М. Историческия Выписки о сношениях России с Персиею, Грузиею и вообще с горскими народами, в Кавказе обитающими, со времен царя Иоанна Васильевича доныне / изд. И.К. Павловой. СПб., 1996. С. 141–142.

27.    Айтберов Т. М. Памятные записи // Письменные памятники Дагестана ХVIII–ХIХ вв. Махачкала, 1989. С. 137–140.

28.    Мustafazadə T. T. Son orta əsrlərdə Azərbaycanin Şəki-Zaqatala bölgәsindә sosial-iqtisadi vә siyasi münasibәtlәrin sәciyyәvi xüsusiyyәtlәri // AMEA Tarix Institutu Elmi Əsərləri. 20-ci cild.– Baki, 2007.– S. 19 (на азерб. яз.).

29.    Коцебу М. А. Сведения о джарских владениях. 1826 г. // История, география и этнография Дагестана XVIII–XIX вв. Архивные материалы (ИГЭД) / Под ред. М. О. Косвена и Х.-М. Хашаева. – М., 1958. – С. 263.

30.    Фон-Плотто А.И. Природа и люди Закатальскаго округа // Сборник сведений о кавказских горцах. – Тифлис, 1869. Вып. IV. – С. 8.

31.    ЦIоралъул аваразул рагъазул тарих / хIадур гьабуна Т. М. Айтберовас. – МахIачхъала, 1996. – Гь. 18 (на авар. яз.).

32.    Сулейманова С. Джаро-белоканские аварцы (историко-этнографическое исследование) // Азербайджан и азербайджанцы в мире. – Баку, 2009. №2. – С. 65.

Шахбан Хапизов // "Джарская республика". 
Газета "МК-Дагестан", 23 июля 2015 г.

Категория: Алазанская долина | Добавил: Alazan (23 Июля 2015)
Просмотров: 865 | Теги: авария, аристократия, республика, джарская, история, Цор, государственность, Джар, исследования
Всего комментариев: 0

[ Получить прямую ссылку на новость ]

Share |
idth="100%" cellspacing="1" cellpadding="2" class="commTable">
Имя *:
Email:
Подписка:1
Код *:

Поисковик по сайту

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 1
Каталог сайтов
  • Maarulal.ru
  • Avaristan.info
  • Закатальский музей
  • Газета "Zaqatala"
  • RomPhoto
  • Saxur-INFO
  • Gazavat.ru
  • Ингило
  • Алиабадский сайт
  • Zaqatala-INFO
  • Интернет-РАБОТА
  • WikiLeaks
  • Alazan MUZes
  • El Alazan
  • Alazan BOUTIQUE
  • Alazan IT
  • EaPCommunity
  • OSW
  • Наш Кавказ
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Наши Партнёры

    РОССИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    для иностранных граждан

    Protected by Copyscape Online Plagiarism Finder